Глава 8.
Бюджетное планирование.
Одним из наиболее распространенных способов управления финансами компании является в настоящее время бюджетное планирование. Основные цели бюджетного планирования:
· экономическое обоснование будущих расходов компании и источников их финансирования;
· контроль над доходами и расходами на основе сравнения фактических и плановых показателей, своевременной корректировки прогнозных данных;
· обеспечение прозрачности информации о деятельности компании и ее структурных подразделений;
· оценка хозяйственной деятельности компании в разрезе мест и источников возникновения затрат;
· координация - согласование деятельности подразделений компании; оптимизация финансовых потоков.
В самом общем виде бюджет представляет собой график расходов (начислений использования средств) с разбивкой по используемым ресурсам, подразделениям, видам деятельности, территориям и т.п. Для относительно самостоятельных структурных подразделений и для предприятия в целом сет включает в себя также источники финансирования расходов. Хотели бы подчеркнуть, что источниками финансирования расходов являются не только доходы от реализации продукции, но и доходы от отчуждения других активов компании, и наращивание обязательств как перед участниками акционерами), так и перед кредиторами. Поэтому употребляемое иногда выше «бюджет доходов и расходов» с экономической точки зрения некорректно. Бюджет - это прежде всего план расходов, иногда включающий в источники их финансирования.
|
|
«стоящая глава посвящена описанию процесса разработки общего ста компании (в расчете на месяц).
8.1
Общий бюджет
Общий бюджет компании представляет собой совокупность различных программ и финансовых планов (бюджетов). Число этих программ зависит от отраслевой принадлежности компании, ее размера, уровня децентрализации управления, а также от степени детализации самих программ и бюджетов.
Обший бюджет производственного предприятия включает в себя 4 основных блока: операционный, финансовый, аналитический и сводный.
Операционный блок состоит обычно из следующих основных документов: программы продаж, программы производства, бюджета сырья и материалов, бюджета затрат на персонал, бюджетов общепроизводственных, коммерческих и административных расходов. Кроме того, в операционный блок входят бюджеты относительно самостоятельных подразделений - центров ответственности.
Финансовый блок включает в себя план инвестиций и бюджет обязательств.
Аналитический блок состоит из аналитических (вспомогательных) бюджетов. основным из которых является план-анализ покрытия расходов в разрезе товаров, подразделений, направлений расходования средств и предприятия в целом.
|
|
Сводный блок содержит прогнозы отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и балансового отчета.
В процессе бюджетного планирования решаются три основные задачи:
• определение методологии исчисления затрат, в том числе оценки стоимости запасов сырья (материалов, комплектующих) и готовой продукции;
• определение методологии расчета экономических результатов, в том числе результатов деятельности обособленных подразделений (центров ответственности);
• определение формы представления планов и отчетов о деятельности ком- пании и ее подразделений.
Для согласования системы информационного обеспечения и системы планирования (контроля) целесообразно, чтобы формы документов, применяемых при планировании, совпадали с отчетными формами. Это позволит сделать более простым и прозрачным ведение документации и упростить процедуру сравнения показателей «план - факт».
Бюджетное планирование включает в себя несколько этапов.
1. На нервом этапе менеджерами по сбыту осуществляется прогнозирование объемов продаж в разрезе мест их осуществления в количественном и ценовом выражении. Полученные от менеджеров по сбыту данные консолидируются по подразделениям и компании в целом. Результатом является программа продаж компании.
2. На базе программы продаж формируется программа производства, которая служит основанием для составления бюджета сырья (материалов, комплектующих) и бюджета труда.
3. Бюджет сырья и материалов является основанием для составления плана-графика закупок. План закупок может составляться в разрезе поставщиков, товарных групп, относительно обособленных подразделений компании:
4. Бюджет труда лежит в основе планирования политики компании относительно
персонала: определения необходимых вакансий, проведения переговоров с работниками об уровне их заработной платы, формировании фонда оплаты труда, фонда социальных нужд, обучения персонала и других кодовых мероприятий.
5. На следующем этапе осуществляется планирование общепроизводственных, административных и коммерческих затрат. Планирование проводиться в разрезе видов затрат и подразделений. Здесь преобладает метод «от достигнутого». Корректирующими факторами являются обьем продаж (производства), новые вакансии, предполагаемый уровень цен на материалы и слуги.
На этом этапе проводятся интенсивные переговоры с основными поставщиками материалов и услуг, при необходимости заключаются новые договоры и соглашения. Отдельно планируются затраты на рекламу.
6. На основе бюджета сырья и материалов, бюджета затрат на оплату труда и бюджета общепроизводственных расходов составляется бюджет затрат на производство, позволяющий определить планируемую стоимость про- введенной и реализованной продукции, а также изменение стоимости запасов готовой продукции.
7. Завершающим этапом операционного планирования является разработка общего операционного бюджета, бюджетов подразделении и аналитике кого бюджета *Анализ покрытия
8. Параллельно с этапами операционного планирования осуществляется инвестиционное планирование - разрабатывается бюджет капитальных вложений. Условно можно выделить три типа инвестиций:
• текущие инвестиции - инвестиции, необходимые для поддержания нормального режима функционирования компании (приобретение компьютерной и оргтехники, вспомогательного оборудования и т.п.);
• продолжающиеся проектные инвестиции - инвестиции, начатые в предыдущий период (их бюджет уже сформирован, на данном этапе планирования осуществляются промежуточный контроль и уточнение параметров);
|
|
• новые проектные инвестиции - крупные инвестиции, связанные с созданием нового производства, капитальной модернизацией оборудования, покупкой или строительством зданий и сооружений и т.п.
9. Для обеспечения финансирования инвестиционных проектов, а также щя своевременного исполнения существующих обязательств компании разматывается бюджет обязательств, представляющий собой план привлечения и погашения заемных средств.
10. На заключительном этапе проводится составление прогнозных отчетах документов: отчета о движении денежных средств, отчета о прибылях и убытках и балансового отчета. Рассчитываются плановые показатели ликвидности, платежеспособности и эффективности.
При составлении годового бюджета целесообразно сначала осуществлять помесячное (поквартальное) планирование. При этом каждый бюджетный документ должен содержать промежуточные показатели завершения предыдущего периода. В процессе текущей корректировки бюджетов большое значение имеют перепроверка и уточнение запасов и обязательств, переходящих из одного периода в другой.
Логическая схема бюджетного планирования представлена на рис. 8. I
Рис. 8.1. Логическая схема процесса бюджетного планирования
8.2