Только поступать справедливо, и любить милосердие

И В СМИРЕНИИ ХОДИТЬ ПЕРЕД БОГОМ ТВОИМ. (Мих 6,8) В этих словах Михей как бы суммировал проповедь Амоса, Осии и Исайи:правду, любовь и благоговение перед святостью Божией. Однако не следует думать, будто храм был для Михея и для "бедняковГосподних" чем-то ненужным, бессмысленным, полуязыческим; напротив, ониискренне почитали святыню, в чем их поддерживал пророк Йсайя. Протестовалиони лишь против превращения культа в самоцель, в нечто самодовлеющее, независящее от глубины веры и нравственного состояния людей. Поэтому мы ничегоне слышим об антагонизме между духовенством храма и пророком Исайей.Верховный священник Урия был, по-видимому, его другом; более того, поборникиистинного благочестия группировались теперь нередко вокруг храма. Это были и"бедняки Господни", и люди, которые называли себя анавим. Слово этобуквально переводится тоже как "нищие", но по смыслу означает "кроткие" и"смиренные". "Кроткий" нередко употреблялось как синоним "бедняка Божия".Анавиты были представителями того же направления, что и "нестяжатели".

X x x

Почему они избрали для себя путь "кротости" и что это означало? Следуетпризнать, что "кротость" и "смирение" - слова, сильно пострадавшие отнеправильного употребления и ложных ассоциаций; смирение легко отождествлятьтеперь с ханжеской елейностью, низкопоклонством, унизительной покорностью.Между тем смирение в библейской и христианской традициях лучше всего можетбыть понято как духовная трезвость и доброта, противоположные опьянениюгордыней. "Кроткие", как и "бедняки Господни", были замечательным явлением вдуховной жизни дохристианского мира. Это становится особенно ясным, когда мывидим их на фоне эпохи. Ведь то было время могущества Ассирии, времяизощренной жестокости и организованных массовых убийств. Могут, впрочем,возразить, что в наше "просвещенное" столетие человеческая злоба несмягчилась и зверств не стало меньше; но нельзя забывать о том, что есть тути существенное различие. Если в XX веке тупое насилие и попраниечеловечности приобретает небывалый размах, то в глазах большинства людей этоуже не является чем-то нормальным, на что можно смотреть спокойно. Чувствонравственного возмущения, которое вызывают любые акты бесчеловечности,вотчто отличает нашу эпоху от прошлых веков. В ней уже действуют силыпротивоположные, сказывается влияние религиозно-нравственных идеалов, дажетогда, когда религия внешне отвергается. Именно поэтому ассурназирпалысовременности вынуждены бывают прикрывать свои действия маской гуманности. Иное дело эпоха пророков. Если ассирийский царь собственноручновыжигает пленным глаза, если Иегу мог любоваться на груду отрубленных голойу захваченного им дворца, а Менахем мог перебить, жителей города, включаябеременных женщин, то все это в общем считалось в порядке вещей. Анналы техвремен с эпическим спокойствием и порой даже с одобрением повествуют огнусных надругательствах над человеком. Но именно в это самое время и пробудились в мире силы добра. Нашлисьподлинно, мужественные люди, захотевшие противопоставить царству злобы ипроизвола свидетельство о правде и справедливости. В Греции это течениепошло преимущественно в русле социально-политических экспериментов, вИзраиле же противники насилия не отделяли нравственную и общественную жизньот религиозной. "Кроткие" и "бедняки Господни" отвергали мир, упоенный тщеславием,построенный на крови. Псалмы свидетельствуют, что анавиты были люди здоровыенравственно, крепкие в вере, твердо державшиеся ее заповедей. Они несоставляли политическую партию и не полагались на меч, но обладалидоблестью, которой обычно лишены насильники. Ведь жестокость - сплошь ирядом проявление страха, болезненной трусости, которую тиран прячет подпоступками с виду смелыми. История деспотизма-это история душевнобольных иманьяков, заражавших народные массы своим безумием. У диктаторов было немалосредств оставить след в веках, они проходили по земле с шумом и грохотом,окруженные солдатами и рабами, шпионами и палачами. А между тем против нихшла незаметная, но неустанная борьба носителей духа. В эпоху Ветхого Завета к этим созидателям Царства Божия принадлежалианавим и эбионим, в которых Исайя. усмотрел святой Остаток. Вплоть доновозаветных времен будет явственно ощущаться это течение. Слова "анавим" и"эбионим" и в евангельские дни будут обозначать тех, кто сознательно вступилна путь добра и нестяжания, и именно поэтому через восемь веков после Исайив Своей Нагорной проповеди Христос прежде всего обратится к "нищим","кротким", гонимым и ищущим правды; и о Себе Он скажет: "научитесь от Меня,ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф 11, 29).

X x x

Анавиты образовали при храме нечто вроде свободной общины; здесь ониприсутствовали при богослужении, беседовали, сидя во дворе святилища,слагали псалмы и гимны. В этих песнопениях поэты, чьи имена осталисьнеизвестными, провозглашали неотделимость добра от веры: О, Ягве! Кто будет обитателем шатра Твоего? Кто будет жить на святойгоре Твоей? Тот, кто ходит в непорочности и творит правду, кто в сердце имеетистину и языком своим не клевещет, Кто не делает другому зла, не злословит ближнего своего, Кто презирает коварного, кто чтит богобоязненных, Кто не нарушает клятвы своей, кто не дает серебра своего в рост и недает подкупить себя против невинного. Поступающий так неколебим будет вовеки. (Пс 14) Социальный состав этой общины определить довольно трудно. Среди нихнасчитывалось немало храмовых певцов, слагателей песен. Эти левиты частобыли людьми, действительно жившими в скудности, на доброхотные даяниянарода. В их среде сложился особый тип ветхозаветной религиозности, которыйотличался интимностью, теплотой, живым чувством богосыновства. Трудная жизнь"бедняков Господних" наложила на их молитвенную поэзию печать грусти,которая делала ее понятной во все века. Но чем глубже была их скорбь, темсильнее звучал в псалмах мотив надежды и упования. Их авторы сталипредшественниками Ефрема Сирина и Фомы Кемпийского. И сегодня, когда вхрамах звучат их псалмы и гимны, то кажется, что они написаны для нашихсовременников и выражают их чувства.

X x x

Такова была среда, оказавшая поддержку Исайе в начале его Пророческогослужения. Подробности взаимоотношений между ним и "бедняками Господними"неясны из-за утери многих древних текстов. Но ряд намеков и случайнооброненных фраз указывает на то, что вокруг Исайи сплотились люди, которыхон называл "учениками" и даже "детьми" (Ис 8, 16-18). Так как самому Исайе вэто время было лет тридцать-сорок, то можно предполагать, что эти ученикибыли очень молоды. В кругу горячих, преданных юношей Исайя мог убедиться,что Сион воистину не погиб, что в нем есть силы, зреющие для Царства Ягве.Пусть этот кружок не был так организован и силен, как эфраимские СыныПророков, пусть "дети" Исайи не имели политического веса, были юны,беззащитны, а богаты лишь верой и своими песнями, сила их была именно в ихвнешней слабости. "Бедняки Господни", нищие поэты и мечтатели, гонимыеправдолюбцы, вместе с их наставником были служителями грядущей Церкви.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: