I группа | Объяснительно-иллюстративные методы | Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа. |
II группа | Репродуктивные методы | Лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, поручение, упражнение. |
III группа | Проблемные методы | Беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение. |
IV группа | Частично поисковые методы | Диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование. |
V группа | Исследовательские методы | Исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, техническое творчество, проектирование, поиск неисправностей. |
Еще раз скажем о том, почему полезно знать классификаторы методов. Дело в том, что с их помощью можно определить педагогические возможности каждого метода и сознательно пользоваться им. Например, метод доверия. По первому классификатору — это словесный метод. По второму — стимулирующий. По третьему — частично поисковый, поскольку предоставляет воспитаннику возможность действовать самостоятельно. Или, скажем, метод упражнений. Это практический метод формирования поведения и деятельности, имеет четко выраженный репродуктивный характер. Следовательно, он не побуждает учащихся к творчеству. И так охарактеризовать можно каждый метод.
|
|
В заключение отметим, что все рассмотренные методы равно необходимы при теоретической подготовке учащихся училищ и при практической производственной. Все дело в дозировке методов, их сочетании.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте перечень педагогических методов воспитания, используемых в прошлом вашими педагогами по отношению к вам, и систематизируйте их по одному из классификаторов.
2. Сделайте то же самое с методами, применяемыми вами в самовоспитании, самообразовании, самообучении.
3. Один из наиболее полно представляемых вами методов терпеливо разделите на приемы педагога и приемы учащегося.
4. К таблице 13 сделайте символические зарисовки к каждой группе методов.
5. Дополните схему на таблицу 14.