Рассмотрим асинхронный двигатель, на валу которого имеется нагрузка и обмотка статора которого потребляет из сети электроэнергию мощностью
P1= m1U1cosj1 . На рис. изображена полоса, ширина которой численно соответствует этой мощности. При токе статора I1 происходит потеря мощности в проводах обмотки статора
затрачиваемая на нагрев обмотки. Созданный током статора магнитный поток (как вращающийся, так и рассеяния) обусловливает потери мощности Рпс1 в стальном магнитопроводе статора. Все эти потери компенсируются источником электроэнергии за счет мощности Р1.
Оставшаяся часть электрической мощности посредством вращающегося магнитного потока передается со статора на ротор:
Рэм = Р1 – Рп.пр1 –Рпс1.
Электромагнитная мощность Рэм определяется током и э. д. с. ротора. Ток в роторе обусловливает также потери мощности на нагрев его обмоток:
Так как частота вращения ротора n2 мало отличается от п1, потери мощности в стальном магнитопроводе ротора в режиме двигателя очень малы и ими обычно пренебрегают. Поэтому на энергетической диаграмме эти потери мощности не изображены.
|
|
Та часть электромагнитной мощности, которая остается после компенсации потерь на нагрев обмоток ротора, преобразуется в механическую мощность Рмх под действием которой ротор асинхронного двигателя вращается. При вращении возникают механические потери мощности Рп.мх, обусловленные трением в подшипниках, трением щеток о кольца (у двигателя
с фазным ротором), потерями на вентиляцию.
Полезную механическую мощность на валу двигателя указывают в паспорте асинхронного двигателя.
Р2 = Р1 – Рп = Р1 – (Рп.пр1 + Рпс1 +Рп.пр2 + Рп.мх)
Коэффициент полезного действия двигателя
Максимального значения к. п. д. двигателя (как и в трансформаторе) достигает при нагрузке, близкой к номинальной. Двигатели малой и средней мощности имеют номинальный к. п. д. в пределах 70—90%, двигатели большой мощности имеют к. п. д. ~-94—96%.