Характеристика конкурентов

Конкурентный анализ позволяет определить конкурентную ситуацию на рынке и позицию фирмы на нем.

Таблица 7 - Анализ конкуренции внутри отрасли на рынке УР по данным 2009г.:

Предприятие Ежемесячный оборот, млн. руб. Годовой оборот, млн. руб. Доля рынка, %
  Астер 4,1 50,00 15,47
  Пешта 3,5 2,5-3 42,00 12,99
  Ижмашпринт* 3 2 36,00 11,14
  Парацельс 2,7 32,40 10,03
  Парадигма 2,5 30,00 9,28
  Республиканская типография 2 0,5-1 24,00 7,43
  Союз   24,00 7,43
  Другие   84,70 26,23
  Итого:   323,121  
  Сарапульская типография 3-3,5    

Ижмашпринт*: оборот указан по УР, без учета заказов по другим регионам России, но с учетом внутренних заказов предприятия.

По данным таблицы можно рассчитать показатели концентрации рынка:

1. Четырехдольный показатель концентрации рынка CR4:

CR4 = ∑Di (Сумма долей первых 4 фирм)

CR4 = 0,1547+0,1299+0,1114+0,1003 = 0,4963

0,4963 < 0,75 => Данный рынок не монополизирован

Рынок характеризуется множеством «продавцов» и множеством «покупателей, свободно совершающих сделки между собой. Однако, он не является рынком чистой конкуренции, где продавец не может запросить цену выше рыночной. Полиграфические компании на данном рынке тратят средства и силы на продвижение собственной продукции и на разработку стратегий маркетинга, которые в свою очередь оказываются одними из решающих факторов успеха.

2. Индекс Хефиндаля-Хиршмана, INN:

INN = ∑ Di^2 (Сумма долей всех фирм в квадрате)

INN = 0,0239+0,0169+0,0124+0,0101+0,0086+0,0055+0,0055+0,0688 = 0,1517

0,1517 < 0,18 => интенсивность конкуренции высокая.

3. Рассчитаем показатель интенсивности конкуренции Ик:

 
 


Ир – интенсивность, учитывающая рентабельность рынка;

Итр – интенсивность, учитывающая темпы роста рынка;

Ид - интенсивность, учитывающая распределение долей.

Данные для расчета этих показателей получены из УДМУРТCТАТа.

       
 
   
Ик = ³√0,47 ∙ 0,866 ∙ 0,1517 = ³√0,061745= 0,3941 ═> интенсивность конкуренции высокая, т.к. емкость рынка не увеличивается, а компании стремятся к увеличению объемов сбыта на нем.
 


Ттр – темп роста рынка.

Итр = (140 – 107,1)/ 70 = 0,47

 
 


Рр – рентабельность рынка.

Ир = 1 – 0,134 = 0,866

 
 


Ид = 0,1517

Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (возможность подстроиться под среду) для адаптации к конкурентной среде, так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями. Активная конкурентоспособность нужна фирме для снижения интенсивности конкуренции: если фирма занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше (и сильнее активная конкурентоспособность), а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже. Иными словами предприятие не может изменить окружающую среду, соответственно оно должно приспособиться к ней для удержания позиций и дальнейшего развития. С этой целью стоит применять различные инструменты маркетинга, такие как мониторинг окружающей среды, разработка мероприятий по корректированию деятельности на рынке и т.д.

На основе полученных данных можно построить конкурентную карту рынка.

Анализ таблицы дает возможность выявить изменения в системе конкурентов за анализируемый период и составить список фирм, которые на данном рынке определяют основные тенденции бизнеса. Для анализа необходимо построить конкурентную карту.

1) Рассчитаем среднеарифметическую долю, являющуюся границей между сильной и слабой конкурентными позициями.

 
 


n – число фирм на рынке.

Дср = 1/40= 0,25

2) Определим максимальную и минимальную долю:

Максимальное значение доли – Дmax = 0,1547

Минимальное значение доли – Дmin = 0,0082

3) Исходя из п. 2, разделим все предприятия на сильных (7 первых предприятий) и слабых (Другие).

4) Рассчитаем средние доли в каждой из групп:

Д ср.сильн. = ∑Дi сильн./n

Д ср.сильн. = 0,7377/7 = 0,1053

Д ср.слаб. = ∑Дi слаб./n = 0,0082

5) Рассчитаем показатели дисперсии отдельно в каждой группе:

σ^2сильн.= 0,256 3 σ^2сильн.= 0,0123

σ^2слаб.= 0, 3 σ^2слаб. = 0

На основании расчетов строим конкурентную карту:


Исходя из всего указанного видно, что компания Парадигма занимает

Рекомендации:

1. Снабжение: налаженная систем поставки

2. Производство: повышение и контроль качества производимой продукции, разработка системы поощрений и наказаний сотрудников производства (моральное и материальное), тренинги и семинары направленные на создание цели работать на 1 результат.

3. Сбыт:

- нехватка персонала

- нехватка телефонных линий

- погрешности в расчетной программе

- тех.карта (дублирование процесса заполнения, срок доставки тех.карты на производство) – механизация процесса

4. Реклама/маркетинг

- мониторинг

- акции для заказчиков (годовые и с разбиением на месяцы)

- обучающие форумы

- размещение рекламы приглашений на свадьбу, открыток, конвертов в свадебных салонах и ЗАГСах

- размещение прайсов на новогоднюю полиграфию и упаковку в школах и детских садах, а именно доведение информации до родительских комитетов (именно родители являются конечным покупателем)

5. Цена

- использование методов психологического ценообразования

Бонусная система, накопительная система скидок, программы лояльности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: