Конкурентный анализ позволяет определить конкурентную ситуацию на рынке и позицию фирмы на нем.
Таблица 7 - Анализ конкуренции внутри отрасли на рынке УР по данным 2009г.:
№ | Предприятие | Ежемесячный оборот, млн. руб. | Годовой оборот, млн. руб. | Доля рынка, % |
Астер | 4,1 | 50,00 | 15,47 | |
Пешта | 3,5 2,5-3 | 42,00 | 12,99 | |
Ижмашпринт* | 3 2 | 36,00 | 11,14 | |
Парацельс | 2,7 | 32,40 | 10,03 | |
Парадигма | 2,5 | 30,00 | 9,28 | |
Республиканская типография | 2 0,5-1 | 24,00 | 7,43 | |
Союз | 24,00 | 7,43 | ||
Другие | 84,70 | 26,23 | ||
Итого: | 323,121 | |||
Сарапульская типография | 3-3,5 |
Ижмашпринт*: оборот указан по УР, без учета заказов по другим регионам России, но с учетом внутренних заказов предприятия.
По данным таблицы можно рассчитать показатели концентрации рынка:
1. Четырехдольный показатель концентрации рынка CR4:
CR4 = ∑Di (Сумма долей первых 4 фирм)
CR4 = 0,1547+0,1299+0,1114+0,1003 = 0,4963
0,4963 < 0,75 => Данный рынок не монополизирован
Рынок характеризуется множеством «продавцов» и множеством «покупателей, свободно совершающих сделки между собой. Однако, он не является рынком чистой конкуренции, где продавец не может запросить цену выше рыночной. Полиграфические компании на данном рынке тратят средства и силы на продвижение собственной продукции и на разработку стратегий маркетинга, которые в свою очередь оказываются одними из решающих факторов успеха.
|
|
2. Индекс Хефиндаля-Хиршмана, INN:
INN = ∑ Di^2 (Сумма долей всех фирм в квадрате)
INN = 0,0239+0,0169+0,0124+0,0101+0,0086+0,0055+0,0055+0,0688 = 0,1517
0,1517 < 0,18 => интенсивность конкуренции высокая.
3. Рассчитаем показатель интенсивности конкуренции Ик:
Ир – интенсивность, учитывающая рентабельность рынка;
Итр – интенсивность, учитывающая темпы роста рынка;
Ид - интенсивность, учитывающая распределение долей.
Данные для расчета этих показателей получены из УДМУРТCТАТа.
| |||
Ттр – темп роста рынка.
Итр = (140 – 107,1)/ 70 = 0,47
Рр – рентабельность рынка.
Ир = 1 – 0,134 = 0,866
Ид = 0,1517
Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (возможность подстроиться под среду) для адаптации к конкурентной среде, так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями. Активная конкурентоспособность нужна фирме для снижения интенсивности конкуренции: если фирма занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше (и сильнее активная конкурентоспособность), а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже. Иными словами предприятие не может изменить окружающую среду, соответственно оно должно приспособиться к ней для удержания позиций и дальнейшего развития. С этой целью стоит применять различные инструменты маркетинга, такие как мониторинг окружающей среды, разработка мероприятий по корректированию деятельности на рынке и т.д.
|
|
На основе полученных данных можно построить конкурентную карту рынка.
Анализ таблицы дает возможность выявить изменения в системе конкурентов за анализируемый период и составить список фирм, которые на данном рынке определяют основные тенденции бизнеса. Для анализа необходимо построить конкурентную карту.
1) Рассчитаем среднеарифметическую долю, являющуюся границей между сильной и слабой конкурентными позициями.
n – число фирм на рынке.
Дср = 1/40= 0,25
2) Определим максимальную и минимальную долю:
Максимальное значение доли – Дmax = 0,1547
Минимальное значение доли – Дmin = 0,0082
3) Исходя из п. 2, разделим все предприятия на сильных (7 первых предприятий) и слабых (Другие).
4) Рассчитаем средние доли в каждой из групп:
Д ср.сильн. = ∑Дi сильн./n
Д ср.сильн. = 0,7377/7 = 0,1053
Д ср.слаб. = ∑Дi слаб./n = 0,0082
5) Рассчитаем показатели дисперсии отдельно в каждой группе:
σ^2сильн.= 0,256 3 σ^2сильн.= 0,0123
σ^2слаб.= 0, 3 σ^2слаб. = 0
На основании расчетов строим конкурентную карту:
Исходя из всего указанного видно, что компания Парадигма занимает
Рекомендации:
1. Снабжение: налаженная систем поставки
2. Производство: повышение и контроль качества производимой продукции, разработка системы поощрений и наказаний сотрудников производства (моральное и материальное), тренинги и семинары направленные на создание цели работать на 1 результат.
3. Сбыт:
- нехватка персонала
- нехватка телефонных линий
- погрешности в расчетной программе
- тех.карта (дублирование процесса заполнения, срок доставки тех.карты на производство) – механизация процесса
4. Реклама/маркетинг
- мониторинг
- акции для заказчиков (годовые и с разбиением на месяцы)
- обучающие форумы
- размещение рекламы приглашений на свадьбу, открыток, конвертов в свадебных салонах и ЗАГСах
- размещение прайсов на новогоднюю полиграфию и упаковку в школах и детских садах, а именно доведение информации до родительских комитетов (именно родители являются конечным покупателем)
5. Цена
- использование методов психологического ценообразования
Бонусная система, накопительная система скидок, программы лояльности