Вера зрячая

Братья и сестры, сегодня продолжим говорить о вере Авраама. Была у Авраама вера живая- откроется вера зрячая. И после того, как в Авраама откроется вера зрячая, в Писании сказано. После того, как откроется такая вера, в Писании сказано: «поверил Авраам Богу и вменилось ему в праведность». Если о верующем сказано «поверил», то это достойно нашего внимания. Как верующий поверил? Что этому предшествовало?

«После слов, сказано Авраамом царю Содома, было слово Господне к Аврааму в видении говорящее». Вспоминаем, Авраам поговорил с царём Содома, сказал какие-то слова, отложился полностью от тех, кто по духу Каин, и после тех слов, которые он сказал царю Содома, было слово Господне к Аврааму в видении говорящее. Господь начинает беседу с праведником. Бог и человек начнут говорить друг с другом. Вспоминаем из св. Писания, с кем и когда беседовал Господь: с Адамом и Евой после грехопадения, с Каином, ещё с кем? С кем из праведников ещё беседовал Господь? Был Сиф, сын Адама, Сын Божий. Был Енос, при котором начали призывать имя Господне. Был Енох – он был живым взят Богом. Был Ной, который делал всё, что говорил Господь. Ни с кем из праведников, которых я назвал, не было беседы от Господа, чтобы она осталась в св. Писании. Когда Авраам повстречался одновременно и с Мелхиседеком и с царём Содома, он засвидетельствовал, что он Сын Божий, который духом как голубь в отношении к Мелхиседеку, а разумом как змей в отношении к царю Содома. После этого Господь вступает в беседу с Авраамом.

1 ст 15 гл «После этих слов было слово Господне к Аврааму в видении ночью, говоряще: не бойся, Авраам». Это важно: не бойся. Видение Авраама от начала было интенсивным. Это видение «махазе». Впоследствии это видение будет страшным, предельно страшным. И Господь предваряет Аврааму: не бойся. «Не бойся, Авраам». А кого из праведников Господь называл по имени? Практически никого. Авеля Господь назвал по имени, но только после его смерти. Адама Господь назвал по имени после грехопадения. А Раю зачем он назвал Адама по имени «Адам где ты?», чтобы ободрить Адама. Ободрить для какого деяния? Для того, чтобы Адам открыл Богу свою душу. И здесь Господь ободряет личным именем, вызывает человека на разговор. Человек должен открыться. Вот чего хочет Бог.

«Не бойся, Аврааме», говорит Бог «Я защита твоя, мзда твоя, многое будет весьма». Защита «маген» по-еврейский, того же корня, что ганн – огрожденное место, сад (ган бе еден – рай в Едеме). Вот, хорошо иметь такую ограду как сад в Едеме. «Маген» это также щит. Господь говорит Аврааму: я защита твоя, я щит твой, мзда твоя многое будет весьма. И в еврейском и в греческом речь идёт о плате наёмника, что имеет вполне конкретный смысл. Златоуст поясняет: ты презрел дары царя Содомского, так я дам тебе награду не такую. Господь вызывает Авраама на разговор о потомстве, ободряет Авраама чтобы тот открылся. Авраам оказывается имел нужду в таких утешительных словах, и он объявляет Господу смущение своих помыслов. Это всё Злоатоуст поясняет, что Авраам показывает Богу рану своей души. Авраам не убоялся как Адам убоялся, а он открыл Богу своё смущение.

«Сказал же Авраам: Владыко..» в греч «деспутан», в еврейском встречается имя Божье «адонай», что понимают как «господа мои». «Сказал же Авраам: владыко, что мне дашь? Я же отпущаюсь бесчаден.». Отпущаюсь.. речь идёт об исходе из здешней жизни. Вот я же отпущаюсь бесчаден. Бесчаден это термин в еврейском языке буквально означает «раздет», «голый». «Я же отпущаюсь бесчаден. Рсппорядитель дома моего..» Распорядитель дома моего это перевод предположительный, это какое-то из его рабов самый близкий. «Распорядитель дома моего, сей из Дамаска Елиезер» «И сказал Авраам: по скольку Ты не дал мне семени, домочадец же мой наследовать не будет. И тотчас глас Господень был к нему говорящий..». Златоуст отмечает конечно и это слово уточнение «тотчас». Авраам показывает рану своей души, почему и получил скорое врачевание. То есть, Господь не попустил праведнику и малое время скорбеть. Вот почему важно открывать свою душу Богу.

«И тотчас глас Господень..» То что было слово стало голос. Было слово говорящее, теперь – глас говорящий. «И тотчас глас Господень был к нему говорящий: не будет сей наследовать тебе, но тот, который изыдет из тебя, он будет наследовать тебе.». Изыдет из тебя – сказано о всех потомках Авраама, не только об Исааке, который имел родиться. Некоторые потомки Авраама произойдут по плоти, из чресел Патриарха, другие произойдут по духу от Авдаама и из Авраама, «из тебя» как сказано в греческом тексте. В еврейском не так: «тот, кто произойдёт из недр твоих (мими эхо)». То есть, в масоретском тексте речь идёт только о потомстве по плоти. Надо сказать, что тексты обетований Аврааму в греческой и еврейской Библии, они отличаются друг от друга, мы за этим будем наблюдать.

Далее.. Господь особым образом показывает Аврааму его потомство:

5 ст «И вывел его вон и сказал ему: воззри на небо». Видение происходило ночью, Авраам выводится из шатра наружу. Очень интересное движение божественной педагогики: когда Авраам начинал говорить с Богом, мысли его были о земном. Он скорбел, что не оставил на земле наследника, и может быть поникло лицо Авраама, а Господь восставил его душевные силы, поднял лицо Авраама к Небу. И в беседе с Каином так было. Госпоь спрашивал почему поникло лицо Каина, и Господь восставлял душевные силы Каина, и сказал Каину в чём его ошибка, и что ему нужно сделать, но Каин не сделал.

Ещё раз 5 ст: «И вывел его (Авраама) вон и сказал ему: воззри на небо и сочти звёзды, если сможешь исчесть их, и сказал (Господь) так будет семя твоё». Замечательно, Господь так показал Аврааму небо. Не таким, по множеству звёзд, будет потомство твоё, а так оно будет (греч «гутос», по евр «ко») будет потомство твоё. Авраам на небо посмотрел «так» и увидел и свод небес и свет и цвет звёзд и яркость и место каждой звезды и множество их и совокупность и медленное их стройное движение «и поверил Авраам Богу, и вменилось ему в праведность». То, что вменилось, была вера, как поясняет ап. Павел в послании к Римлянам 4 гл 9 ст: «Мы говорим вменилась Аврааму вера в праведность». Этот случай Богообщения в св. Писании очень знаменателен. Не в момент славы человека или ради достоинства человека, а в момент смущения, а может быть уныния «значит не сбывается обещанное» мыслит праведник. Вот когда человек в унынии, пастырь оставляет 99 овец и идёт искать заблудшуюся и глашает её по имени… Был же голос, помните: «не бойся Аврааме» и находит и радуется. Вот – ярчаёшая иллюстрация к Новозаветному тексту. Как Господь ищет человека в момент его слабости.

Беседа с Богом у Авраама произошла когда Авраам имел в том нужду. Вера есть то, что открывает Богу доступ к человеку. Авраам открылся, произошло богообщение, беседа и поверил Авраам Богу. И всё это вкупе, что Авраам услышал, что не убоялся, что открылся, что поверил – вменилось ему в праведность. С Авраамом произошло то, что верующий повериующий поверил. И вот это, всё таки странно, потому что без веры Авраам бы шагу не сделал по жизни, которую нам передаёт Писание. Но вот рубеж, после которого сказано «поверил» (хеймин) и это уже праведность. И в чём рубеж? Что произошло? Важно правильно поставить вопрос. Что произошло сравнительно с последним откровением Бога, когда Бог обещал Аврааму потомство несчётное? Когда это было? Это было после того как Лот отделился от Авраама. Бог сказал Аврааму 13 гл 14-17 ст, вот сейчас мы обратим внимание на одну их особенность: Бог сказал Аврааму: подними очи твои и виждь. Куда должен был Авраам поднять очи, на что смотреть, что видеть? «И виждь от места, где ты ныне еси: к Северу и Югу и Востоку и морю ибо всю землю, которую ты видишь тебе дам и семени твоему во веки. И сотворю семя твоё как песок земли, если кто может исчислить песок земли и семя твоё исчислится. Восстав, пройди по земле вдолоту её и широту ибо тебе дам её и семени твоему вовек.» Авраам прошёл всю землю сначала с Севера на Юг, потом с Юга на Север в войне от Хеврона до Дана, и конечно он помнил про песок земли. И вот он смущается.

Какая способность души была повреждена или недостаточна в Авраама, что он смущался и унывал? В чём он имел нужду? Причём, нужду действительную а не воображаемую. Авраам мог думать, что его горе в том, что у него нет наследника. А его горе было в том, что он смутился. Так смертельно больной человек может думать, что его горе смертельная болезнь, а его горе это уныние, тоска, страх.

В чём Авраам действительно имел нужду можно понять по тому какое врачество дал ему Господь. Господь восстанавливал душевные силы Авраам по порядку. Это важный момент и это повторение пройденного. Этот порядок был задан в первых стихах св. Писания. Творение мира так описано, что мы в нём узнаём себя. Господь как бы подхватывает праведника на нижней точке его смущения и по ступеням восхождения даёт ему взойти до Себя, Бога – Творца Неба и Земли.

Когда Господь вывел Авраама под звёздное небо, что он в нём укрепил? Из первой главы Книги Бытия мы узнали, что сотворение мира приподано нам как порядок сил человеческой души: вера, способность постигать образ, способность воспринимать благодать, направленность воли к Небесному (это спасение) или от Небесного (это погибель). По тому, что сделал Господь с Авраамом мы можем понять какую помощь Он ему оказал. Что в душе Авраама было не ладно? У Авраама было что-то с волей. Он начал мыслить о земном, опустил лицо, невольно отвратился, невольно, но отвратился может быть от Небесного – пришло уныние. Господь заставил Авраама взглянуть на небо, восстановить главное направление своей воли. А что предшествует воле? Воле предшествует восприятие благодати. Авраам особым взглядом посмотрел на небо, вместилище благодатных знаков и сил. Какой это был взгляд? Авраам увидел и постиг видимое звёздное небо. Это образ того как будет жительство его потомков. Звёзды – это его детки. Что должно быть в душе человека чтобы он мог так воспринимать и такие постигать образы?

Первая способность души какая? Вера. И поверил, сказано, Авраам Богу. Произошло восстановление душевных сил от воли к вере. Признак истинной веры, говорит Златоуст, когда обетования бывают выше человеческого понятия. Замечательно, это так. Но вера в невидимое, оказывается, есть вера зрячая. Через волю, через ощущение благодати, через постижение образа. Была у Авраама вера живая – стала вера зрячая. И ап. Павел говорит: вменилась Аврааму вера в праведность («це де ка»).

Вспомним, что Ноя мы застали уже в праведности. Ной «ца ди к» - праведен. Авраама мы видим в момент перехода. Был человек верующий, и вот поверил. Только верующий может поверить. Поверил, кстати по-еврейски «хеймин» - того же корня, что «амен» (истинно). Имя Божье «Эллохеамен» - Бог Истины. Верить это «истинствовать» в Бога Истины. Когда Авраам так поверил «хеймин» это в глазах Бога Истины «Эллохеамен» было праведность «це да ка». Апостол Павел останавливается на этом месте в Ветхозаветной истории. Оно очень важное: Как достигается праведность. Как человек может быть праведным пред Богом, как он может оправдываться? Вот вопросы, которые обсуждает ап. Павел. Ответ, который давали иудеи – был такой: исполнять дела закона. Ответ ап. Павла совершенно другой: человек оправдывается верой не зависимо от (а буквально даже «без») дел закона. (Послание к Римлянам гл 3 гл 28 ст). Ап. Павел исходит из того, что иудеи всеми силами опровергали. Опровергали они, что Бог иудеев есть также Бог не иудеев. Бог один для тех и для других и для всех народов. Как же спастись тем, которым не был дан закон? Делами невозможно, следовательно через веру. Знаком того, что человек находится под законом было обрезание. А первому было сказано обрезываться Аврааму.

И апостол проводит рассуждение, давайте вникним всё-таки. Апостольские слова. Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Как вменилась? Когда он был в обрезании или в необрезании? Не в обрезании, но в необрезании он стал отцом всех верующих. Мысль простая: те, кто приходит ко Христу из иудеев (обрезанные), и те, которые приходят ко Христу из неиудеев (необрезанные), и те и другие имеют Авраама отцом по вере.

С чего началась беседа Бога и Авраама, которую мы сейчас разбираем? «Не имею наследника по плоти» сказал Авраам. А чем закнчилось: Авраам посмотрел на небо и в образе звёзд увидел потомство до того как имел потомство во плоти и до закона, чтобы обрезывать плоть. Уловили? То есть, Авраам посмотрел на небо и в образе звёзд увидел потомство до того как имел это потомство по плоти и до закона, чтобы эту плоть обрезывать. Небо отстоит от Земли и звёзды далеко от человека. Так от Авраама будут многие и многие дети его далеки. А некоторые и не от плоти его будут сыны ему и дочери. Авраам познал, что он получает не по делам и не по плоти, но по благодати. Об этом пишет апостол: «если Авраам от дел оправдался, то имеет похвалу, но не у Бога ибо что говорит Писание: поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность. Делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу». Когда человек имеет веру, он сам становится источником веры.

Вот эта поразительная черта того как истинным путём может распространяться духовное учение. Когда человек имеет веру, он сам становится источником веры. От Авраама вера течёт через столетия. И мы можем пить из этого источника. Как Христос сказал: «кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой». Вера Авраама такая, что все верующие – чада Авраама. Когда Авраам шёл по земле обещаной, он чаял благой участи для своих детей по плоти. А когда Авраам смотрел на Небо, участь каких своих детей он мог там видеть? Те что по плоти блистают, но не все. А те, что по вере – все на небесах.

В Евангелии Христос рассказывает притчу о детях Авраама – богатом и Лазаре, как отец Авраам отказывает в помощи и облегчении мук умершиму багачу, а он чадо Авраама. В Царствии Небесном нет печали ни воздыхания, учит Церковь, и Авраам не опечалился о погибшем своём сыне. Как это можно? Невозможно это представить. А Авраам это увидел, когда так посмотрел на звёздное небо. Царство Небесное он увидел. Только что была печаль и ложное смирение, что нет детей, - и вот радость. Дети по вере – все на Небесах.

Посмотрим ещё раз. Как начал Бог говорить с Авраамом: «За то, что ты сделал и сказал (как повёл себя с Мелхиседеком и с содомским царём) мзда твоя будет весьма многая». А чем закончилась эта первая часть беседы? Бог показал Аврааму звёздное небо как благодать, как Царство Небесное, как милость. А милость несравненно выше заслуженной платы, потому что заработать спасение нельзя, а по милости оно даётся. И от Небесного беседа Бога и человека сейчас повернётся к Земному, но дела Земные теперь будут иметь другое освещение. После того, как человек поверил, беседы становится не достаточной для богообщения, наступает новое что-то. Новая сфера богообщения должна открыться. Наступает нечто новое, заветное.

Мы знаем, что в истории человечества было два завета с Богом. Сначала Ветхий завет да? Затем Новый завет. В жизни Авраама будет два завета с Богом. Не трудно догадаться, что один из них будет тот самый Ветхий Завет. Труднее понять, что другое, что было с Авраамом прообразует Новый Завет. Авраам подошёл к такому рубежу в своей жизни, и в истории человечества нечто наступило, когда Авраам вступает в свой первый завет с Богом, и отношения первого Завета и второго Завета с Авраамом будет не тем, какого естественно было бы ожидать. Бог строит не как мы строим, от основания к крыше. Он строит от простого к сложному – сверху вних. То, что сейчас произойдёт в жизни Авраама будет завет.. не ветхий. Завет не ветхий. А какой сейчас может быть ещё? Очень просто. Как Бог строит: сверху вниз, сначала простое – потом сложное, сначала новое – потом ветхое. Новозаветное древнее ветхозаветного. Образ Нового Завета предшествует. Это будет первый завет с Авраамом – образ жертвы Новозаветной.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: