Как уже говорилось в главе 11, вам необходимо выявить предпочтения и склонности ребенка. После того как вы это сделаете, перед вами встанет более сложный вопрос: как помочь малышу, склонному избегать общения, успокоиться, снизить темп движений и начать подниматься вверх по лестнице развития? Первый шаг будет нелегким, особенно для тех взрослых, которые привыкли к малоподвижному образу жизни. Вам придется мобилизовать всю свою энергию и начать двигаться в одном ритме с ребенком. Один мальчик во время занятий с речевым терапевтом все время бесцельно скакал по комнате. Мы предложили специалисту последовать его примеру. Когда она принялась прыгать, малыш вдруг широко ей улыбнулся, и тут же завязалось взаимодействие: она делает три шага, он повторяет ее движения, и т. д. Контакт установился только потому, что она подстроилась под его ритм и инициировала этот небольшой игровой танец.
Поэтому первым делом попытайтесь имитировать действия ребенка, но не забывайте, что вы ведете совместную, парную игру: два кенгуру прыгают по комнате, два супермена перелетают с места на место, две балерины танцуют. Некоторых детей это заинтригует, ведь у них появляется партнер, так сказать, «соучастник». Тем самым нам удается привлечь их внимание и завязать отношения. Общение посредством движения — один из фундаментальных элементов человеческого развития. Ведь мы знаем, что танец зародился много тысячелетий назад на очень раннем этапе человеческой эволюции.
|
|
Двигаясь вместе с ребенком, помогайте ему во всем, что он делает. Если ему нравится, когда его поднимают в воздух, вытяните руки, чтобы он мог прыгать в ваши объятия. Однажды отец абсолютно неконтактного мальчика, без конца нарезавшего круги по комнате, решил побегать вслед за сыном. В какой-то момент папа вытянул руки, и малыш буквально запрыгнул на них. Отец поднял его, стал раскачивать и изображать «самолетик». Вскоре мальчик начал показывать жестами, что хочет подняться повыше или снизиться, ускорить темп или замедлить. Затем он научился подавать звуковые сигналы: «ух-ух» означало «вверх», «в-в» — вниз. Ребенок, который до этого не говорил, освоил жестикуляцию и произнес первые слова.
Присоединяйтесь к занятиям ребенка, и это поможет вам завязать отношения с ним. Затем начинайте объясняться с помощью жестов, чтобы ребенку приходилось отвечать вам каким-нибудь осмысленным движением и, может быть, даже что-то произносить, чтобы получить желаемое. Многие дети с повышенным стремлением к получению ощущений способны произносить отдельные содержательные слова или короткие фразы. Они могут подсказывать взрослому, что хотят подняться вверх или спуститься вниз, остановиться или начать движение.
|
|
Существует еще один прием, помогающий наладить контакт с детьми, которые настолько нелюдимы, что тут же убегают, когда ты пытаешься к ним присоединиться. Это игра под названием «Передвижной забор». Помните: все дети хотят установить контакт и взаимодействовать с окружающими, они просто не знают, как это делается, а устройство их нервной системы чинит им практически неодолимые препятствия. Самая большая ошибка — пытаться физически ограничить движения ребенка, страдающего сенсорным голодом. Он начнет раздражаться и расстраиваться, а это только прибавит проблем. Играя в «Передвижной забор», вы перемещаетесь по комнате вместе с малышом, пытаясь расставить вокруг него руки наподобие обруча, но при этом не дотрагиваясь непосредственно до его тела (если у вас «руки коротки», можно использовать настоящий обруч). Иногда это проще сделать, если ребенок оказывается в углу или двигается вдоль стенки: тогда угол или стена тоже становятся частью «забора».
Так малыш оказывается в замкнутом ограниченном пространстве. Вы не прикасаетесь к нему, но, чтобы преодолеть ограничения, он сам должен до вас дотронуться. Часто ситуация развивается по одному из двух сценариев. Некоторым детям нравится находиться в тесном закутке, поскольку необходимость осваивать большие площади может их утомлять и подавлять. Не исключено, что, оказавшись в маленьком «загончике», ребенок повернется к вам, улыбнется и пойдет на контакт. Но есть и другой вариант: малыш начнет вырываться, прорвет заграждение и опять направится блуждать по комнате. Он может попробовать нырнуть под ваши руки или перелезть через них. Если вы при этом будете поощрять его использовать какие-нибудь целенаправленные жесты или звуки, велика вероятность того, что вам удастся научить его осмысленно поднимать вверх руку и даже произносить слова «вверх», «вниз» или «пусти». В качестве «забора» можно также использовать больших кукол или мягкие игрушки: «Медвежонок Тедди говорит, что ты должен произнести волшебное слово, чтобы выбраться из-под моих рук».
Еще один способ взаимодействия с ребенком, обладающим сильным стремлением к сенсорным ощущениям, — поместить его на какую-нибудь приподнятую поверхность, платформу, широкое бревно или просто на диван. Находясь на возвышении, такие дети нередко становятся немного спокойнее и внимательнее. Сам факт того, что они оторваны от земли, видимо, отчасти удовлетворяет их потребность в ощущениях. Таким образом запускается компенсаторный механизм, который позволяет им лучше концентрироваться и действовать более организованно.
Можно повесить дома качели: их сиденье должно быть защищено со всех сторон, чтобы ребенок мог свободно раскачиваться, не рискуя вывалиться. Благодаря этому у него появится опыт движения в пространстве. Раскачивая качели, двигайтесь вместе с ними, приближайте и удаляйте свое лицо, когда малыш перемещается вперед и назад. В процессе этого ритмического движения, которое более упорядочено, чем собственные метания ребенка, ему будет легче идти на контакт и обмениваться жестами и звуками.
Есть дети, которых собственные движения поглощают настолько, что это мешает им говорить, даже если они владеют некоторыми словами. В таких случаях можно брать руки ребенка в свои и покачивать сто вперед-назад под ваши собственные ритмичные восклицания. Так ребенку будет легче контролировать себя и успокаиваться, использовать те слова, которые он уже знает, и выучивать новые. Некоторым детям нравится сильное сдавливание: они получат удовольствие, если вы помассируете им спинку или очень крепко обнимете. Другим по душе воздействие на кожу щеткой или мочалкой. Третьим нравятся сильные ощущения в суставах, которые возникают, когда ребенок прыгает или кто-то совершает движения его руками и ногами. Четвертые любят ритмичные движения под музыку или стук метронома. (Когда ребенок немного овладеет речью и будет способен следовать указаниям, можно воспользоваться полезной компьютерной программой «Интерактивный метроном». Она подсказывает ребенку, попадает ли он в ритм или сбивается с него. Но для этого ребенок должен быть хотя бы немного способен сотрудничать и следовать указаниям. Исследования показывают, что эта программа тренирует внимание, способствует развитию моторного планирования, а также налаживанию саморегуляции и самоорганизации.) Некоторым детям помогает ношение утяжеленного жилета: нагрузка при движениях дает им спектр необходимых ощущений, поэтому у них отпадает необходимость слишком активно двигаться, что, в свою очередь, облегчает жизнь взрослым.
|
|
Главная идея, стоящая за всеми этими приемами, состоит в том, чтобы использовать свойственный таким детям сенсорный голод для вовлечения их в процессы совместного внимания, установления контакта, налаживания обмена жестами и, при благоприятных обстоятельствах, совместного решения некоторых проблем. Если мы начнем использовать движения ребенка и станем строить общение с ним на их основе, то постепенно, по мере нарастания постоянного обмена жестами или словами, он будет контролировать себя все лучше и лучше. Контроль над собственным поведением, без которого невозможен переход на более высокие уровни эмоционального развития, достигается благодаря тому, что мы помогаем ребенку использовать движения для взаимодействия с миром, а не для самостимуляции и самоизоляции.