Заключение

Закончив изучение, а возможно, простое чтение "Педагогики", не торопи­тесь признавать законченным само вхождение в педагогическую науку. Лю­бая наука (и педагогика не исключение) неизмеримо шире ее изложения как учебного предмета. Учебный предмет, однако, излагает педагогическое зна­ние как систему, раскрывая основные базисные понятия в их связи и зависи­мости, дает характеристику основных компонентов педагогической деятель­ности, где бы и кем бы она ни совершалась. Без знаний педагогических азов нельзя работать грамотно с педагогической литературой, нельзя осознанно воспринимать лекцию ученого, нельзя, наконец, самому проводить профес­сиональное педагогическое исследование, писать авторские работы в сфере образования.

Овладение изложенным нами знанием создает ориентировочную основу вхождения педагога в постоянно развивающееся и меняющееся педагогичес­кое знание, ускоряет его адаптацию к новым образовательным технологиям, новым парадигмам образования. Любые педагогические инновации будут восприниматься педагогом как объективная ступень общественного развития и личного самовыражения учителя и его учеников. Наконец, эти знания могут помочь в создании собственных педагогических концепций, формировании индивидуальных педагогических систем и тем удовлетворить исконные уст­ремления российского учительства, привнести как можно больше пользы свое­му отечеству и народу. Итак, прочитанный курс "Педагогика" — лишь ключ к науке и педагогическому знанию.

Закончив чтение "Педагогики", не мните себя готовыми также и к педаго­гической деятельности. Путь от теории к практике тернист и долог. Однако этот минимум базисных педагогических знаний поможет вам в профессио­нальном становлении. Эти знания помогут выделять, анализировать и оцени­вать педагогические явления и факты из сплошного и подчас противоречиво­го потока педагогической действительности. Использование этих знаний убе­режет вас от опрометчивости, субъективности и спешки в работе с детьми. Применение этого знания способно оказать реальную помощь в проектирова­нии практически любых педагогических систем, процессов, ситуаций в об­ласти воспитания, образования и обучения. Прикладное значение прочитаиного вами курса педагогики может проявиться и в том, что его постижение, надеюсь, будет стимулировать педагогическое творчество и способствовать самореализации и саморазвитию педагога как личности, от начала и до конца своей профессиональной деятельности ответственной за духовное и нравст­венное будущее России. Во всяком случае как автор я искренне и горячо жела­ла написать именно такую книгу.

Содержание:

Моим читателям…………………………………………………………………………………………………………………………..……1

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ

1.1. Основные педагогические категории……………………………………………………………………………………………..……..2

1.2. Специфические понятия профессиональной педагогики………………………………………………………………………..……..6

1.3. Педагогика как наука о человеке…………………………………………………………………………………………………..…….8

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Общая характеристика педагогического процесса…………………………………………………………………………….….……10

2.2. Педагогические цели формирования воспитательных отношений…………………………………………………………….….…..12

2.3. Педагогические принципы формирования воспитательных отношений……………………………………………………….…….15

2.4. Содержание воспитания как составная часть педагогического процесса……………………………………………………….……19

2.5. Педагогические методы воспитания…………………………………………………………………………………………………….25

2.6. Педагогические средства в воспитании учащихся……………………………………………………………………………………...27

2.7. Формы организации педагогического процесса……………………………………………………………………………………...…30

2.8. Приспособление педагогического процесса к целям развития учащегося и педагога……………………………………………….33

Глава 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

3.1. Общее понятие о педагогическом проектировании…………………………………………………………………………………….35

3.2. Объекты педагогического проектирования……………………………………………………………………………………………..37

3.3. Этапы и формы педагогического проектирования……………………………………………………………………………………..39

3.4. Технология педагогического проектирования………………………………………………………………………………………….42

3.5. Психологические основы педагогического проектирования………………………………………………………………………….46

3.6. Психологические основы педагогического проектирования. Новое мышление……………………………………………………..49

3.7. Педагогическое проектирование — связующее звено педагогической теории и практики…………………………………………51

Глава 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

4.1. Личностный потенциал рабочего и его проектирование……………………………………………………………………………….53

4.2. Проективная модель личности и деятельности инженера-педагога…………………………………………………………………..56

4.3. Профессионально-техническое образование как объект проектирования……………………………………………………………60

4.4. Проектирование системы теоретического обучения рабочих…………………………………………………………………………63

4.5. Проектирование системы практической подготовки рабочих…………………………………………………………………………65

4.6. Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся профтехучилищ…………………………………………………….68

4.7. Проектирование педагогического процесса в училище………………………………………………………………………………..70

4.8. Проектирование урока……………………………………………………………………………………………………………………73

4.9. Проектирование педагогических ситуаций……………………………………………………………………………………………..76

4.10. Проектирование индивидуальных педагогических систем…………………………………………………………………………..80

Глава 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

5.1. Смена образовательной парадигмы……………………………………………………………………………………………………...83

5.2. Демократизация воспитательных отношений…………………………………………………………………………………………..85

5.3. Единство коллективного и индивидуального воспитания учащихся………………………………………………………………....88

5.4. Теория развивающего обучения как основа новой педагогической технологии……………………………………………………..92

5.5. Проблемное обучение в училище………………………………………………………………………………………………………..94

5.6. Самовоспитание молодежи в системе воспитания……………………………………………………………………………………..95

5.7. Семейное воспитание учащихся ПТУ…………………………………………………………………………………………………..98

5.8. Воспитание сексуальной культуры молодежи……………………………………………………………………….……………..…101

5.9. Формирование дисциплины у учащихся ПТУ…………………………………………………………………………….…………..104

5.10. Взаимосвязь общего и профессионального образования в процессе подготовки рабочих………………………………….……107

5.11. Взаимосвязь профессионального образования и экономики………………………………………………………………………..110

5.12. Комическое в деятельности инженера-педагога……………………………………………………………………………………..113

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………118

Содержание…………………………………………………………………………………………………………………………………...119


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: