Воспитание сексуальной культуры молодежи

Тема сексуального воспитания молодежи является прямым продолжением только что законченного разговора о работе педаго­гов с семьей учащегося. Эта тема трудная, безрецептурная. Гово­рить об этом — все равно, что под куполом цирка, без страховки идти по тонкой проволоке. Того и гляди сорвешься в пошлость, в назидание или попросту покажешься смешным, пытаясь что-то по­нять и решить в вопросе, который по праву зовется вечным.

Проведение сексуального воспитания как относительно ново­го направления предполагает знание педагогом тех категорий, ко­торые его составляют. Прежде всего следует разделить понятия по­лового воспитания, сексуального воспитания, эротического воспи­тания и демографического образования.

Изначальным в этой системе является половое воспитание, которое определяется как система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания —способствовать гармоническому развитию подраста­ющего поколения, полноценно формировать детородную функцию, содействовать укреплению брака и семьи.

Половое воспитание основывается на биологическом, психи­ческом и социальном различии полов. Основное его содержание направлено на воспитание в мальчиках мужчин, в девочках жен­щин. Поведение юношей и девушек различно. Каждый из нас име­ет половые инстинкты и обладает сформированным чувством пола. В силу этого по-разному формируются характеры мужчин и жен­щин. Известно, что женскому характеру при нормальном половом воспитании девушек присущи доброта, нежность, мягкость, искрен­ность, верность, чувствительность, эмоциональность, терпение, спо­собность к самопожертвованию и др. Именно эти качества ценят в женщинах юноши и мужчины. Мужские начала, напротив, прояв­ляются в силе, решительности, трезвости ума, последовательности, спокойствии и хладнокровии, уверенности в себе и др.

Половое воспитание учащихся по содержанию включает в себя:

анатомо-физиологическое просвещение подростков и юношей;

формирование чувства пола, своего биосоциального назначения;

воспитание гигиены пола и по мере полового созревания и взросления —гигиены половой жизни и удовлетворения половых желаний;

просвещение по вопросам заболеваний и повреждения поло­вых органов.

Важным вопросом, особенно в воспитании рабочей молоде­жи, является формирование отношения к женщине. Весь мир ут­верждает как аксиому мысль: каково положение женщины — тако­во и общество, его культура. Женские начала в обществе обеспечи­вают его стабильность, охраняют от бездуховности, упадка, нрав­ственной мутации. Женщина — это культура народа.

Отсутствие полового воспитания подрастающих поколений и господство мужских начал в обществе привели к маскулинизации женщин, т. е. к развитию у них мужских качеств. Общество стало "сверхмужским". В линиях, цвете, формах градостроения, интерьера помещений, моды стали преобладать мужские вкусы. Женщина ока­залась излишне эмансипированной. Современное общество анти­женственно, технологично, запланировано и управляемо мужчина­ми. Вместе с тем надо стремиться не к диктату какого- либо пола, а к их гармонии. Маскулинизация нашего общества не помешала феминизации мужчин, т. е. присвоению ими некоторых черт жен­ского характера и моды. Возникшая "гибридизация" внешнего вида и характера молодых людей и девушек, утрата чувства пола есть прямое следствие отсутствия полового воспитания подрастающих поколений.

Сексуальное воспитание — понятие более широкое, вклю­чающее и половое воспитание. Это воспитание проявления поло­вых инстинктов, потребностей, интересов и поведения в соответст­вии с принятыми обществом нормами морали. Посредством сексу­ального воспитания человек учится использовать возможности пола, избегать половой распущенности, ограничивать проявление повы­шенной чувственности, половых извращений, увязывать половые проявления с моральными установками, национальными и возрас­тными особенностями. Сексуальное воспитание — это и формирование чувств и переживаний как чувственно-эротических и духов­но-нравственных компонентов половых отношений, придающих им особую красоту. Всякое сужение сексуального воспитания до обуче­ния технике половых отношений явно неверно, хотя правильно, что посредством его человек учится управлять своим телом, преодоле­вать животные проявления.

Невоспитанный сексуально молодой человек теряет стыд, скромность, стеснительность, бережное отношение к себе и к близ­кому человеку другого пола, легко скатывается к порнографии и разврату. Под порнографией понимается непристойный характер изображения в кинофильмах, на картинах, или фотографиях лиц, поз, порождающий нездоровые, низменные инстинкты, мысли и действия. Это опасное увлечение, если учесть, что вся история че­ловечества есть процесс очищения себя от дикости, невежества и варварства. Порнография и склонность к ее потреблению могут вызвать отчуждение молодого человека от семьи, общественных форм бытия, учебы. Такова цена сексуального невежества.

Эротическое воспитание — это воспитание культуры эмоци­ональной реакции при половых отношениях. Эротика — это поло­вая чувственность, возбудимость и формы их проявления. Эротика определяет культуру полового общения. Отрицательные формы ее проявления — эротизм как повышенная половая возбудимость, чрез­мерная и малоуправляемая чувственность и эротомания как болез­ненно повышенная половая возбудимость, вызывающая психичес­кое расстройство.

Эти три разновидности воспитания органично связаны одним понятием "сексуальное воспитание" как более широким. Оно тес­нейшим образом взаимосвязано с нравственным, умственным, тру­довым и физическим воспитанием учащихся, базируется на них. Эта связь основывается на известном нам нравственно-половом чувстве любви.

Любовь как взаимное влечение души и тела людей противо­положного пола до сих пор не имеет разгадок и строго научного определения. Есть лишь попытки ее определить. Одна из них, с нашей точки зрения, наиболее реальная — теория полового дефор-мизма. Согласно этой теории, отрицается понимание любви как средства физического воспроизводства человеческого рода. Любовь как механизм отношений полов направлена не на исходный продукт — рождение ребенка, а на конечный результат —его воспита­ние и становление в нем личности в соответствии с нравственно-социальными потребностями общества. В этом смысле любовь нуж­на не только двоим, но и их будущим детям, ибо без нее не будет ни семьи, ни семейного воспитания.

Форм юной любви несколько: увлечение, стремление к вза­имному общению со сверстниками разного пола, потребность быть влюбленным, скрытая любовь со стремлением к совместному пре­быванию.

По характеру любовь бывает жертвенной, когда влюбленный человек старается больше отдать любимому, заботиться о нем. Воз­можна любовь, когда влюбленный довольствуется своим чувством и не добивается взаимности. Есть и вполне гармоничные отноше­ния в любви. К особой любви относится религиозная и националь­ная любовь, а также трансцендентная любовь (удовольствие, на­слаждение), выходящая за пределы личного быта и не поддающая­ся познанию. К последней относится так называемая платоничес­кая любовь, основанная на чисто духовном влечении без примеси какой-либо чувственности.

Известно также, что люди, стремящиеся любить, используют разные методы: альтруизм (полное бескорыстие, жертвенность), филантропию (благотворительность, шефство), жалость, благого­вение, благодарность и даже эгоизм.

Сексуальное воспитание — чрезвычайно деликатное дело, требующее большого такта и глубокой индивидуализации. В основ­ном оно осуществляется в учебной группе классным руководите­лем и мастером производственного обучения. Перед ними и стоит без ответа вечный вопрос: можно ли научить любви, сексу? Неглас­ный запрет на его решение, забвение самой проблемы, передача ее в руки медицины и милиции привели, помимо прочего, к массовой половой распущенности, увеличению числа венерических заболе­ваний, рождению больных и слабых детей, распаду семей. Между тем педагог может многое сделать, если подходит к проблеме с по­зиций высокой гражданской ответственности за судьбы молодого поколения.

В последнее время в научный и практический обиход было введено новое понятие — "демографическое образование". Это обобщенное название для таких направлений образования, как эти­ка и психология семейной жизни, половое воспитание, сексуальное воспитание, семейное воспитание и основы народонаселения. Цели демографического образования — повышение ответственности ро­дителей за семью и воспитание детей, планирование семьи, воспи­тание чувства собственного достоинства и уважения к представите­лям другого пола. Демографическое образование способствует свя­зи учебного заведения, семьи и общества.

Естественно, что любой педагог начинает работу с учащими­ся с диагностики уровня их сексуальной воспитанности. Он срав­нивает конкретные наблюдения, знания, факты с общими особен­ностями учащихся. Эти особенности, увы, не радуют.

С одной стороны, казалось бы, естественные процессы форми­рования у каждого юноши и девушки их половой роли, но с другой — ослабление поляризации мужских и женских ролей, "гибридизация" половых признаков и поведения. С одной стороны — зарождение бо­лее устойчивых симпатий и привязанности друг к другу, повышенная избирательность отношений, но с другой — принижение роли жен­ского начала, нежелание подчиняться девушке как предмету своей симпатии, признавать ее роль. Это особенно свойственно рабо­чей среде. С одной стороны — мечта о чистой любви и культурном сексе, но с другой —внешняя грубость, чрезмерная открытость и даже агрессивность, хамство в отношениях любви и симпатии. С одной стороны — любовь, но с другой — лишенные любви секс и эротика (дуализм любви и секса). Пример дуализма — появление "популяр­ных" девочек, на которых затем не женятся.

Такая поляризация отношений и поведения характерна и для нашей молодежи. Поэтому педагоги часто сталкиваются с неожи­данными проявлениями половых отношений в ученической среде. Специалисты утверждают, что и хорошее, и плохое в отношениях — следствие воспитательного воздействия среды, улицы, дома и, конечно, школы и ПТУ, а не врожденных качеств.

Проектирование сексуального воспитания учащихся осущест­вляется в форме составления планов внеучебной деятельности уча­щихся, учебных программ. Основная тяжесть в решении проблемы пока падает на классного руководителя и мастера производствен­ного обучения.

Какие задачи посильно решать им? Педагог может, во-пер­вых, вести просвещение юношей и девушек, а такжеих семей в вопросах пола; во-вторых, помогать учащимся в организации их внеучебной деятельности, направленной на формирование нравст­венно-этических знаний и поведения, а также умений самодисцип­лины, саморегуляции, самоограничения, самоконтроля, связанных с самовоспитанием; в-третьих, способствовать организации и ис­пользованию имеющихся консультаций, телефонов доверия.

Решая эти задачи, педагоги руководствуются принципами природосообразности, гуманности, единства индивидуальных и коллек­тивных начал, культуросообразности и взаимодействия с семьей. Особо следует выделить принцип целостности педагогического про­цесса, согласно которому нельзя вести сексуальное воспитание вне связи с нравственно-этическим, физическим, эстетическим, умст­венным.

Что касается содержания, методов и форм проведения сексу­ального воспитания в рамках внеучебного времени, то дать здесь какие-либо рецепты, к сожалению, нельзя. Можно лишь перечис­лить наиболее популярные.

Задачу полового и сексуального просвещения можно, напри­мер, решать посредством индивидуальных и групповых бесед (об анатомии женщины и мужчины, сексе); ответов на анонимные во­просы; пропаганды книг, фильмов, спектаклей; обсуждение статей, книг и фильмов; дискуссий о нравственности, целомудрии, любви, сексуальных отношениях и т. д. Такие темы, как "Что безопаснее в 16 лет: родить ребенка или сделать аборт?", "Современные методы контрацепции", "Как не пройти мимо своего любимого?", "Онанизм, плюсы и минусы", "Как избежать изнасилования?", "Сифилис, СПИД что дальше?", можно использовать для бесед, консульта­ций, встреч с медиками.

В процессе полового просвещения педагогу предстоит побо­роть свое собственное и особенно родительское ханжество и стес­нение перед разговором на эти темы. Вести беседы лучше в малых и единых по полу группах, а часто и индивидуально. Речь педагога должна быть непременно доверительной, по-родительски заботли­вой, грамотной и нравственно выдержанной. Педагогу не следует выспрашивать ребят о случившихся фактах, попирая их стыдли­вость и совершая грубое беззаконие, насилие над личностью.

Напрасно педагоги училищ думают, что пришедшие из школ учащиеся достаточно просвещены там. По данным исследования, абсолютное их большинство получали информацию в этой области познания на улице, от старших, не всегда культурных друзей, не­редко искаженную, убогую, в грубой форме. Информация о поло­вых отношениях, сексе и эротике, получаемая через видеофильмы, нередко порождает гиперсексуальность и другие психические на­рушения, страх, извращения.

Просвещение особенно важно вести там, где семьи живут в тесноте, среди ребят из трудных семей, среди склонных к алкого­лю, наркомании, не сориентированных на семью и уважение к ли­цам другого пола.

Внеучебная деятельность, создающая благоприятные условия для правильного сексуального воспитания, может проводиться че­рез коллективную спортивную работу, эстетические культпоходы, совместные дискуссии, деятельностиые игры типа "Учимся обще­нию", "Подарок любимой" и др., коллективный труд и праздники. Молодежь можно привлекать к проведению простейших социаль­но-психологических исследований на темы полового воспитания с последующим обсуждением результатов якобы "не о себе". В этой деятельности следует учить юношей и девушек пользоваться слова­рями и справочниками.

В ходе жизнедеятельности учебной группы как коллектива следует настойчиво формировать общественное мнение, неприятие стиля распущенности, хамства, извращенности.

Задача профилактики половых и сексуальных отклонений ре­шается посредством создания клубов юношей и отдельно девушек, где учат многому, в том числе и пользованию противозачаточными средствами, дают письменные консультации, создают телефоны до­верия, дают рекомендации по обращению к врачу, в поликлиники и консультации. В стране начали создаваться центры формирования сексуальной культуры при органах здравоохранения. Работают они как учреждения милосердия, оказания своевременной психологичес­кой и сексологической помощи подросткам и юношеству.

Что касается семьи, то педагоги именно там рекомендуют на­ладить контроль за половыми проявлениями детей: за половым со­зреванием, поведением, гигиеной, отношениями. Родителям следу­ет почаще быть со своими детьми, вместе с ними проводить сво­бодное время, позволять посещать дом друзьям, чаще с ними беседовать и т. п.

Признавая особую роль семьи в сексуальном воспитании под­растающего поколения, мы тем самым берем на себя ответствен­ность за подготовку учащихся как будущих родителей. Плохо иметь неквалифицированных родителей, элементарно не просвещенных в вопросах пола и секса, часто разводящихся из-за незнания основ брачных отношений.

Стабильность семьи во многом зависит от равенства супру­гов: социального, экономического, психологического, образователь­ного. Только в этих условиях в семье можно создать коллектив, где каждый его член получает возможность для своего развития. Дру­гими условиями прочности брака является любовь супругов,ихпросвещенность в области брака и практическая подготовленность к выполнению домашних забот.

Отсюда и вытекают задачи, которые можно решать в учили­ще по укреплению семьи.

В училище можно и нужно готовить будущую образованную мать. Через нее воспитание затем "снимет второй урожай", когда она хорошо воспитывает своих детей. Надо использовать общие природные данные девушек:их прилежание в учебе, стремление к браку, умение быть нравственно-эмоциональным центром семей­ного коллектива.

В девушке надо воспитывать прежде всего видение соци­альных корней семьи, умение терпеливо воссоздавать и разви­вать традиции, в том числе и национальные, использовать по­ложительный опыт предшествующих поколений (бабушек, пра­бабушек). В браке сходятся не просто два, возможно, разных характера, но две разные устоявшиеся культуры, два разных личных опыта. В этих условиях возможны разочарования, не­терпение, непримиримость. Если будущая супруга будет знать, что это неизбежно, что семья — это и есть рождение другой культуры из сплава исходных, что здесь неизменно нужны вза­имные уступки, уважение к привычкам и склонностям супруга, то она будет более маневренна, предупредительна в отношени­ях с супругом и его родственниками. Девушке надо внушить мысль о том, что прежде всего она является хранительницей домашнего очага, ибо лишь она награждена от природы чуткос­тью и так называемым "боковым зрением", способна уберечь себя, своих детей от семейных ураганов.

Многому надо учить и юношей — будущих супругов и отцов. Их надо учить зарабатывать средства для содержания семьи. Имен­но в училищах они могут стать мастерами на все руки, научиться справляться с любым делом по благоустройству дома и подворья, будь то работа плотника или столяра, каменщика или слесаря, куз­неца или электрика. Особенностью воспитания в семье является ориентация его на внешние условия жизнедеятельности, формиро­вание воли к жизни и деятельности, стремление заниматься твор­ческой, коммерческой или даже управленческой деятельностью. В этом смысле воспитание юношей должно быть более публичным, открытым и разносторонним.

Юношу тоже надо воспитывать в любви к супруге и детям. Этому способствует стимулирование внимания и заботы о девуш­ках как модели будущих мужских забот о жене. Задача научить любить и помочь овладеть сексуальной культурой стоит и перед воспитанием юношей.

Ну и конечно, и юношей, и девушек надо познакомить с зако­нодательством о браке и семье: порядком и условиями заключения брака, правами и обязанностями супругов, условиями прекраще­ния брака, обязанностями в воспитании детей. Здесь нужны вы­ступления специалистов — юристов, экономистов, психологов, пе­дагогов, медиков. Будущих супругов следует познакомить с зарож­дающейся в нашем обществе договорной основой брака, с возмож­ностями "электронной свахи", службы знакомства, а также других служб содействия браку.

Семья, построенная на любви, готовности к деторождению и детовоспитанию, сексуально образованная, способна воспроизво­дить человеческую культуру. Такая семья не будет передавать госу­дарству своих функций. Семья должна вызывать трепет в общест­ве. Без нее невозможно сексуальное воспитание подрастающего поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: