Измаил и Исаак – Ветхий Завет и Новый

Учение о спасении это связь Ветхого Завета и Нового завета. В жизни Авраама тема спасения проходит эпически, как повествование о событиях. Эпически, то есть как повествование о событиях, избранных по своему значению и свзянных единой богословской идеей. В жизни Авраама не мог не наступить момент, когда вопрос о связи Ветхого завета и Нового завета выйдет на первый план. Мы люди Нового Завета, именуемя себя детьми Авраама по линии преемства, которая идёт не от Измаила, сына Агари, но от Исаака, сына Сарры.

Сколько испытаний прошёл Авраам, сколько испытаний прошла Сарра, и вот, наступило время родиться сыну Авраама от Сарры, про наречённому Исааку. Начало торжественно.

1 ст 21 гл «И Господь посетил Сарру, как сказал, и сотворил Господь Сарре, как изрёк». Посетил. Рождение Исаака произошло ровно через год после того, как три мужа Ветхозаветной Троицы посетили Авраама в Хевроне. Как Господь обещал, так Он пришёл – посетил Сарру и Сарра зачала.

2 ст «И зачав родила Сарра Аврааму сына в старости в срок, как изрёк ему Господь. И назвал Авраам имя сыну своему, родившемуся ему, которому родила ему Сарра, Исаак. Обрезал же Авраам Исаака в 8й день, как заповедал ему Бог.». Станет обычным называть имя младенцу мужского пола в 8й день, когда он через исполнение завета обрезания (так это называется – завет обрезания) входил в народ Божий. Кстати, так называли имя Иоанну Крестителю и Исусу, если вы посмотрите Евангелие от Луки (1 гл 59 ст и 2 гл 21 ст).

Читаем дальше книгу Бытия: «Авраам же был ста лет, когда родился ему Исаак, сын ему.». Сто лет - целый век. Один век жизни Авраама завершился, заметим, новый – открылся. Мы будем говорит о Ветхозаветном и Новозаветном. Век Авраам прожил, настал в его жизни новый век. И дальше идёт песнь Сарры. И мы сейчас сделаем перевод с еврейского текста, так будет легче понять о чём речь:

«И сказал Сарра: смех (цехок) сделал мне Бог. Всякий, кто услышит посмеётся о мне (ицкакли). И сказала: кто возвестит Аврааму, что кормит грудью детей Сарра? Ибо я родила сына в старости его.». Смех мне сотворил Господь. Песнь Сарры слагается из многих чувств. Но это аккорд относительный корню «цахак», что значит – смеяться. Год назад недоверуя Сарра смеялась. Она сейчас говорит: смех (цехок) сделал мне Эллохим. То есть, здесь звучит смущение ибо цехок, такое слово еврейское может означать также посмешище. И радость. Всякий, кто услышит – посмеётся о мне. (ецхакли). Будет радоваться за меня – можно так перевести. Или «сорадуется со мною». Это уже перевод с греческого. И кстати, также сорадовались (ев. Лк 1 гл 58 ст) с Елизаветой соседи и родственники о рождении Иоанна Крестителя. Радость Сарры, рождение сына вопреки естеству предвозвещает радость Богородицы Девы и праведной Елизаветы, которой тоже посприняли во чреве тоже против естества. Вот эти три женщины: Сарра, Богородица и праведная Елизавета. Против естества получилось у них зачатие.

Кто возвестит Аврааму – говорит Сарра. Ну что за слова? Разве не знает Авраам? Ну конечно знает. Это восклицание радости. Вот он, новый смех Сарры. Вот теперь она рассмеялась как нужно, от радости.

Не столько удивительно, говорит Златоуст, что из камня в пустыне потекли источники вод, когда Моисей ударил по нему жезлом, сколько удивительно то, что из утробы уже омертвевшей родилось чадо и явились потоки молока. Для того и сообщены ей источники молока, чтобы удостоверить в действительности рождения, чтобы кто-нибудь не стал считать дитя за подложное. Вот так Златоуст это объясняет.

8 ст 21 гл «И вырос отрок и отнят был от груди и стоворил Авраам пир большой, когда был отнят от груди Исаак, сын его». Смотрите что будет дальше.

«Увидела же Сарра, что сын Агари египтянки, который был сыном Аврааму, смеётся. И сказала Сарра Аврааму: изгони рабыню эту и сына её ибо да не наследует сын рабыни этой с сыном моим Исааком». Об Измаиле сказано, что (это причастие) он был «мецехек» - смеющийся или смеявшийся. И что так встревожило Сарру в Измаиле? Глагол «цахак» означает смеяться, веселиться, радоваться, играть, но он также допускает оттенок иронии или насмешки. Вот так вот зятья Лота в Содоме думали, что он с ними шутит, когда он говорил им выйти из Содома. Они не пошли. Они думали, что он смеётся, шутит. Глагол «цахак» того же корня, что имя «ицхак» Исаак. И на этом основании предполагают даже, что Измаил разыгрывал якобы из себя Исаака. Делалось и другое предположение, Златоуст так считает, Сарра опасалась, чтобы Измаил по праву рождения не стал домогаться участия в наследии отца. Но, мы остаёмся при своём вопросе. Что в Измаиле так встревожило Сарру?

Женщина была занята кормлением сына. У неё сын, у неё молоко. Она смущалась, она ликовала и пела. Сына отняли от груди, он маленький уже присутствует на общем пиру. И вдруг она услышала: сын Агари «мецехек» (смеющийся) а для Сарры смех «цехок» был и грех и радость, как она не веря смеялась в присутствии Троицы, как потом испугалась и отреклась, как назвали сына «он засмеётся» «ицхак», как открыто воспела свой новый радостный смех «цехок» и вот, Измаил «мецехек», а рядом её Ицхак. Всё вспомнилось и всё обратилось, обрушилось. На кого? На Измаила.

И вот, это важный урок, который нам даёт Писание. Писание даёт нам понять, как это бывает. Свой грех мы обращаем против ближнего. Вот так мы поступаем. Свой грех мы обращаем против ближнего. И свою радость мы обращаем против ближнего.

Услышала смех Сарра и вмиг обратила его против невинного совершенно Измаила. Это зло. В глазах Авраама это жестокое зло.

11 ст. «И злым было это слово весьма в очах Авраама о сыне его Измаиле» Вот так. Злым было это слово. В переводе на греческий «жестоким» явилось это слово пред Авраамом. И здесь один раз, но нужно разобраться с этим понятием. Глагол «раа» (евр) он имеет значение во-первых, «быть скорбным, печальным, неприятным». Например, говорится как нужно давать взаймы бедняку «даянием давай и да не будет скорбно (раа) сердце твоему» (Втор. 15 гл). Когда пророк Иона увидел, что пророчество о гибели Ниневии не исполнилось, скорбно было Ионе. Скорбью великой и загорелся гнев его.

Вот это первое значение глагола «раа». Быть скорбным, печальным неприятно. А второе значение очень важное, оно уже богословское значение – это «быть злым». Тот же глагол. «быть злым». О смерти Анана так сказано это (Быт 38 гл). И зло было в очах Яхве то, что он сделал. И Он умертвил его. И когда Давид взял себе жену Урию злым было это дело в очах Яхве. Авраам ко времени событий, которые мы сейчас описываем, пророк Божий. Авраам уже пророк Божий. Поэтому, когда на его первого сына Измаила воздвигли гонения, ему не просто было неприятно, или прискорбно (так это переводят). Нет. Авраам вполне может оценить слово Сарры, что это слово дело «давар». Злое. И злым было это дело в очах Авраама.

Во- первых оно было было злым. Это важно, это богословский смысл. А уже психологически, конечно ему было скорбно. Вот так. Старая история. Мы это уже проходили. Это уже было лет 17 назад. От времени событий, которые мы описываем. Гнала Сарра Агарь, когда та была беременна. Помните, Сарра гнала Агарь. Нет. Писание не повторяется. Это такой приём в св. Писании есть. И мы говорили о нём. Это очень важный приём. Дважды говорится об одном. Это значит рассказать старое с новым содержанием. Мы старое сопоставляем с новым и извлекаем настоящий смысл. Дважды об одном.

О чём говорит Писание перескаывая знакомый сюжет, что Сарра погнала Агарь? В прошлом возможно Агарь повела себя надменно. Во всяком случае так это выглядело. Авраам тогда повёл себя как истинный пастырь – он дал действовать Богу. Сказано было, что Сарра смиряла или, что то же самое, притесняла Агарь, и Агарь побежала. И смотрите, Агарь сама побежала. И в пустыне её нашёл ангел. Агарь вразумилась и восхитилась, вернулась, и в семье воцарился мир.

Теперь не то. Сарра требует изнать мать с ребёнком. Без причины жестоко. Зло повела себя Сарра. И мы не видим, что Авраам готов уступить. Здесь идёт очень важный сюжет, одна важная богословская мысль. Её нужно тщательно проследить. Посмотрите, братья и сестры, зло. Перед нами зло. Вот то, что делает Сарра это зло. Но Бог силён зло обратить на добро. Бог силён зло обратить на добро. Но только один Бог силён зло обратить на добро. И здесь человек Богу не сотрудник.

То есть, Бог силён зло обратить на добро, и здесь человек Богу не сотрудник. Мне случалось беседовать с человеком, который своё участие в делах жестоких и рискованых оправдывал тем, что Бог зло, которое сделано в искреннем, в революционном порыве, может обратить на добро. И я ему возразил: да, вот Бог может зло обратить на добро, а вот человек не должен зло творить ради того, чтоб Бог зло на добро обращал.

Мы не видим, что Авраам задумался или что Авраам готов уступить, но дальше идёт такой текст

12 ст «И сказал Бог Аврааму: да не будет злым в очах твоих слово об отроке и о рабыне». То есть, Авраам должен пойти против себя самого. Нужно пойти против очевидного. От простых понятий о добре и зле. Против достоверного, против чувства жалости, которое он испытывает. Если Авраам в горе – ему не нужно горевать. То, что ты чувствуешь – не чувствуй. То, что жестоко – пусть будет не жестоко. То, что зло – да не будет зло в очах твоих. Вот что говорит Господь.

«И сказал Бог Аврааму: да не будет злым в очах твоих слово об отроке и о рабыне. Всё если что скажет тебе Сарра, слушай гласа её, ибо в Исааке будет названо тебе семя, и сына рабыни этой в народ великий сотворю его, ибо он семя твоё».

Что мы понимаем? От Измаила великий народ. От Исаака произойдёт Мессия. Через Исаака будет названо имя потомству Авраама – Христиане. Ап. Павел в послании к Римлянам «В Исааке будет названы тебе семя». То есть, говорит апостол, не плотские дети Измаилитяне, Израильтяне суть дети Божьи, но дети обетования признаются за семя. Христиане должны знать своё родословие. Мы суть дети Авраама по вере и дети обетования по Исааку.

Давайте будем знать своё родословие, я повторю: мы суть дети Авраама по вере и дети обетования по Исааку. И через различия сынов Измаила и Исаака ап. Павел вразумляет тех, кто однажды приняв Христа мог, как Галлаты, вернуться к закону Иудейскому, то есть, отпасть в иудаизм. Апостол объясняет почему Бог велел разлучить Измаила и Исаака. И здесь очень у него смелое толкование, замечательное: Измаил это иудеи. Иисаак – христиане.

Так. Измаил, сын рабыни, говорит апостол, это Ветхий Завет. Исаак – сын свободный, это Новый Завет. То есть, Библейская история получает символическое истолкование, и в нём Измаил, т.е. иудеи, гнал Исаака. То есть, иудеи гнали христиан. Необходимо стало разлучить Ветхий завет и Новый. Вот текст из послания к Галлатам, это очень смелое толкование его. Вникнем в эти стихи:

«Написано: Авраам имел двух сынов. Одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы (Измаил), тот рождён по плоти. А который от свободной (Исаак), тот по обетованию, по обещаному. И в этом есть иносказание (алегорумена), ибо это есть два завета: один от горы Синай, завет, рождающий в рабство, которая есть Агарь, ибо Агарь есть гора Синай в Аравии. Прилагается же завет к нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. А вышний Иерусалим свободен. Он матерь всем нам. Мы же, братья по Исааку дети обетования, но как тогда по плоти родившийся (Измаил) гнал того, кто по духу – так и ныне. Что же говорит Писание: изгони рабу и сына её ибо сын рабы не будет наследовать с сыном свободным. Итак, братья, мы дети не рабы, но свободной.» Вот так говорит па. Павел в послании к Галлатам 4 гл.

Что делает апостол? Он прибегает к Библейскому сюжету «изгнание Агари с сыном» и различает в нём 2 уровня изложения. Отчётливо он их различает. Это история и символ, иносказание (алегорумено) аллегория. В плане исторического повествования Сарра говорила и поступала жестоко. В глазах Авраама это было зло и лично ему скорбно, однако слова Сарры о необходимости изгнать рабу и сына её, чтобы он не наследывал с её сыном, эти слова приобретают пророческий смысл: разделить Измаила и Исаака было должно. Независимо от того, что происходило в душе участников драмы Измаила, Сарры, Агари, Авраама. Юноша Измаил на пиру в доме отца.. ну не гнал он Исаака. Понимаете? Измаил Исаака не гнал. Однако то, что происходило в семье Авраама есть символ того, что будет происходить в истории еврейского народа с пришествием Мессии. Измаил сын рабы. Это Ветхий Завет – иудеи. Исаак – сын свободный, это Новый завет, христиане. Если символически Измаил и Исаак это два завета, то Измаил, тот, что по плоти, гнал Исаака, того кто по духу. Иудеи гнали христиан. Об этом ап. Павел пишет как о бытовой реальности своей мессионерской работы. Иудеи гонят христиан. Соответственно и от христиан требуется осознание, что они наследуют достояние Авраама. Не через Ветхий завет. Не через сынов Авраама по плоти, но раздельно с иудеями.

В этом есть и единственная, если вообще какая-то есть, польза от так называемого иудео-христианского диалога. Вот иудеям и христианам нужно разойтись. Подобно как разлучены были Измаил и Исаак. Когда мы говорим о единстве Ветхого и Нового Завета, то усматриваем соучастие человека в деле Божественного спасения. То есть, человеческое действовало через Авраама, Лота и даже дочерей Лота, через Сарру, через Авраама конечно. И настал момент, когда человек уже, смотрите что сейчас будет, когда человек уже не соучаствует в деле божественного спасения. Для спасения нужен Спаситель. И когда является Спаситель, вот человекам об этом может только недоумевать. Ап. Павел напоминает о необходимости разделять 2 завета так, как были разделены Измаил и Исаак. Момент разделения будет тяжён. Об этом предупреждает Писание. По человечески в глазах Авраама требование навсегда разлучиться с сыном было весьма жестоким. Господь даёт знать Аврааму, что смысл происходящего иной, чем тот, что явился в человеческих и слишком человеческих отношениях его домашних. Психология должна быть оставлена на этот момент. Два брата, два Завета.. их надо уметь разделять.

Вопреки природе Авраам должен изгать Измаила. И не просто ведь по послушанию. Вот что ему Господь говорит. Не по послушанию.. вот Господь сказал сделай так.. нет. Не просто по послушанию, не по послушанию, а переменив душу. То, что весьма жестоко пред тобою да не будет жестоко пред тобою, говорит Господь.

Златоуст поясняет: Авраам питал любовь Измаилу, но как скоро Бог повелевает, то всякое чувство должно упраздниться. И можно понять евреев, которые любят свою историю, свой народ, плоть свою, любят Моисея и закон… Момент разделения тяжёл. Предупреждает Писание. Но только в этом спасение. Изгнание Измаила это начало самого страшного искушения в жизни Авраама. Сейчас он изгоняет Измаила, потом он пожертвует Исаака. Но иначе не явится идея божественной милости и спасения во всей чистоте. Спасение от Бога. Божественная милость это самая трудное для человека. Он постигает её не иначе как в готовности отрицать себя.

Вот так является милость Божья, чтобы человек её понял. Праведник постигает Божественную милость, когда идёт против своих чувств, когда идёт против своих понятий, когда он идёт против ссвоей природы. И Господь так ведь и сказал: «кто любит сына или дочь более нежели Меня – недостоин Меня». Есть вера спасительная для самого человека и для тех, за кого он молится, и это высота не последняя. За сей идёт вера самоотречения. И Авраам начинает в неё входить. И следует дальше горестная картина сбора и проводов, расставаний с женой и старшим сыном. А символически этакартина расставания со своим ветхим духовным наследием. То есть, психологически Авраам прощается с сыном, а в духовном смысле прощается еврейский народ со своим ветхим духовным наследием.

«И встал же Авраам утром и взял хлебы и мех воды и дал Агари, возложил на плечо её и на отрока и отпустил её.». отпустил её. В еврейском тексте стоит тот же глагол того же корня – отпущение, которое муж даёт жене. После того, как муж давал жене разводное письмо, он её отпускал. То есть, Агарь – Ветхий завет мы видим здесь в символическомм плане истолкования.

Агарь Ветхий завет это жена отпущенная. Всё. Больше Авраам в судьбе Агари и Измаила не участвует. Агарь с Измаилом будут погибать в пустыне. Их нужно будет спасать. Авраам в этом уже не сможет принять участие. Согласитесь, это новый поворот в учении о Спасении. До этих пор каждый эпизод из жизни Авраама был отдельной главой учения о Спасении. И вот, учение о Спасении продолжается, Авраама в нём нет.

Следующий богословский сюжет это будет Агарь и Измаил в пустыне. Трудный это будет сюжет. И чтобы с пониманием войти в него, нужно обозреть главнейшие события жизни Авраама, начиная от первозавета. Давайте вспомним.

Первый завет Авраама с Богом. Это завет рассечённых жертв, прообраз Галгофы (15 гл).

После того Аврааму даётся второй завет, который указывает на закон и сам является первым деянием закона обрезания (18 гл). Когда человек принёс закон, знамение закона, возможен становится суд над самой греховной частью человечества. Его эмблема Содом. (18 гл).

Но до суда нечто происходит. Авраама посетили три мужа, и это было удостоверение о троичности Божества и его человечности. Это начало той же главы 18й.

Далее Авраам берёт на себя заступничество пред Богом о грешном человечестве Содома. Это был диалог, из которого выясняется божественная арифметика «ради немногих праведных» говорит Господь «не погублю многих». Та же 18 я глава её конец.

Далее. В Содоме начинает действовать праведный Лот. Он ради спасения странников предлагает жертву, выкуп – своих дочерей. И кроме того Лоту было дано своим заступничеством спасти город Сигор (19 гл).

Далее. Жена Лота и Авраам смотрят на горящий Содом. Она окаменела в соль, он остался жив и цел. Авраам смотрит на суд как неподсудный. Почему? Потому что Авраам достиг веры спасительной (та же 19 гл).

Дочери Лота далее пошли против природы желая избегнуть уничтожения своего рода. (конец 19 гл). В теме Спасения это не побочный эпизод, но указание на то, что дело спасения происходит сверх естества.

Далее, Авраам попадает к язычнику, к царю, который желает быть праведным. И Бог даёт Аврааму молитву о спасении языческого народа. Авраам совершает пророческое деяние, которое указывает на Мессию – Христа. Так в жизни Авраама происходит возвращение к первому завету о Спасении. Первый завет был завет о Голгофе.

Тема спасения вернувшись к своему истоку завершена, исчерпана. Так кажется? Никак нет. Не завершена и не исчерпана. И далеко не исчерпана. Нам нужно понять, что спасение от Бога. Богочеловеческое спасение это сама связь Ветхого завета и Нового завета. Но спасение от Бога даже когда человек не может в нём соучаствовать. Вот в Воскресении Христовом человек участвовать не будет. Но именно Воскресение – наше спасение. Вот давайте сконцентрируемся на нашей мысли. Вот в Воскресении Христовом не участвует человек, но в Воскресении праведники обрели Рай.

Бог спасает – последняя истина спасения. Об этом следующая история об Агари и Измаиле в пустыне и о колодце воды живой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: