Колодец воды живой

Иоанн Златоуст говорит, что св. Писание предлагает нам как бы некую цепь сказаний об Аврааме. Мы видим как одно следует за другим. Перебирая эту цепь событий жизни Авраама, мы дошли до звена, до такого звена, где нет Авраама. Если жизнь Авраама это учение о Спасении, то мы дошли до такого этапа в развитии учения, где человек не присутствует, а действует Бог. Бог спасает – вот, что сегодня нам предстоит понять.

От человека очень много требуется, чтобы принять Спасение. И Бог хочет, чтобы человек явил личность Своего божественного образа. Писание любовно отмечает, как является человеческая личность: Ной, Авраам, Лот, Иаков, Сепфора, Иов, Агарь. Это все люди, достигшие отклика у Бога. Но вот учение о Спасении подходит к своей финальной стадии и открывается, что в Спасении человек о всяком своём деле может сказать, что это дело – ничто. Бог сказал язычнику царю Авимелеха, который желал быть праведным: ты не виновен, но ты погибаешь. Бог сказал о праведном Лоте, что Лот праведен, но спасён он не своей праведностью. В спасении невиносность и праведность, если речь идёт о результате, самом о конечном результате, о Спасении, то невиновность и праведность оказываются ничто. Стоит только вспомнить, что до Христа души всех людей и невинных и праведных и душа Самого Христа шли в одно место – шеол или ад.

В спасении человека главное событие – Воскресение Христово. В Воскресении человек не соучаствовал. В Богословском сюжете Агарь и Измаил в пустыне, сейчас мы будем его рассматривать, Авраам более не участвует. И сомволический уровень изложения, когда Измаил, Исаак это два завета, этот уровень изложения оставлен. После того, как Авраам отпустил Агарь, и она пошла, перед нами Агарь не символический образ, а несчастная женщина, блуждающая в пустыне. Агарь погибает, её нужно спасать. Чтобы мы сами не заблудились по теме Спасения, нужно найти новое в этом старом сюжете, уже бывшем до того – Агарь в пустыне. Дважды Агарь оказывалась в пустыне, вот это второй эпизод – Агарь в пустыне, и он существенно отличается от первого, когда Агарь бежала от Сарры.

14 ст 21 гл «Отошедши же она блуждала в пустыне у колодца клятвы. Оскудела же вода из меха». Колодец клятвы. Версавия. «Беершева» «колодец семи» в буквальном переводе – колодец семи. Об обстоятельствах, почему колодец получил такое имя, и о чём там клялись, когда принесли в жертву семь овец, рассказывается в этой же главе. Версавия, это место находилость примерно в 40 км к востоку от Герара. Агарь шла в Египет, далеко зашла, заблудилась. Агарь в смертельной опасности. Этого небыло в старом сюжете «Агарь в пустыне». Тема спасения тогда не обсуждалась. Теперь Агарь с сыном умирают от жажды. Агарь находится рядом с колодцем и не видит его. Важно, что колодец для Агари – спасение.

«Оскудела же вода из меха и она бросила отрока под одним хвойным кустом. Отошедше же она села против него далеко на расстоянии выстрела из лука..». Это отметим. Выстрел из лука. Жизнь Измаила будет связана с искусством лучника. «Отошедше же она села против него далеко на расстоянии выстрела из лука ибо она сказала: да не увижу смерти отрока моего. И села напротив его. Воскричав же отрок заплакал.». Златоуст говорит: Господь попустил Агари только почувствовать своё одиночество, и тот час даровал ей спасение. Это важно. Отметим, братья и сестры. В деле спасения человеку может быть полезно почувствовать себя одиноким и беспомощным и нищим духом, и нужно поднять голос и вот.. плакать. И взывать о помощи.

Следующий стих: «И услышал Бог глас отрока.» Услышал Бог. Слова «услышал Бог» «вайишма Эллохим» звучит имя «Ишмаэл» Измаил. Имя Ишмаэл было дано ребёнку, когда он был ещё во чреве матери, а мать бродила в пустыне. Имя Ишмаел Господь тогда объяснил Агари «услышал Господь смирение твоё». Ишмаел. И мы могли подумать, что поняли значение имени Ишмаэл. Поняли? Да. Но сейчас лучше поймём что это значит. Имя Ишмаэл было залогом спасения. Оно было дано на этот момент времени, когда нужно было спасать Агарь и отрока. Услышал Бог «Ишмаэл». Глас отрока, которого звали Ишмаэл.

Бог строит спасение человека неприметным для человека образом. И Бог ставит вехи на пути спасения так, что человек в нужный момент времени может оглянуться и обозреть весь путь. Таков наш взгляд на Ветхий завет. Когда мы получили спасение от Христа, мы оглядываемся и можем, имея перед глазами Христа Спасителя, мы можем разглядеть самые существенные моменты в Ветхом завете.

17 ст «И услышал Бог (ишма Эллохим) глас отрока от места, где он был. И позвал алгел Божий Агарь с неба и сказал ей: что Агарь не бойся, ибо услышал глас отрока твоего от места где он есть.» Позвал Агарь Господь и назвал по имени. Называние имени – знак ободрения и милости Божией. Ангел Божий «малах эллохим». Чтобы не было сомнени, что он Бог, ангел Божий говорит с Неба. Спасение произошло через Сына Божьего с Неба «малах эллохим».

«Стань, возьми отрока и удержи рукою свою его ибо в народ великий Я сотворю его». Удержи рукой своею его. Это сказано со значением. Агарь должна Измаилу заменить отца. Измаил будет послушан матери. Мать Агарь мудрая женщина, вспомним, выберет ему жену. Об этом будет сказано сегодня. На символическом уровне понимания Агарь – Ветхий завет. Она должна была удержать Измаила. Если под Измаилом понимать по преимуществу арабские плмена, то им было дано находиться под удерживающей рукой матери Ветхого завета.

«И открыл Бог глаза её и она увидела колодец воды живой и пошла и наполнила мех водою и напоила отрока». Колодец воды живой «фреер юдотос здонтус». Это выражение может иметь обиходный смысл. Вода живая может означать просто родниковая, то есть, колодец стоит на жиле, однако понятно, что источник воды живой это Христос. Всякий верующий во Христа на глубине утробы сам становится источником веры для других. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век», говорит Христос. «но вода, которую Я дам ему сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». И в другом месте Евангелия от Иоанна «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, как сказано в Писании, реки из чрева его потекут воды живой. Сие сказал он (Христос) о духе, которого имели принять верующие в Него».

Христос, когда говорит о Себе, что Он источник спасения, источник воды живой, Он ссылается на Писание. Кто жаждет - ко Мне иди и пей. Кто верует в меня, как сказано в Писании, реки из чрева его потекут воды живой. Христос ссылается на Писание. Однако, в известных нам писаниях нет прямой цитаты на которую можно было бы здесь сослаться. Ближе других стоит текст из Исайи, из 12 гл. Почерпайте воду с веселием от источника спасения.

Христос имел в виду не фразу из Писания, а, думается, то место из Писания, где рассказывается о колодце воды живой. Этот колодец «Колодец воды живой» есть образ грядущего Мессии. Невинно гонимой Агари Бог дал первой увидеть колодец воды живой. Почему Агари первой? Подумайте. А кому же ещё? Агарь в символическом толковании это Ветхий Завет. Ей и дано было первой увидеть источник воды живой. А если вспомнить историю ту ещё, когда Агарь бежала от Сарры, и оказалась в пустыне, то ведь Агарь обнаружила тогда и смирение и удивительную способность к Богообщению, когда, помните, она назвала имя Господа «Бог, увидевший меня». 16 гл (Быт).

Мы тогда удивлялись, какая высота Богообщения была дарована этой женщине. А теперь мы можем понять, что иначе быть не могло, потому что Агарь – Ветхий завет, как истолковал ап. Павел.

Итак, Агарь первая увидела известный «колодец семи» «беер шева», как колодец воды живой. От него получили спасение сама Агарь и Измаил. И вот, слово «живой» ключевое в данном случае, оно отсутствует в масоретском тексте. Слово «живой» нет. А в нём ключ к пониманию события, поскольку оно включено в разряд великих символических событи мировой истории. Агарь – Ветхий завет, жена отпущенная, гибнущая, находится при колодце воды живой, которая есть Христос и не видит Его. Те из Ветхого завета, кто хотят спасения, могут спастись от колодца воды живой. Бог открыл глаза Агари, когда она поняла, что? Что гибнет её чадо. Агарь в великой скорби оставила своё сокровище, своё чадо, чтобы не видить его неминуемой смерти. Отрок тогда возвысил голос и Бог услышал. В символическом изложении Агарь, как объяснил ап. Павел, гора Синай, Ветхий завет и закон. Иудеи после Христа, те иудеи, которые искренно желают быть под законом, должны оставить своё сокровище, и только тогда получат спасение и постижение, что Христос пришёл не нарушить закон, но его исполнить.

Есть и другие, которые говорят о себе, что они иудеи (это я цилитую Откровение 2 гл), «говорят о себе, что они иудеи и не таковы суть». То есть, не иудеи, но сборище сатаны. Говорится в откровении. Пропала же вот из масоретского текста слово «живой» «колодец воды живой», которая одно передаёт пронзительный смысл события. Смысл такой: доныне и до конца иудеям обещано спасение. Нужно только оставить своё сокровище и увидеть колодец воды живой.

20 ст 21 гл «И был Бог с отроком и он вырос и поселился в пустыне и был лучником.». Помните, Агарь оставила Измаила, отошла от него на расстояние стреляющих из лука, как сказано в еврейском тексте. На расстояние стрелков из лука. В своём искусстве Измаил будет постоянно покрывать это расстоения, как бы расстояние до матери, которое иносказательно есть Ветхий завет. В замысле Божьем об Измаиле, родоначальнике многих племён, его связь с матерью самая тесная. Когда Измаил кричит, что он оставлен и погибает, его слышит Бог. Спасение Измаилу открыто через Агарь, Ветхий завет и колодец воды живой, который есть Христос. Таков был замысел Божий об Измаиле и об Измаильтянах. При этом Измаил был одарён смирением неукротимого (помните). «Смирением неукротимого». Смирение защищает его от духа Каина, а «неукротимость дикого осла» защищает его от участия в Вавилонской стройке.

И вот ещё смысл, который мы можем извлечь из этой истории: доныне и до конца Измаильтянам обещано спасение. Нужно только воззвать к Богу и через Агарь (Ветхий завет) найти колодец воды живой.

Современные иудеи и измаильтяне, в большинстве мусульмане, это, можно сказать, религиозные новаторы на почве Ветхого завета. Иудаизм и ислам - монотеистические движения, отрицаюшие Новый завет. Между собой иудеи и измаильтяне враждуют, и эти родственники никогда не примирятся, как через общего праотца Авраама, первого пророка о Христе.

21 ст «И поселился он (Измаил) в пустыне Фаран и мать взяла ему жену из земли Египетской». Фаран это горная область между Едомом и Египтом на пути из Синая.

Братья Измаил и Исаак разлучились на жизнь. Они встретятся на погребении Авраама. Измаил имел свой толдот. Это значит, то он сохранил сыновство. Измаил дожил до усталости, до скончания жизни и приложился к роду своему.

Рассказ об Агари и Измаиле в пустыне даёт почувствовать мысль, что Бог спасает. В этом рассказе нет Авраама. И его действительно не было с Агарью и Измаилом, когда они погибали от жажды. Бог спасает, но ведь кто-то выкопал колодец воды живой? Бог спасает, но и без человека спасение всё-таки невозможно. Когда Бог Творец принял человеческую природу, произошло спасение рода человеческого.

Кто выкопал колодец воды живой? Тот же вопрос: каково участие человека в деле спасения, когда спасает только Бог? Однако и человек как-то участвует, соучаствует, потому, что кто-то колодец выкопал.

Колодец имел собственное имя «колодец клятвы» и он имел собственную историю: кто-то копал и кто-то о чём-то клялся. Нам нужно узнать всё об этом необыкновенном колодце, потому что он послужил спасению Агари, она же Ветхий завет, колодец воды живой. Что же, так кто докопался до воды живой? И Писание возвращает нас по времени назад, чтобы ответить на этот вопрос: кто же докопался до этой воды живой, и почему этот колодец называется «колодец клятвы», «колодец семи». Об этом такая история:

22 ст 21 гл «Было же во время то…» во время то, но мы то знаем же,что это время то, которое предшествовало событиям, когда блуждала Агарь и умирала в пустыне.

«Было же во время то (то есть предшествующее) и сказал Авимелех и Ахузаф, невестоводитель его, и Фихол, военачальник силы его, к Аврааму, говоря: Бог с тобою во всём, что ты творишь. Значит с Авимелехом нашим знакомцем, пришли два человека – Ахузаф и Фихол. А говорится в св. Писании: двух человек свидетельство истинно. То есть, два свидетеля из важнейших сановников Авимелеха должны присутствовать при договоре между ним и Авраамом. О чём пойдёт речь.

«Теперь же поклянись мне Богом не поступать по неправде со мной и семенем моим и с именем моим, но по милости, которую я сотворил с тобою, сотвори со мною и для земли, в которой ты поселился. И сказал Авраам: я поклянусь..». Что хочет Авимелех. Он хочет заключить союз, завет с Авраамом и просит его поклястся Богом. А Авраам попал в очень затруднительное положение. Дело в том, что Авраам имел серьезные претензии к филистимлянам. Они его обидели. Но он готов принести клятву сразу, до всяких условий на одном своём доверии к Авимелеху. Помните, он же спас его от смерти своей молитвой к Богу.

«И сказал Авраам: я поклянусь. И обличил..». После этого, обратите внимание. Сначала сказал «поклянусь». Он доверяет Авимелеху. А потом обличил Авраам Авимелеха о колодцах воды, которые отняли рабы Авимелеха. Отняли рабы. Оказывается, Авраам копал.. Представляете, в пустыне колодец копать! Страшный труд. А его отняли рабы филистемляне, рабы Авимелеха, отняли. Авраам обличил Авимелеха об этих колодцах. Исказал ему Авимелех: «Я не знал кто сотворил дело сие и ты мне не поведал. Я не слышал, но только сегодня.» Посмотрите, как дальше развиваются события: «И взял Авраам овец и тельцов и дал Авимелеху и заключили оба завет». Авимелех – первый образ язычников, которые спасутся. Авраам – первый пророк. Авимелех был спасён по молитве Авраама, но Авимелех хочет большего. Спасённый язычник вступает с Авраамом в завет.

Для Авимелеха в этом скорее всего не было чего-то экстраординарного. Он вступает в союз с Авраамом. Еврейское «берит» это союз, завет. Для сотериологии, которой мы сейчас занимаемся, союз язычника и отца всех верующих – образ того, что в Новый завет войдут и язычники и обретут истинного Бога. Заметим, что когда Авимелех был спасён по молитве Авраама, Авимелеху этого было не достаточно. Он захотел завета с Авраамом, и это было ему дано. Заключение завета с Авимелехом не сопровождается жертвоприношением, смотрите! Авраам не приносит жертв. Авраам дал животных Авимелеху, а тот просил Авраама поклясться Богом. Авраам сказал: я поклянусь. Но Авраам Богом не клянётся. Завет человека с человеком не то, что завет Бога с человеком. Авраам не приносит жертв и Богом не клянется.

Вопрос с колодцем разрешился, но не до конца, потому что среди всех колодцев был один особенный и именно тот колодец воды живой, у которого была спасена Агарь

28 ст «И поставил Авраам семь агнец овчих особо». Семь агнец. Еврейский глагол «клясться» того же корня, что «шева»-семь. Толкуют так, что клятва обязывает человека в семь, что было сотворено в 7 дней. Отсюда произошло имя месту «беар шева». Версавия, колодец семи или колодец клятвы.

«И сказал Авимелех Аврааму..» Авраам поставил 7 агнец овчих особо «И сказал Авимелех Аврааму: что суть семь агнец овчих этих, которых ты поставил особо? И сказал Авраам: семь агнец этих да возьмёшь от меня, да будут они мне во свидетельство, что я ископал колодец этот. Поэтому он наименовал имя место тому «колодец клятвы» или «колодец семи», что там поклялись оба и заключили завет у колодца клятвы. Восстал же Авимеле и Ахузав, невестоводитель его и Фехол, военачальних силы его и возвратились в землю филистимскую.» И что делает Авраам? «И насадил Авраам древо у колодца клятвы и призвал там имя Господа «Бог вечный» Яхве эл Олам. Поселился же Авраам в земле филистимской на дни многие

Насадил древо. Древо тут названо «эшель». Толкуют, что этот омариск или дуб.. не знаем мы что такое «эшель», какое дерево, но слово это встречается только трижды. Одно такое дерево посадил Авраам в Беершаве. Под таким деревом восседал царь Саул в Киви (это первая книга Царств), и под таким же деревом «эшель» он был погребён в Эовисе. Саул был первым царём в Израиле. С его именем связано какое-то редкое царское дерево.

В чём смысл всей этой истории? Восстановим последовательность событий. Авраам и Сарра в гераре. Авимелех спасён по молитве Авраама. Далее – завет Авраама и Авимелеха у колодца клятвы. Этот колодец выкопал Авраам. Далее – изгнание Агари с Измаилом и их спасение у колодца воды живой, он же колодец клятвы, который выкопал Авраам. И вот какой смысл этой истории: Агарь (это Ветхий завет) получит спасение от воды живой, которую откопал Авраам. Авраам – звено, соединяющее Ветхий завет с Новым заветом. Агарь это Ветхий завет, а вода живая это Христос. Авраам – звено, соединяющиее Ветхий завет с Заветом новым. От уяснения этого стержневого смысла рождается понимание целого. Авраам – пророк. Он призвал имя Господа Бога вечного не при жертвеннике и не при жертвах, а при колодце, который указывает на Христа и при царском дереве, которое указывает на древо Креста, потому что на древе Креста была надпись «царь Иудейский». Авраам не знал, что найденная им вода послужит спасению Агари с Измаилом. Он этого никогда не узнал. Поколения праведников трудились ради нашего спасения во Христе, верою простираясь. Ветхозаветные праведники верою простирались не зная как спасение будет. Авраам сильно огорчился, что нужно было изгнать Агарь с сыном, но колодец спасения оказался его трудами уже для них готов. И вот здесь очень важный вывод, братья и сестры: спасаемый присваивает труд праведных. Отцы потрудились для нас, чтобы мы пили от воды живой. Они копали, нам - не надо. Они копали – пьём. Спасение у колодца произойдёт в отсутствии тех, кто полодец копал и о нём спорил. Авраам откопал, а Бог привёл спасаемых именно к этому колодцу. Бог привёл к тому, что Авраам откопал. Боговоплощение произойдёт в определённый момент в человеческой истории, когда всё человечество потрудится и проявит в каждом народе свои дарования и постигнет пути своей воли и достигнет зрелости и поймёт свою недостаночность, и будет готова понять о чём идёт речь, когда говорят о спасении и о том, что Бог воплотился и вочеловечелся. Всё человечество до Христианской веры, можно сказать, копало. Авраам что за человек, что ему выпло достичь воды живой? Мы многое о нём знаем. А что мы сейчас узнали нового о нём? Вот что: Авраам был смел в доверии человеку.

Дело не в том, что он с язычником заключил завет, а в том, что у Авраама доверие предшествует сделке. До выяснения отношений он готов клясться в своём расположении к Авимелеху. Мы видели, как Авраам был недоверчив и жестко повёл себя с царём Содома. Мы идим как Авраам доверяет царю Филистимскому. Авраам умел оказать доверие человеку. Колодец был назван колодцем клятвы, а не колодцем завета, союза. Потому что доверие первее сделки и первее союзнических обязательств. Отец наш был великодушен.

Продолжение той же темы «ветхий завет и спасение» составляет богословский сюжет такого значения… Следующий сюжет такого значения, что о нём нужно говорить отдельно. Это жертвоприношение сына.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: