Страх Божий

Аврааму предлежит искушение от Бога – принести в жертву сына и познать, что есть страх Божий.

22 гл 1 ст «И было после этих слов, Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам. Он же сказал: вот я. И сказал Бог: возьми сына своего возлюбленного, которого ты возлюбил, Исаака, и иди в землю Мориа и вознеси его там в жертву возношения на одной из гор, какую Я тебе скажу». Авраам Авраам – необычное обращение. Бог называет Авраама по имени. Дважды называет и дважды упоминает, что Исаак возлюбленный сын. Златоуст это отмечает: повторение имени означает, что Бог хотел повелеть Аврааму нечто особенно важное, а слова об Исааке должны были усилить любовь Авраама к сыну. Каждое слово само по себе достаточно было, чтобы потрясти душу праведника. Авраам, сказано, должен пойти в землю Мориа. «Ха мория» понимают как «усмотрение Яхве». Название могло не обохначать определённой местности, а указывало, что Авраам должен был идти в ту землю, куда Бог ему укажет.

По традиции земля Мориа это храмовая гора, на которой был построен храм Соломона. Соломон начал, сказано (2 книга Паралпоменон 3 гл) «Соломон начал строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, где явился Господь Давиду, отцу его.». Всё, других упоминаний земли и горы Мориа нет. Сказано также: «вознеси его там в жертву возношения» (ола). Ола это такая жертва, которая приносится целиком. Такие жертвы принёс Ной после Потопа. Это жертва всеприношения. Жертва приносится целиком и в кн. Бытия упоминание о такой жертве мы встречаем только у Ноя и у Авраама.

Вот так, такие слова сказал Господь Аврааму. Авраам провёл остаток ночи, встал утром, сделал нужные приготовления и отправился. Написано об этом так:

«Встав же Авраам утром оседлал осла своего, взял же с собою двух отроков и Исаака, сына своего и нарубив дрова на всеприношения встав отправился и пошёл в место, о котором сказал ему Бог». И Златоуст это так комментирует: Авраам стал как бы чужд человеческой природе. Замечательно ясно сказано. Авраам стал как бы чужд человеческой природе. И всякое сострадание и любовь отеческую поставил ниже повелений Божьих. Нечто подобное происходило с Авраамом, подобное происходило, когда он расставался с Измаилом. Он должен был переменить душу: то, что весьма жестоко пред тобою да не будет жестоко пред тобою. Это по смыслу сказал ему тогда Господь. Прошли годы и Авраам теперь должен не расстаться с сыном своим возлюбленным, а лишить его жизни должен. И Златоуст это правильно называет и отчётливо. Он называет это стать чуждой человеческой природе. Такова вера самоотречения. Именно на этой последней стадии веры должно уясниться, что такое человек.

«На третий день воззрев Авраам очами своими увидел место издалека.». Господь, говорит Златоуст, самым расстоянием места искушает праведника. Действительно, почти три дня шёл Авраам к назначенному месту. О чём были его мысли.

Место, которое назначил Бог, было высокое, место заметное. Гора, где отец приносит в жертву сына. Это конечно образ Голгофы, Голгофской горы.

5 ст «И сказал Авраам отрокам своим: сядьте здесь возле осла. Я же и дитя пойдём до туда и поклонившись да возвратимся к вам.». «Да возвратимся», говорит Златоуст, означает, что Авраам сам того не зная пророчествовал. Я же и дитя возвратимся к вам. Авраам пророчествует сам того не зная.

«Взял же Авраам дрова для всеприношений и возложил на Исаака, сына своего. Взял же в руки и огонь и нож и пошли оба вместе». Возложил на Исаака. Как Господь нёс Крест на Голгофу, так и Исаак дрова для жертвы нёс, которой жертве он сам и назначен.

«Сказал же Исаак Аврааму, отцу своему сказал: отче..». Златоуст: ты называешь отцом того, кто немного спустя будет бесчаден. «Исаак сказал Аврааму, отцу своему, сказал: отче. Он же сказал: вот я, сын мой. Тот же сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всеприношения». Агнец по-еврейски «сэх». Также называли пасхального агнца (это по книге Исход). Исаак, это конечно образ Агнца – Христа.

«Сказал же Авраам: Бог усмотрит Себе агнца для всеприношения, чадо. И пошли оба вместе». Бог усмотрит – «Эллохим иере». Авраам опять предвещает будущее сам того не зная, говорит Златоуст.

«Пришли на место, о котором сказал ему Бог и построил там Авраам жертвенник и возложил дрова и связав Исаака, сына своего, возложил его на жертвенник поверх дров». Отмечаем, что жертвенник построил Авраам и также Ной для жертвы всеприношения (жертва ола), когда жертва приносится целиком это образ Христа, Который целиком Себя принёс. Для жертвы всеприношения Ной построил жертвенник тоже. И Авраам поступает таким же образом.

Сказано «связав Исаака возложил». Златоуст комментирует: Исаак как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике.

Итак, Христос был возложен на древо Креста, Исаак – на дрова. Всеприношение. Жертва всеприношения отличается от обычной жертвы тем, что жертвователь и священник не имеют в ней части для вкушения. Эта жертва вся приносится Богу. Для человека она не съедобная. Когда в жертву приносится человек, а по воле Божьей это было всего два раза – один раз в Ветхом завете, один раз в Новом завете. Т.е. Исаак и Христос. Это называется всеприношение. (голокарпосис с греч). или возношение или всевозношение – ола. С еврейского именно так именуется во всей 22й главе жертвоприношение Исаака. Это всевозношение, всеприношение, как угодно, но никак не всесожжение. Никак не «всесожжение», как в синодальном переводе и во многих других переводах с еврейского на русский. Жертвоприношение Исаака не может быть названым «всесожжение». Всесожжение это по греч «голокаутома» (отсюда холокост). Не может оно быть названо всесожжение, эта жертва не может быть названа всесожжение (холокаутома, отсюда холокост) поскольку прямо указывает на жертвоприношение Христа. Его, как известно, не сжигали, был принесён целиком.

10 ст «И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заклать сына своего». Когда Авраам приносит в жертву сына, он переходит черту навеки отделяющую детей Божьих от детей дьявола. Что я имею в виду. Дух Каина возник из человеческого жертвоприношения, когда Каин заклал брата своего и придался дьяволу. Авраам приносит жертву завета, которая прямо указывает на Христа. В жертвоприношении Исаака Авраам не просто приносит целую жертву, неразделимую, он приносит в жертву всё. Так делается «берит», завет. Приношу сына. В этой жертве что Богу, а что мне? Мне – ничего. Жертвоприношение Исаака – единственный в истории случай, когда не может быть сомнения, что человек принёс всё. Это всеприношение, это жертва завета. Каин принёс жертву завета и придался дьяволу, Авраам принёс такую жертву, когда он принёс в жертву всё. Это жертвоприношение указывает на Новый завет.

На горе Мориа отец принёс в жертву сына с верую в воскресение мертвых, о чём говорит ап. Павел. Верою Авраам будучи искушаем принёс Исаака единородного, о котором было «сказано в Исааке наречётся тебе семя» ибо он помыслил, что и из мёртвых воскресить (греч. эгейрен (восставить может быть лучше)) силён Бог, почему и получил его (имеется в виду Исаака) живым в предзнаменование. То есть, по мысли Апостола Авраам получил Исаака как воскресшего из мёртвых. Это значит, что Авраам действительно принёс в жертву Исаака. Жертвоприношение (это важнейший момент, братья и сестры) не было остановлено. Жертвоприношение не было остановлено.

Мы молимся «избави нас от лукавого», т.е. не оставь нас дьяволу, как был оставлен Иов на гноище и как был оставлен Распятый на Голгофе. И мы молимся «не введи нас во искушение», как Авраама на горе Мориа.

И Златоуст считает, что жертва действительно имела место ибо что касается произволения, намерения, то праотец уже обагрял свою руку кровью, уже касался ножом груди сына своего и действительно приносил жертву.

11 ст «И воззвал к нему ангел Господень с неба и сказал ему: Авраам, Авраам». Как дважды Бог искушал Авраама, повторяя его имя, так дважды ангел его останавливает. На что нужно было подвигнуть Авраама, на какое великое дело. Так же его теперь нужно остановить, потому что в себе он действие уже совершил. Ангел с неба не остановил жертвоприношение, ангел остановил убийство. Ангел с неба упоминается в Писании всего два раза. Это Спаситель. Ангел с неба спас Агарь с Измаилом в пустыне (21 гл Быт), Он же спас Исаака от смерти. И Измаила и Исаака, двух сынов Авраама спас Ангел с неба. Ангел Спаситель говорит к Аврааму на том же месте, где при царе Давиде будет остановлено истребление Израиля (1 кн. Паралепоменон 21 гл). На том месте, где было остановлено истребление построили при Соломоне храм – та самая гора Мориа. На ней и происходило жертвоприношение Исаака.

12 ст «И сказал ангел: да не возложишь руку твою на дитятко и да не сотворишь ему ничего ибо ныне Я познал, что боишься ты Бога и не пощадил сына своего возлюбленного ради Меня». Не пощадил сына ради Меня – так сказано. Сам Господь подтвердил – была жертва, не пощадил. Как Исаака Авраам, так Христа Бог отец. Говорит ап. Павел: «сына своего не пощадил, но предал Его за всех нас».

Ну, интересно, что в масоретском тексте другое написано. «Ты не скрыл (или не удержал, не поберёг) сына от Меня» (от Бога). То есть, смысл совсем другой в еврейском тексте. Сказано №сына возлюбленного». То есть, смотрите. Был голос с неба и слова «Сын возлюбленный», ну это явно о Христе. Посмотрите евангелие от Матфея 3 гл 17ст. В масоретском тексте вместо «сын возлюбленный» - «сын единственный», что вообще-то говоря не правильно, потому что Измаил – то было тоже сыном Авраама.

Бог говорит Аврааму, что Я познал, что ты боишься Бога. Разберёмся, что здесь имеется в виду. «Я познал, что ты боишься Бога». А когда же Авраам не боялся Бога? Когда он по слову Божьему оставил свою землю, свой род, дом отца и пошёл неведомо куда? А при заключении первого завета, помните? Исступление напало на Авраама, и ужас тёмный великий напал на него (это завет рассечённых жертв). Если бы не исступление, Авраам бы от страха умер. Куда же больше? Какого ещё страха можно ожидать от человека? А Господь говорит: «Я познал, что ты боишься Бога».

Суть испытания, которое прошёл Авраам на горе Мориа, его верховный результат в том, что Бог познал человека. Бог проник в человека. Это значит, что и человек проник в Бога. Таково Библейское ведение – познание. Познающий и познаваемый проникаются друг-другом. И удивительно, что с Авраамом это произошло вторично. В первый раз Бог познал Авраама, когда Авраам принял Троицу и беседовал с Господом в виду Содома и Гоморры. Тогда Аврааму было сказано: «Я познал Авраама, что он заповедает сынам своим». Авраам бытием будет в народ великий (18 гл мы об этом говорили). «Я познал Авраама», сказал Бог, это значит, что на сколько Бог познал человека, произошло обожение человека на столько же. Авраам тогда обновился, стал новый человек, благодать так проникла в него, что он сам стал источником благодати, обрёл веру спасительную, Авраам стал пророком, и тело его обновилось и, вообще говоря, он родил сына.

Второй раз Бог говорит Аврааму сейчас: «Я познал тебя, что ты боишься Бога». Следовательно, и Авраам что-то новое познал в Боге. Это называется страх Божий «Я познал тебя, что ты боишься Бога».

Когда мы говорим «страх Божий», то невольно мыслим его как страх «перед Богом». Это по аналогии с человеческим страхом. Когда мы боимся кого-то, то мы отдельно от него и даже хотим быть подальше. Такое случилось с Адамом, когда он услышал голос Божий, то захотел скрыться. Адам испугался Бога и захотел от Бога скрыться. Такое случилось с Саррой. Когда Бог увидел её помыслы, она начала отпираться. Испугалась и начала лгать.

Страх Божий, который стяжал Авраам, это не страх перед Богом. Авраам познал, что в Боге есть страшное, и Авраам ужаснулся. Чему человек должен был ужасаться в Боге? В Книге Бытия это показано- жертвоприношение сына, но не рассказано словами.

Тому, что есть страх Божий, посвящена отдельная книга Ветхого завета, это книга Иова. Иову Господь дал символическое описание сатаны в образе «бехемота», затем «левиофана» и затем Господь спрашивает: «не ужасаешься ли, что он уготован Мне?» (41 гл Книги Иова 2 ст).

Если Бог всесилен, чему же человек должен ужасаться? А Господь, описав сатану, справшивает Иова: не ужасаешься ли, что он уготован Мне. Понятно о чём речь – Предел ужасного – Голгофа, когда Сын человеческий будет предан сатане и совершится жертвоприношение, образом которого было происшедшее с Авраамом и Исааком на горе Мориа. Вот каким страхом Божьим проникнулся Авраам, когда взял нож чтобы заклать сына. Авраам познал в Боге страшное – жертву Сына.

Потому и Бог ему говорит: «Я познал, что ты боишься Бога и не пощадил сына твоего».

Когда мы говорим «вера в Бога», «страх Божий», «любовь к Богу», то невольно так чувствуем, что это наша вера, это наш страх и наша любовь.. вот это не правильно. Писание в самом начале предупредило нас от этой ошибки. Путь нашего спасения назван Путь Древа жизни. Помните, херувимы в раю были преставлены хранить путь древа жизни. Вот путь древа жизни – не наш путь к Богу, а это путь Бога к нам. Древо жизни – на Кресте Бог. Сама Жизнь сошла к нам на Землю, потом во ад, потом вывела праведных из ада. Путь Древа жизни – не наш путь к Нему, а Его путь к нам. Вера это то, что даёт Богу доступ к человеку. Мы говорим «вера в Бога» и думаем, что это наша вера. А иначе – в Писании. Вера это то, что даёт Богу доступ к человеку. Так сказано в Евангелии Матфея 3 гл 3 ст «приготовьте путь Господу, сделайте прямыме стези Ему». Это Иоан Креститель цитирует пророка Иссайю. Ради любви к человеку произошло самое страшное в Боге – жертвоприношение сына. Когда апостол любви (ап. Иоанн) объясняет что такое любовь, он говорит не о нашей любви, что это мы кого-то любим, нет. О том, что Бог любит нас. 1 послание от Иоанна 4 гл «В том любовь..» ну уж проще не скажешь, смотрите: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». И любовь и вера и страх Божий это Его путь к нам.

И на горе Мориа Господь говорит Аврааму: Я познал тебя и ты познал Меня. Я познал, что ты боишься Бога. И ты познал, что есть страшное в Боге – жертвоприношение Сына.

О том, что единый Бог Троица было явлено только в Новом Завете, и Авраам не мог знать, что в Боге есть Отец и Сын. Но смысл жертвоприношения, которое произойдёт на горе Голгофа, он постиг каким-то образом. Авраам прошёл искушение от Бога. А вспомним, в чём был его верховный смысл. В Книге Исход так сказано: «Для того, чтобы искушать вас пришёл Бог и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили». Поразительные слова, смотрите, Ветхий – Новый завет. Это один общий язык, один сквозной смысл. Во второзаконии – пожалуйста: «искушает Господь Бог вас, чтобы узнать или да или нет». Вы любящие Господь Бога всем сердцем вашим и всею душёл вашей. (13 гл Втор).

Страх Божий это страшное в Боге – Крест Христов. Любовь это любовь Божья к нам – Крест Христов. На горе Мориа Авраам постиг, что страх Божий и любовь Божья – одно и то же. Что истинный страх и истинная любовь – одно. В этом смысл Нового завета. Авраам непонятно как познал смысл Нового завета. Не самый завет, ибо не мог того знать, а вот каким-то образом смысл его он предузнал.

Антипод Авраама – Каин. Он не пожелал принести жертву завета, с этого он начал, а затем совершил всеприношение, но не Богу, принёс человека в жертву, заклал брата своего. Каин – духовный родоначальник тех, кто не боится Бога. Именно, неправдоподобно так, но стенающий и трясущийся Каин, вымирающий, когда он сам по себе в изоляции без сынов Божьих, Каин в этом высшем смысле, который мы сейчас рассматриваем, Каин не боится Бога.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: