Общий бюджет

Глава 8.

Бюджетное планирование.

Одним из наиболее распространенных способов управления финанса­ми компании является в настоящее время бюджетное планирование. Основные цели бюджетного планирования:

· экономическое обоснование будущих расходов компании и источни­ков их финансирования;

· контроль над доходами и расходами на основе сравнения фактических и плановых показателей, своевременной корректировки прогнозных данных;

· обеспечение прозрачности информации о деятельности компании и ее структурных подразделений;

· оценка хозяйственной деятельности компании в разрезе мест и источ­ников возникновения затрат;

· координация - согласование деятельности подразделений компании; оптимизация финансовых потоков.

В самом общем виде бюджет представляет собой график расходов (начислений использования средств) с разбивкой по используемым ресурсам, подразделениям, видам деятельности, территориям и т.п. Для относительно самостоятельных структурных подразделений и для предприятия в целом сет включает в себя также источники финансирования расходов. Хотели бы подчеркнуть, что источниками финансирования расходов являются не только доходы от реализации продукции, но и доходы от отчуждения других активов компании, и наращивание обязательств как перед участниками акционерами), так и перед кредиторами. Поэтому употребляемое иногда вы­ше «бюджет доходов и расходов» с экономической точки зрения некорректно. Бюджет - это прежде всего план расходов, иногда включающий в источники их финансирования.

«стоящая глава посвящена описанию процесса разработки общего ста компании (в расчете на месяц).

8.1

Общий бюджет

Общий бюджет компании представляет собой совокупность различных про­грамм и финансовых планов (бюджетов). Число этих программ зависит от от­раслевой принадлежности компании, ее размера, уровня децентрализации уп­равления, а также от степени детализации самих программ и бюджетов.

Обший бюджет производственного предприятия включает в себя 4 основ­ных блока: операционный, финансовый, аналитический и сводный.

Операционный блок состоит обычно из следующих основных документов: программы продаж, программы производства, бюджета сырья и материалов, бюджета затрат на персонал, бюджетов общепроизводственных, коммерчес­ких и административных расходов. Кроме того, в операционный блок входят бюджеты относительно самостоятельных подразделений - центров ответ­ственности.

Финансовый блок включает в себя план инвестиций и бюджет обяза­тельств.

Аналитический блок состоит из аналитических (вспомогательных) бюд­жетов. основным из которых является план-анализ покрытия расходов в раз­резе товаров, подразделений, направлений расходования средств и предпри­ятия в целом.

Сводный блок содержит прогнозы отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и балансового отчета.

В процессе бюджетного планирования решаются три основные задачи:

• определение методологии исчисления затрат, в том числе оценки сто­имости запасов сырья (материалов, комплектующих) и готовой про­дукции;

• определение методологии расчета экономических результатов, в том числе результатов деятельности обособленных подразделений (центров ответственности);

• определение формы представления планов и отчетов о деятельности ком- пании и ее подразделений.

Для согласования системы информационного обеспечения и системы планирования (контроля) целесообразно, чтобы формы документов, приме­няемых при планировании, совпадали с отчетными формами. Это позволит сделать более простым и прозрачным ведение документации и упростить про­цедуру сравнения показателей «план - факт».

Бюджетное планирование включает в себя несколько этапов.

1. На нервом этапе менеджерами по сбыту осуществляется прогнозирова­ние объемов продаж в разрезе мест их осуществления в количественном и ценовом выражении. Полученные от менеджеров по сбыту данные консоли­дируются по подразделениям и компании в целом. Результатом является про­грамма продаж компании.

2. На базе программы продаж формируется программа производства, ко­торая служит основанием для составления бюджета сырья (материалов, ком­плектующих) и бюджета труда.

3. Бюджет сырья и материалов является основанием для составления плана-графика закупок. План закупок может составляться в разрезе постав­щиков, товарных групп, относительно обособленных подразделений компании:

4. Бюджет труда лежит в основе планирования политики компании относительно

персонала: определения необходимых вакансий, проведения переговоров с работниками об уровне их заработной платы, формировании фонда оплаты труда, фонда социальных нужд, обучения персонала и других кодовых мероприятий.

5. На следующем этапе осуществляется планирование общепроизводственных, административных и коммерческих затрат. Планирование проводиться в разрезе видов затрат и подразделений. Здесь преобладает метод «от достигнутого». Корректирующими факторами являются обьем продаж (про­изводства), новые вакансии, предполагаемый уровень цен на материалы и слуги.

На этом этапе проводятся интенсивные переговоры с основными постав­щиками материалов и услуг, при необходимости заключаются новые договоры и соглашения. Отдельно планируются затраты на рекламу.

6. На основе бюджета сырья и материалов, бюджета затрат на оплату труда и бюджета общепроизводственных расходов составляется бюджет затрат на производство, позволяющий определить планируемую стоимость про- введенной и реализованной продукции, а также изменение стоимости запасов готовой продукции.

7. Завершающим этапом операционного планирования является разработка общего операционного бюджета, бюджетов подразделении и аналити­ке кого бюджета *Анализ покрытия

8. Параллельно с этапами операционного планирования осуществляется инвестиционное планирование - разрабатывается бюджет капитальных вложений. Условно можно выделить три типа инвестиций:

• текущие инвестиции - инвестиции, необходимые для поддержания нор­мального режима функционирования компании (приобретение компь­ютерной и оргтехники, вспомогательного оборудования и т.п.);

• продолжающиеся проектные инвестиции - инвестиции, начатые в пре­дыдущий период (их бюджет уже сформирован, на данном этапе пла­нирования осуществляются промежуточный контроль и уточнение па­раметров);

• новые проектные инвестиции - крупные инвестиции, связанные с со­зданием нового производства, капитальной модернизацией оборудо­вания, покупкой или строительством зданий и сооружений и т.п.

9. Для обеспечения финансирования инвестиционных проектов, а также щя своевременного исполнения существующих обязательств компании раз­матывается бюджет обязательств, представляющий собой план привлечения и погашения заемных средств.

10. На заключительном этапе проводится составление прогнозных отчет­ах документов: отчета о движении денежных средств, отчета о прибылях и убытках и балансового отчета. Рассчитываются плановые показатели ликвидности, платежеспособности и эффективности.

При составлении годового бюджета целесообразно сначала осуществ­лять помесячное (поквартальное) планирование. При этом каждый бюджет­ный документ должен содержать промежуточные показатели завершения предыдущего периода. В процессе текущей корректировки бюджетов боль­шое значение имеют перепроверка и уточнение запасов и обязательств, пере­ходящих из одного периода в другой.

Логическая схема бюджетного планирования представлена на рис. 8. I

Рис. 8.1. Логическая схема процесса бюджетного планирования


8.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: