Классификация методов по степени продуктивности

I группа Объяснительно-иллюстративные методы Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа.
II группа Репродуктивные методы Лекция, пример, демонстрация, алгоритми­ческое предписание, поручение, упражнение.
III группа Проблемные методы Беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение.
IV группа Частично поисковые методы Диспут, наблюдение, самостоятельная рабо­та, лабораторная работа, самоуправление, соревнование.
V группа Исследовательские методы Исследовательское моделирование, сбор но­вых фактов, задание, техническое творчест­во, проектирование, поиск неисправностей.

Еще раз скажем о том, почему полезно знать классификаторы методов. Дело в том, что с их помощью можно определить педагогические возможнос­ти каждого метода и сознательно пользоваться им. Например, метод доверия. По первому классификатору — это словесный метод. По второму — стимулирующий. По третьему — частично поисковый, поскольку предоставляет воспитаннику возможность действовать самостоятельно. Или, скажем, метод упражнений. Это практический метод формирования поведения и деятель­ности, имеет четко выраженный репродуктивный характер. Следовательно, он не побуждает учащихся к творчеству. И так охарактеризовать можно каж­дый метод.

В заключение отметим, что все рассмотренные методы равно необходи­мы при теоретической подготовке учащихся училищ и при практической про­изводственной. Все дело в дозировке методов, их сочетании.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте перечень педагогических методов воспитания, используемых в прошлом вашими педагогами по отношению к вам, и систематизируйте их по одному из классификаторов.

2. Сделайте то же самое с методами, применяемыми вами в самовоспита­нии, самообразовании, самообучении.

3. Один из наиболее полно представляемых вами методов терпеливо раз­делите на приемы педагога и приемы учащегося.

4. К таблице 13 сделайте символические зарисовки к каждой группе методов.

5. Дополните схему на таблицу 14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: