Проектирование системы практической подготовки рабочих

Практическая подготовка будущих рабочих и служащих является обяза­тельной составной частью всей системы их образования. Из всего объема учеб­ного времени на нее отводится от 30 до 40% в зависимости от профессии, специальности и сроков обучения.

Содержание практической подготовки рабочих — это часть профес­сионально -трудового опыта, выраженная в практических действиях, составляющих сущность профессии (специальности).

Как видим из определения, практическая подготовка рабочих состоит в формировании у них практических действий — профессиональных навыков и умений.

Профессиональные навыки — это отдельные операции и при­емы трудовой деятельности, доведенные в результате упражнений до степени автоматизма. Профессиональные навыки всегда слож­ны, например навык организации рабочего места, планирования труда, самоконтроля результата труда и т. д. Правда, есть и менее сложные навыки: отливания, резания слесарной ножовкой, оттачи­вания поверхностей на токарном станке, пользования микрокаль­кулятором и др.

Профессиональные умения — это совокупность навыков в со­ответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их

формирования и использования. Профессиональные умения — это профессионально значимые комплексы навыков и знаний. Переход от профессиональных навыков к умениям и далее к их творчес­кому использованию ведет к формированию профессионального мастерства.

Профессиональные навыки и умения принято формировать индуктив­ным путем: от простых — к сложным, через постепенное накопление еди­ничных — к комплексам. На основе усвоения профессиональных навы­ков и умений идет формирование целостной профессиональной деятель­ности. Учащимся предстоит освоить такие способы деятельности, кото­рые отражали бы общественно-экономическое и культурное состояние производства и отрасли. В складывающейся профессиональной деятель­ности учащихся можно учить репродуктивным и творческим способам достижения результатов.

В основе формирования профессиональной деятельности лежит освоение нормативно одобренных способов деятельности. Это цепочка последователь­ных переходов от цели к программе деятельности, а от нее к продукту дея­тельности.

Нормативно одобренный способ деятельности включает в себя четыре компонента: цель—проект—план—продукт. Каждый компонент представляет собой определенный уровень построения практического результата деятельности. От компонента к компоненту возрастает конкретность действий. Цель — это только ответ на во­прос "зачем?". Проект — это уже стратегия деятельности: ответ на вопросы "что?", "сколько?", "когда?". И наконец, план определяет тактику деятельности и дает ответы на вопросы "как?", "где?", "чем?", "кому?" (Мошкова И.Н., Молов С.Л. Указ. Соч. С. 81 - 88.).

Освоить эту логику действий — значит освоить норматив, пред­ставляющий собой основу практически любой деятельности по любой профессии. Этот норматив раскрывается через систему кон­кретных трудовых функций.

Проектирование системы практической подготовки учащихся ПТУ осу­ществляется на основе принятых моделей личностного потенциала будущего работника, а также с учетом специфики труда и производства. К формам про­ектирования относятся: ТКС (Тарифно-квалификационный справочник ра­бот и профессий рабочих), учебный план, учебная программа производствен­ного обучения учащихся.

Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих яв­ляется основным государственным документом для тарификации работ, оп­ределения уровня квалификации рабочего в пределах конкретной профессии, а также объема профессиональных знаний, навыков и умений учащихся профучилищ. Тарификация работы, предусматривающая соответствующий уро­вень квалификации рабочего, производится на основе тарифно-квалифика­ционных характеристик профессий, разработанных применительно к шести­разрядной тарифной сетке. Разряды работ, определяющие диапазон сложнос­ти конкретного труда, обусловливают уровень квалификации, необходимый для выполнения конкретных видов работ различной сложности.

ТКС как форма проектирования системы практической подготовки рабо­чих не имеет целью охватить весь процесс в целом. В связи с ростом произ­водства он не всегда своевременно отражает новые виды работ и новые про­фессии и специальности, новые технологии и новые виды продукции, совме­щение функций, профессий и специальностей. Здесь нет полного описания трудовых процессов и не раскрываются в должной мере содержание, объем, характер трудовых функций рабочего. Тарифно-квалификационные справоч­ники служат лишь для того, чтобы тарифицировать (тариф — система ставок, определяющая размер оплаты за труд на государственных предприятиях) и нормировать работы.

В тарифной сетке определяются разряды как основа дифференциации ра­бот по их сложности. Она служит стимулом для повышения квалификации труда рабочих. Значимость ее как исходной модели подготовки рабочих в ПТУ чрезвычайно важна. Во-первых, в основном в соответствии с ТКС идет подбор профессий, по которым ПТУ будет готовить учащихся. Во-вторых, определяются общие требования к уровню их подготовки. В-третьих, ТКС используется для проведения профориентационной работы маркетинговых служб как самая свернутая, понятная модель будущей деятельности пригла­шаемых на работу юношей и девушек.

На основе ТКС разрабатываются квалификационные характеристики, о чем мы выше говорили. ТКС и квалификационные характеристики в свою очередь служат основой для разработки педагогических проектов — учебных планов и программ.

Учебный план выполняет роль посредника между ТКС, квалификацион­ной характеристикой и учебными программами, учебниками, разработкой уроков. Планы составляются для всех профессий

Согласно учебному плану практическая подготовка будущих рабочих осу­ществляется посредством такой дисциплины, как производственное обучение, а также посредством производственной практики на предприятии. Это основ­ные организационные формы практической подготовки будущих рабочих. Кроме того, ее можно проводить и во внеурочных формах работы: через со­здание производственного участка в ПТУ и ученических производственных бригад, работающих на основе хозрасчетных отношений с предприятиями через кооперативы, аренду.

Учебный план включает в себя предмет "Производственное обучение" с указанием объема времени и сроков проведения по курсам. В нем также ука­зывается место и время проведения предвыпускной производственной прак­тики. Все остальные теоретические дисциплины, особенно технические, рас­полагаются в плане как обеспечивающие эти формы обучения, соблюдая тре­бование опережения теоретической подготовки по отношению к практичес­кой подготовке.

Определяя место и объем практической подготовки учащихся, следует ре­шить проблему ее теоретического обеспечения. Составители учебного плана стремятся целесообразно соотнести их между собой, а это не просто сделать. Практика всегда имеет комплексный характер и потому требует самого пол­ного теоретического обеспечения. Именно теория формирует у учащихся на­учные представления о практике. На практике может складываться все наобо­рот. Опережающее изучение теории порождает у ребят непонимание ее зна­чения, недооценку, а отсюда и слабую мотивацию учения. Так что проблема взаимосвязи теоретического и практического обучения должна в каждом кон­кретном случае решаться отдельно, с учетом специфики профессии, условий и степени подготовленности учащихся.

Практическое обучение проектируется в форме специальной учебной про­граммы.

Учебная программа представляет собой некую целостность предметного содержания и некоторых средств его усвоения, развития и воспитания уча­щихся. В учебной программе две части: основная, включающая то содержа­ние, ради которого введен учебный предмет в учебный план, и блок средств — профессиональный блок, обеспечивающий усвоение знаний, формирова­ние умений и развитие учащихся.

При проектировании учебной программы учитывается специфика пред­мета, специфика технического знания. В частности, ведущими компонентами производственного обучения становятся нормативно одобренные способы деятельности.

Процессуальный блок учебной программы включает в себя вспомогатель­ные (логические, методологические) и межпредметные, историко-научные и оценочные знания, способы деятельности и формы организации процесса обучения предмету.

Учебная программа производственного обучения содержит в себе учебные и воспитательные цели, перечень навыков и умений, совокупностью которых должны овладеть учащиеся. В ней определяется глубина освещения каждого вопроса, степень трудности формирования основных профессиональных уме­ний. Учебная программа производственного обучения рассчитана на получе­ние учащимися того уровня квалификации, который предусмотрен квалифика­ционной характеристикой. В программах производственного обучения при сис­тематизации и расположении материала решающей является конкретная тех­нология производства. Кроме того, на подбор и расположение материала влия­ют педагогические принципы, возможности методов и средств обучения.

Демократизация деятельности ПТУ позволяет мастеру производственно­го обучения делать "доводку" этой учебной программы, адаптировать ее к условиям конкретного производства и уровню подготовленности и развития учащихся. Более того, мастеру предоставляется право варьировать сроки и место производственного обучения и практики в учебном процессе. Таким образом, он сам проектирует производственное обучение.

Мастера производственного обучения в целях совершенство­вания процесса формирования навыков и умений обратились к тео­рии поэтапного формирования умственных действий. И хотя эта теория посвящена процессам и условиям формирования осмыслен­ной умственной деятельности учащихся, она предлагает для этого широко использовать и практические действия. Это как раз и при­влекает специалистов профессиональной педагогики. Основу тео­рии составляют следующие положения:

1) прежде чем начать изучать новую операцию (действие), следует сориентироваться в условиях, в которых она применяется и которые способствуют ее успешному овладению;

2) далее рекомендуется познакомиться с эталонами, норма­тивными требованиями выполнения этой операции;

3) нужно стремиться повторить заданный норматив, предва­рительно составив в уме план своих действий;

4) необходимо осмыслить совершенные действия и прогово­рить их вслух, иногда комментируя словами (понятиями) практи­ческие операции.

Суть теории состоит в переводе внешних практических дейст­вий во внутренние умственные и наоборот.

Слабость теории состоит в том, что ее применение возможно лишь при обучении смотивированного ученика, стремящегося тер­пеливо и методично изучать профессию. Сила же в том, что фор­мирование новых действий осуществляется без особого напряже­ния, без заучивания, как бы само собой. Применение данной тео­рии способствует сближению рабочих действий и умственной ра­боты ученика.

В рамках теории поэтапного формирования умственных дей­ствий разработана идея ориентировочной основы действий и типов ориентировки. (Машкова И.П., Малов С.Л. Указ. соч. С. 33 - 55; Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие уча­щихся. М., 1968. С. 288.; Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения зна­ний. М., 1975. С. 54 - 195.)

Учебная программа производственного обучения для профессий с трех­летним сроком обучения состоит из двух частей: программа обучения в учеб­ных мастерских и обучение на предприятии, куда входит проектирование и предвыпускной производственной практики на штатных рабочих местах пред­приятий выпускных квалификационных экзаменов.

Общепринятая структура учебных программ — это разбивка всего учеб­ного материала на темы, способные быть усвоенными учащимися за один-два урока. Подборка и расположение тем зависит от принятой системы обуче­ния: предметной, операционной, операционно-комплексной или побочной.

Предметная система обучения предполагает за основу брать определенное изделие и весь процесс его изготовления. На такой системе обучения построена программа подготовки рабочих по деревообрабатывающим специальностям.

Операционная система, впервые созданная в России и широко внедрен­ная во всем мире, состоит в тщательном анализе содержания труда и выделе­ния его компонентов. Эти компоненты-операции и берутся за основу темати­ческого построения курса производственного обучения. Так можно строить программы по слесарным и токарным работам.

Операционно-комплексная система предполагает создание таких совокупностей операции, которые составляют законченное целое (комплекс). В про­фессиях, связанных с изготовлением целостных изделий (деталей), использу­ется 'именно эта система. При этой системе группировка и последователь­ность операций, подбор объектов и расположенных их в определенной после­довательности всегда взаимосвязаны.

Для проектирования системы практического обучения требуется создание материально-технического и методического обеспечения. Необходимо также знать, где может проводиться обучение: в учебных мастерских, на учебных объектах, в тренировочных или лабораторных условиях, непосредственно в трудовых коллективах на производстве. В процессе проектирования состав­ляется перечень оборудования мастерских.

Кроме того, для системы важно включить в нее или хотя бы учесть внеу­рочные формы профессионально-трудовой деятельности учащихся и особен­но их производительного труда. К таким формам относятся кооперативы, уче­нические бригады, работающие на единый наряд, аренда и др. Задачи любой из этих форм состоят в следующем: закреплять и совершенствовать профес­сиональные знания и умения в процессе производства во внеурочное время, усиливать нравственные воспитательные возможности высокой организации труда; повышать ответственность за качество конечной продукции; развивать экономическое мышление; создавать возможности для удовлетворения воз­растающих материальных и духовных потребностей молодежи за счет их соб­ственного труда; уменьшать влияние негативных факторов воспитания, вы­званных незагруженностью учащихся.

При педагогическом проектировании, системы практического обучения со­здаются такие проекты, как Договор ПТУ и предприятия по организации про­изводственной практики учащихся. План-программа производственной прак­тики, Программа квалификационного экзамена. При этом учитываются такие не педагогические, а сугубо производственные проекты по организации труда, как Трудовое законодательство (согласно которому устанавливается продол­жительность рабочего времени учащихся). Положение о предприятии (по нему определяется режим работы предприятия, цехов, отделов и, следовательно, пришедших на практику учащихся). Расценки труда (для определения расце­нок по категориям работы). Требования к технике безопасности.

Каждая из этих форм проектирования имеет свое назначение, структуру и особенности. Сегодня нет уверенности, что их число, разновидности, струк­туры оптимальны. Естественен вопрос: достаточно ли их, и полно ли они отражают реальные возможности практической подготовки рабочих, обеспе­чивают ли они создание именно системы?

Но сделать набор этих компонентов еще не значит спроектировать систему практического обучения. Вспомним, что для этого нужны определенные связи и отношения между этими компонентами, обеспечивающие их взаимное раз­витие. Во-первых, нужно, чтобы ТКС, профессиограмма и квалификационная характеристика были моделями действительно нужной обществу личности тру­женика, последовательно развивая и конкретизируя представление о нем и учи­тывая реально существующие возможности его формирования.

Во-вторых, учебный план и учебную программу практической подготовки учащихся ПТУ нужно превратить действительно в проекты деятельности, способствующие формированию задуманной личности. Их реализация долж­на приводить к задуманному в моделях результату. Сегодня такой связи меж­ду моделью личности работника и проектами ее реализации нет.

В-третьих, необходимо увязать модель, проект и условия их реализации, в частности материально-технические, а также кадровое, правовое, простран­ственно-временное и методическое обеспечение. Это обеспечение проектов, учебных планов и программ необходимо также, как сделанному электровозу — рельсы, электроснабжение, машинист, как самолету — пилоты, горючее, карты и т. д. Без него любые проекты мертвы.

В-четвертых, проекты системы практического обучения учащихся школ, ПТУ, колледжей необходимо составлять с тем учетом, что в системах затем создается педагогический процесс. Собственно система реализует себя через педпроцесс. Поэтому нужно, чтобы проекты были реальными, их воплоще­ние достижимым.

Все это обеспечивается через набор компонентов в системе и связей меж­ду ними. Чтобы система практического обучения будущих рабочих и служа­щих была мобильна, предусматривается регулярный пересмотр ТКС, профессиограмм, квалификационных характеристик, учебных планов и программ; участие в этом непростом проектировании представителей предприятий, пе­дагогов ПТУ, родителей, самих учащихся. Уже сейчас есть опыт заключения договоров между ПТУ и предприятиями не только на распределение выпуск­ников, а на их подготовку по совместно разработанным моделям и проектам.

Создание системы практического обучения будущих рабочих — стержне­вая задача образовательных учреждений и предприятий. Это есть объект их совместной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Сравните между собой определения содержания теоретической и прак­тической подготовки рабочих, выделите в них общее и особенное, установите взаимосвязь и взаимозависимость.

2. Сходите в любое училище и по группе профессий, соответствующих профилю вашей подготовки, подберите документы, с помощью которых про­ектируется практическая подготовка рабочих. Познакомьтесь с ними.

3. Посетите урок производственного обучения. Выпишите профессиональ­ные навыки и умения, вновь формируемые у учащихся, повторяемые или за­крепляемые.

4. Проанализируйте этот же урок по следующему плану: какая система обучения реализовывалась (предметная, операционная или операционно-комплексная)? Имело ли место использование теории поэтапного формирования умственных действий? Опирался ли мастер производственного обучения при формировании профессиональной деятельности учащихся на нормативно одобренные способы деятельности? Каким образом эти три подхода взаимо­действуют между собой на практике?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: