ОСЛАБЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
Беседы
Ролевые игры
Поручения
Упражнения
Тренинг
308
Труд и ответственность учителя
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель.
Л.Н. Толстой
Учитель — человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга.
Учитель класса развивающего обучения — особенный. Он посредник между детьми и миром взрослых. Он в совершенстве знает таинства созревающей психики, умеет дать малышу знания, учит его быть человеком. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим трудом: результат его есть человек. Ему — самому знающему, самому ответственному, самому главному учителю — семья и общество вручает самое дорогое — судьбу юных граждан своей страны, ее будущее. Человек, вставший за учительский стол, ответствен за все. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня, таким будет наше общество завтра.
|
|
Педагогическая функция — это предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно 310
се, главными направлениями приложения педагогических уси-тий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в корень педагогического дела, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической деятельности и выясним: что главная функция учителя — управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. Не за ученика, а вместе с ним: показать, помочь, ободрить. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле — управляемого педагогом выбора. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека.
|
|
Коррекция — это тоже управление, но своеобразное, опирающееся на диагноз причин отклонения и личность ученика. Современная жизнь, полная напряжений и стрессов, приводит к тому, что очень многие дети нуждаются не в управлении вообще, а в прицельной, индивидуальной педагогической помощи. Во йсем мире заговорили о новой коррекционной, облегчающей функции учителя. Его стали называть фасилитатором (от англ. facilitate — облегчать), корректором, другом детей. Ответственность учителей за судьбу будущих поколений, за правильность и своевременность воспитательных воздействий возрастает.
Возрастают и требования к учителю. Среди них на первом месте остаются педагогические способности. Педагогические способности — качество личности, выражающееся в склонности к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними. Выделены главные группы способностей:
1. Организаторские; проявляются в умении учителя сплотить
учеников, занять их полезным делом, разделить обязанности,
спланировать работу, подвести ее итоги и т. д.
2. Дидактические; выражаются в умении подобрать и подго
товить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно,
ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить
знания, направить в нужное русло развитие познавательных инте
ресов, духовных потребностей учеников.
3. Рецептивные, проявляющиеся в умении проникать в духов
ный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональ
ные состояния, выявлять особенности поведения, диагностиро
вать результаты учебно-воспитательной деятельности.
4. Коммуникативные; проявляются в умении учителя уста
навливать педагогически целесообразные отношения с учени
ками и их родителями, коллегами, руководителями учебного
заведения.
5. Суггестивные; заключаются в эмоционально-волевом влия
нии на учеников.
6. Исследовательские, проявляющиеся в умении учителя по
нять и объективно оценить педагогические ситуации и процессы,
спрогнозировать будущие результаты в зависимости от применяе
мых методов педагогической деятельности.
7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности учите
ля овладевать новыми научными знаниями и технологиями педа
гогического труда.
К ведущим педагогическим способностям сами учителя относят педагогическую зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные (эмоциональная выразительность); остальные относятся ими к сопутствующим, вспомогательным.
Специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных педагогических способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.
Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных студентов окрепли, поднялись к вершинам педагогического мастерства! Педагог — это всегда великий труженик.
Поэтому важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
|
|
Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается конкуренция — неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность,'принципиальность отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.
Обязательное для учителя качество — гуманизм — это отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения обязательно предполагают интерес к ребенку, уважение его прав и свобод, уважение его мнения, знание особенностей возрастного развития. Они сочетаются с высокой требовательностью к учебной деятельности и поведению ученика. Гуманизм — это и постоянная озабоченность судьбой ребенка, правильным течением его развития. Когда ученики видят гуманные устремления педагога, то следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям. Учитель в нашем обществе — образец гуманистического поведения.
|
|
Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых неожиданных ситуаций.
Профессионально необходимые качества учителя — выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало) сохраняет за собой лидерство. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя ученики ни при каких обстоятельствах не должнь! ни почувствовать и ни увидеть. Где необходимо, учитель остановиться, отступит. А.С. Макаренко утверждал, что
учитель «без тормозов» — это как испорченная, неуправляемая машина. Будем об этом помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на детей, не нервничать по пустякам.
Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога — профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознаёт свою личную ответственность за судьбы вверенных его попечительству детей.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. По роду своей деятельности педагог обязан постоянно оценивать знания, умения, поступки учеников. Важно, чтобы его оценочные суждения были справедливыми, взвешенными, соответствовали уровню развития школьников. По оценкам дети судят об объективности воспитателя. Ничто другое не укрепляет так нравственный авторитет педагога, как его объективность. Предвзятость, субъективизм оставим за порогом класса как вредные для дела воспитания!
Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других, чего не имеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают прежде всего возможности ребенка, соизмеряют с ними свои планы и темпы, прогнозируют по возможностям детей свои и их будущие результаты.
Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает и воспитывает лучше угрюмого. В его арсенале педагогических средств всегда припасены шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская улыбка — все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный настрой, помогает школьникам посмотреть даже на безнадежную ситуацию и себя в ней с комической стороны.
Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога — особом умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт — это соблюдение чувства меры во всем, но прежде всего в общении с учениками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Знание детей, понимание их состояний предостерегают учителя от бестактных поступков, подсказывают ему 314
оптимальные способы педагогического действия в конкретной ситуации.
Профессиональные качества |
качества |
Человечность Доброта Терпеливость Порядочность Честность Ответственность Обязательность Щедрость Уважение к людям Нравственность Оптимизм Уравновешенность Интерес к воспитаннику Доброжелательность Дружелюбие Сдержанность Достоинство Патриотизм Душевная чуткость |
Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (рис. 21). Учительская профессия требует специальных знаний, умений, способов мышления, стилей общения. Среди них: владение предметом преподавания, методикой препо-
Любовь к детям
Трудолюбие'
Работоспособность
Дисциплинированность
Умение ставить цель
Организованность
Настойчивость
Справедливость
Мастерстово
Педагогический такт
Знание педагогической
теории
Знание детской
психологии
Владение методикой
Владение передовыми
технологиями
Требовательность
Справедливость
Чувство юмора
Рис. 21
давания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, профессиональный оптимизм, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может состояться педагог. Слагаемые этого качест-
ва — добросовестность и самоотверженность, радость при достижении положительных воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.
Без профессионального оптимизма, веры в то, что коррекци-онная помощь ученику необходима и непременно даст свои результаты, учителю будет трудно выполнять начатое дело. Установлено, что ожидания учителя влияют на поведение детей. Показательный эксперимент провел американский психолог Р. Миллер. Заметив, что в классах грязно, он попросил учителя постоянно напоминать детям, что им следует быть аккуратными и опрятными. В результате этих настойчивых просьб количество мусора в урнах увеличилось, хотя и незначительно — с 15 до 45 %. В другом классе, где дети тоже только 15% мусора складывали в урны, их ежедневно хвалили за опрятность и аккуратность. После двух недель беспрерывной похвалы дети начали складывать в урны более 80 % мусора. Будем же говорить детям, что они трудолюбивы и доброжелательны (а не ленивы и посредственны), и они поднимутся до этой планки.
Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, в сложнейших лабиринтах учебно-воспитательных ситуаций, должен много знать. Учитель — это всегда наглядный образец для подражания, он — своеобразный эталон того, как принято и как следует себя вести, сколько и что необходимо знать.
Гуманистическая школа напрочь отвергает дидактогению — черствое, бездушное отношение к детям. Дидактогения — явление историческое. Еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение, и был даже сформулирован закон, согласно которому грубое, бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям. Дидактогения — уродливый пережиток авторитарной педагогики. И хотя теперь в школах не бьют, не унижают, не оскорбляют, а дидактогения кое-где сохранилась. Если учительница главное место отводит «порядку»: «Дети, сесть!», «Дети, руки!», «Выровняться!», «Дети, ноги!», то это весьма похоже на неуважение к личности. Дидактогения становится причиной отклоняющегося поведения, педагогической запущенности.
Важнейшее средство недопущения и преодоления дидакто-гении — умелое, выверенное общение учителя с учениками. Педагогическое общение — контакт педагога с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педа-316
гога с учениками, направленное на установление доверитель
ных отношений между ними. Большую роль при этом играют
роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса.
Педагог будет учиться управлять своим голосом, своим лицом,
уметь держать паузу, позу, мимику, жест. «Я сделался настоя
щим мастером только тогда, когда научился говорить "иди
сюда" с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в
постановке лица, фигуры, голоса», — признавался А.С. Мака
ренко. -
Проблемы педагогического общения активно исследуются в мировой педагогике. В книге американских педагогов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Установлено, например, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии. Безразличные ученики оказываются за пределами учительского внимания. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Пассивные и «растяпы» на втором месте. А независимые, активные и самоуверенные школьники, как это ни странно, совсем не пользуются учительским расположением. Существенное влияние на эффективность общения оказывает внешняя привлекательность школьника.
Дж. Брофи и Т. Гудд выяснили также, что учителя:
1) непроизвольно больше обращаются к тем ученикам, кото
рые сидят за первыми партами;
2) оценивают их достижения более высокими баллами;
3) предпочитают хвалить учеников с красивым почерком;
4) выделяют тех, кто опрятнее одет;
5) женщины более высокие оценки ставят мальчикам;
6) мужчины несколько завышают оценки симпатичным уче
ницам.
В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный» и «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, понимает, что в его поведении способствует достижению цели, а что этому мешает. Второй тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб. Не он, а школьники диктуют ему характер общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленческое поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию
нереальных моделей общения. Если ученик чуть активнее других, то он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее, то лодырь и неспособный- Выдуманные им самим ложные оценки заставляют бедолагу действовать соответствующим образом: он то и дело попадает в неприятные ситуации.
Кроме главного оружия педагога — слова, в его арсенале целый набор невербальных (неречевых) средств общения. Роль играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10—15% информации. Дети очень чувствительны к взгляду учителя. Когда лицо его становится неприветливым, ученики чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается. «Закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как недоверие, несогласие, противодействие. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как доверие, согласие, доброжелательность. Все это ученики воспринимают бессознательно.
Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх — довольно высоким, горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса отдельных наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом. Многое можно изменить самовоспитанием, постоянной работой над собой. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.
Доказано, что поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив шалуна или обиженного, педагог иногда достигнет- полного взаимопонимания с ним. Но право на это получает не каждый, а только тот педагог, который пользуется доверием воспитанников.
Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:
• персональное общение учителя с учениками — 45—120 см;
• официальное общение в классе — 120—400 см.
Особенностью педагогического труда является постоянное изменение («разрыв») дистанции общения, что требует от педагога многократного приспособления к изменяющимся условиям и большого напряжения.
Никогда педагог не забудет о жестах. Они оживляют общение, упрощают отношения. Очень располагают жесты педагога, когда его руки обращены ладонями вверх. Есть и недопустимые жесты: не стоит скрещивать ноги, закладывать руки за спину или держать их в карманах — это создает барьер между собеседниками. Избегайте жестикуляции указательным пальцем — таким образом вы лишний раз подчеркиваете свою роль руководителя, человека, стоящего выше. Старайтесь не теребить ручку или очки, не барабанить пальцами по столу, не притопывать ногами — это отвлекает, демонстрирует ваше нетерпение или неуверенность. Учитель смотрит поочередно на каждого своего ученика, а не в окно или книгу. Тогда каждый почувствует ваше внимание персонально к нему.
Выдвигая столь высокие требования к своим учителям, в современном обществе понимают, что требуют невозможного. Суровые реалии жизни, низкий престиж профессии, невысокая заработная плата мало способствуют развитию человеческих и профессиональных качеств. От учителя, ведущего коррекцион-ную работу, нельзя сегодня потребовать ни подвижничества, ни «припадочного сердца» (выражение А.С. Макаренко), ни великой любви к детям. От него требуется только честное, добросовестное выполнение профессионального долга. «Не навреди!» — говорим учителю. Не исправляй ничего, если не понимаешь. Не суйся со своими скороспелыми действиями, пока не поймешь что к чему, не выяснишь все до конца. Не делай хуже ребенку. Лучше честно отступись там, где ты бессилен.
Таким образом, учитель коррекционных классов выполня
ет множество видов деятельности. На профессиональном язы
ке они именуются педагогическими функциями. Главной пе
дагогической функцией является управление учебно-воспита
тельным процессом. Ни одна профессия не предьявляет к
человеку столь высокие требования, как учительская. «Приме
рив» их на себя, будущий учитель поймет, как много еще пред
стоит работать над собой, чтобы смело войти в класс и сказать:
«Здравствуйте, дети, я ваша учительница». Честное выполне
ние своего профессионального долга сегодня в обществе це
нится превыше всего. ___________________________
IS
Советы учителю
Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя.
А.Н. Острогорский
Гуманистическими подходами овладеть сложнее, чем авторитарными. На первых порах начинающему педагогу необходимо контролировать каждый свой шаг, пока не выработаются нужные привычки. Путь к педагогическому мастерству длительный и сложный. Чтобы его было легче преодолевать, опирайтесь на советы, предписания, выведенные из теоретических обобщений, опыта работы лучших педагогов гуманистической ориентации.
Многие проблемы, над которыми ломали головы и сто, и двести лет назад, не только «пересели за парты нынешних школ», но и обросли усложненными деталями. Разрешая их, обратим внимание главным образом на организацию учебно-воспитательного процесса, общие условия его успеха, принципы и методы хорошего воспитания и преподавания, опираясь на которые можно достичь устойчиво хороших результатов. С некоторыми специальными методиками коррекционной работы мы уже познакомились и знаем, что хорошо они будут работать только на общем фоне гуманистической ориентации учебно-воспитательного процесса, когда обычная работа в классе сочетается с коррекционной.
Итак:
1) невзирая ни на какие трудности педагог специальных клас
сов должен понимать, что его усилия помогут ребенку преодолеть
трудности. Главное — вовремя прийти на помощь;
2) педагогу надо постоянно учиться, заниматься самообразо
ванием. Какие бы сложные дети ни пришли в класс, учитель дол
жен чувствовать себя уверенно;
3) учитель не должен свое плохое настроение нести в класс, к
ученикам. Если хотите изменить поведение других — измените
свое;
4) умение управлять собой дает возможность положительно
действовать на учеников;
5) учитель-фасилитатор обязан научиться сдерживать себя,
стойко переносить неудачи, не опускать руки перед трудностями.
У такого учителя будет положительный результат в обучении и
воспитании детей;
6) учитель-фасилитатор заботится о судьбах детей. Он не уни
зит ребенка, не назовет его неспособным, неумным, так как зна
ет, что у каждого ребенка его класса своя не очень легкая судьба и
его задача — помочь ребенку преодолеть трудности;
7) без уважения, доверия и любви своих учеников учитель не
добьется поставленной цели. Научитесь быть снисходительными,
непритязательными, веселыми и живыми, невысокомерными,
требовательными. Обращайтесь с детьми ровно, не лукавя; учите
и наставляйте спокойно, не позволяя оскорбления и насмешки,
не допуская крика и гнева, злобы и лицемерия;
8) в начальной школе особенно важно научить ребенка слу
шать учителя, выполнять его задания. Здесь потребуется особое
искусство, чтобы привлечь внимание ученика к предмету обуче
ния. Работа учителя самая трудная, но зато и самая почетная:
свою первую учительницу каждый помнит до конца своей жизни;
9) хорошо можно делать только то, что хорошо знаешь. Учитель
без основательной подготовки связан книгой и не отрывается от нее.
В классе царит однообразие и скука. Дети пассивны и девиантны;
10) надо ответственно подходить к составлению плана, продумы
вать каждый свой шаг. План должен быть реальным, подробным;
11) не беда, если учитель во время урока заглядывает в план1, он
его дисциплинирует, помогает не пропустить что-то важное в
уроке. Нельзя надеяться на хорошую память, большой комплекс
действий запомнить трудно, да и не нужно. Лучше освободите
свою память для оперативных сведений;
12) учитель не должен приходить в класс без подготовки. Уро
ки, воспитательные часы в начальной школе не так легки, как
многие думают. К ним нужно готовиться, так как много важного,
что требует обдуманных мыслей и действий, серьезного вникания
и тщательной предварительной подготовки;
13) потребность в любви и признании — одна из фундамен
тальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необ
ходимое условие нормального развития ребенка. Любите его не за
то, что он умный, красивый, способный, хороший помощник, а
просто так, за то, что он есть. Известный психотерапевт В. Самар
рекомендует обнимать ребенка не менее 8 раз в день;
14) учитесь вести урок так, чтобы дети жалели, что работа окан
чивается, чтобы конец ее был для них неприятным перерывом, что
бы они шли из класса с неохотою, а назад с радостью торопились;
15) речь и манеры учителя тогда будут вызывать расположение
детей, когда учитель работает с сердечною теплотою и расположе
нием. Даже выражение лица учителя — спокойное, снисходитель
ное — благотворно влияет на настроение учеников;
11—2915
16) учитель должен хорошо знать законодательство, норматив
ные документы, ознакомиться с инструкциями, касающиеся ор
ганизации воспитательной работы с детьми, у которых ослаблено
здоровье, имеются проблемы в развитии;
17) учитель заботится не только об обучении, но и о воспита
нии детей. Преподавание тогда может иметь воспитательный ха
рактер, когда оно во всем своем течении и объеме рассчитано на
образование ума, воли и сердца ребенка. Постепенность во всем,
мера и ответственность определяют успех. Учитель ориентируется
на постепенное усложнение требований к ученикам, планирует
перспективные сдвиги в их обучении и воспитании;
18) чтобы ученики были привлечены к делу, нужно следить за
своими действиями, замечаниями, чтобы ненароком не обидеть уче
ников. Нужно всеми средствами развивать и поддерживать между
учениками дух дружелюбия, взаимных услуг и доброжелательства;
19) если учитель владеет классическими основами учебно-вос
питательного процесса, тогда его класс — творческая мастерская;
20) учитель должен ориентироваться не на класс, а на каждого
отдельного ребенка, использовать личностно ориентированное
воспитание, умело сочетать коллективную, групповую и индиви
дуальную деятельность;
21) общая методика коррекционной работы требует, чтобы
учитель подключал к воспитательному процессу всех детей клас
са. Ведь детей, требующих коррекционной поддержки, много, и
без взаимной помощи друг другу, разумно направляемой учите
лем, мало чего можно добиться. Совместное обучение детей ока
зывается в этом случае немалым преимуществом;
22) если учитель остается один на один с нарушителем дисцип
лины и не подключает к процессу его перевоспитания однокласс
ников, у него мало шансов достичь полного успеха. Вот почему
без опоры на классный коллектив учителю не обойтись. Сила со
вместного воспитания в том и состоит, что каждый ученик класса
отдает частичку своего «Я» тому, кому его недостает, кто в дан
ный момент воспитан хуже. Без опоры на коллектив коррекцион-
ная педагогика не может быть эффективной;
23) необходимо проявлять живой интерес к жизни всех детей
класса, к жизни каждого ребенка, к его радостям, огорчениям,
стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживани
ям. Помогайте ребенку только тогда, когда он готов принять вашу
помощь;
24) с ребенком надо обращаться на равных, относиться к нему
как к взрослому, от которого ждут взаимного доверия, уважения,
понимания. Взаимоотношения со всеми детьми, с каждым ребен-
322
ком в отдельности должны быть доверительные. Помните о конфликтах принуждения: ребенку трудно организовать себя; он испытывает отрицательные переживания, когда учитель хочет от него чего-то добиться. При этом надо меньше говорить, выражать требования одним словом; адресовать к ситуации, а не к ребенку; не употреблять слов «ты», «если», «почему». Снимите с себя ответственность за личные дела ребенка и предоставьте ему самому отвечать за свои дела;
25) сила учителя, действующая на внутренний мир воспитан
ника, всегда при учителе. Это человечность. Если учитель хоро
ший человек и к тому же он человек призвания, то он будет иметь
нравственное влияние на своих учеников. Он сможет привить им
только на внутренние качества: правдивость, добросовестность,
трудолюбие, но даже манеры поведения. Дети копируют все:
взгляд, выражение лица, приемы работы. Это сильно влияет на
них, образуя тот или другой склад мыслей, оценок, привычек, из
чего постепенно складывается характер;
26) учитель не будет подгонять, торопить детей, показывать
свое недовольство, неудовлетворенность их результатами. Он ста
нет на самый эффективный путь помощи детям с трудностями
обучения в начальной школе — внимание, доброжелательность и
терпение, желание понять причины и умение найти особый под
ход к таким детям;
27) необходимо работать над сплоченностью класса: отмечать
дни рождения детей, устраивать праздники в классе. Пусть дети
выскажут имениннику добрые пожелания, преподнесут в подарок
рисунки, напишут открытки. И ребенок почувствует, как его лю
бят, что его уважает учитель и товарищи, каких успехов они от
него ждут;
28) учитель должен овладеть искусством задавать вопросы.
Часто от неумения задавать вопросы зависят плохие ответы уче
ников. Каждый вопрос, обращенный к ученику, должен быть
прост, точен и ясен;
29) необходимо научиться слушать детей. Автоматические ре
акции мешают правильно слушать и понимать услышанное: необ
ходимо занимать позицию на уровне глаз ребенка; пересказать
своими словами ответ ученика; предложения учителя должны
быть в утвердительной форме; научитесь выдерживать паузы;
30) необходимые правила общения с ребенком: а) занимать по
зицию на уровне его глаз, б) присоединяться к позе ребенка, в)
присоединяться к его дыханию, г) подстраиваться к интонации,
д) садиться справа от него, е) быть с ним всегда, ж) не класть руку
на голову, з) нужны нежные прикосновения, поглаживания;
31) свое неудовольствие поведением ребенка старайтесь выра
жать намеком на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о
нем лучшее мнение. Если ребенок своим поведением вызывает
отрицательные эмоции — сообщите ему об этом;
32) особенности обучения в современной школе связаны со
все нарастающим объемом информации, значительной интенси
фикацией прохождения материала, с постоянной модернизацией
и усложнением учебных программ. Безусловно, подобные усло
вия обучения предъявляют к организму младшего школьника
очень высокие требования, и важно, чтобы дети прошли этот тя
желый период без ущерба для своего здоровья, не утратив интере
са к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы;
33) удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной
ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и
сообразительность, мыслит сосредоточенно, ведет себя вежливо и
с достоинством. Помогайте ребенку превзойти самого себя, улуч
шить свои достижения;
34) поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им
писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и
музыкально, готовить утренники, выступать со своей самодея
тельностью перед родителями, другими учениками, дошкольни
ками. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных
детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т. д.),
участвуйте в них;
35) научите детей выпускать книжки с собственными рассказа
ми, сказками, сочинениями, стихами и т. д., интересуйтесь этими
книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать
своим коллегам;
36) извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не
можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он об
ращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дади
те ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание;
37) пишите письма родителям с положительной оценкой по
ступка ребенка по поводу достижения успеха в учении, по любому
значительному поводу, достойному одобрения;
38) речь учителя должна быть оживленною, но не торопливою.
Однообразие и монотонность утомительно действует на учени
ков. Говорить надо для всех, достаточно громко и отчетливо. От
четливо выговаривать все звуки, делать правильные ударения. Не
говорить слишком медленно, чтобы не утомить внимание детей,
не говорить слишком быстро, чтобы слова не упреждали мысли.
Сохраняйте приличие и вежливость как в речи, так и в манерах.
Будьте просты, ясны и немногословны;
39) поощряйте детей беседовать с вами, учите их спрашивать,
спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою пози
цию. При этом относитесь к мыслям, оценочным суждениям де
тей серьезно и с достоинством;
40) провоцируйте дискуссии детей, дайте им возможность до
казывать, объяснять ошибку, опровергать утверждение учителя и,
признав их правоту, выразите благодарность за справедливое
замечание;
41) необходимо научить детей думать, поощряйте детей, умею
щих думать, размышлять;
42) размышляйте вслух сами, тем самым давая детям образцы,
как надо размышлять, как искать решение задачи, как обсуждать,
оценивать;
43) чаще предлагайте детям письменные задания с размышле
ниями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими
людьми. Попробуйте сами писать вместе с детьми сочинения, вы
полнять самостоятельные задания, контрольные работы, а затем
знакомить их с результатами своих стараний, давайте им возмож
ность высказывать свои оценочные суждения;
44) необходимо научить детей самим находить и исправлять
допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные
таким образом ошибки учитель не учитывает;
45) позволяйте детям встретиться с отрицательными последст
виями своих поступков. На ошибках учатся;
46) не требуйте от детей невозможного или невыполнимого.
Соизмеряйте собственные ожидания с их возможностями;
47) овладевайте искусством бесконфликтной дисциплины: а)
ограничения должны быть обязательно, б) правил (ограничений)
не должно быть слишком много, в) установки учителя не должны
вступать в противоречия с потребностями детей, г) правила долж
ны быть согласованы взрослыми между собой, д) тон дружествен
ный, а не повелительный, е) наказывая ребенка, лишайте его хо
рошего, но не делайте ему плохо;
48) в отношениях с детьми одинаково вредны как изнеженная
распущенность, так и чрезмерная суровость. Первая обессиливает и
расшатывает учеников, вторая их устрашает и отталкивает от учителя.
Правильно действуя, учитель будет всегда различать дело и лич
ность. Снисхождение к личности, строгость к порядку — вот пра
вильное настроение воспитателя. Снисхождение — это свобода от
раздражения и гнева. Строгость — неуклонное устранение всего, что
мешает достижению цели умственного и нравственного воспитания;
49) не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежа
нии, ни в поведении;
50) обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для
использования на уроках сложные задания, головоломки и ребу
сы и при их применении на уроках не забывайте указывать, кто их
автор;
51) проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, вне
классное мероприятие;
52) учитель скуп как в поощрениях, так и в наказаниях. Изли
шество в наградах умаляют значение их в глазах учеников. Награ
ды — это искусственное средство побуждения к занятиям, потому
и нужна в них умеренность. Даже в простой похвале нужна мера.
Это знак справедливости, признания достоинства работы, но ни
как не знак удивления;
53) действие сильных и слабых запретов на детей изучал аме
риканский психолог Д. Фридман (1965). Он показывал детям
очень красивого робота на батарейках, но запрещал трогать и иг
рать с ним, когда его самого нет в комнате. Половине детей за это
нарушение исследователь обещал очень суровое наказание, а дру
гой — мягкое. Несколько недель спустя каждого ребенка оставля
ли один на один с игрушкой. Из 18 детей, которым было обещано
суровое наказание, все спокойно играли с роботом. А из такого
же количества детей, которым было обещано мягкое наказание,
7 5 % не взяли игрушку. Дело, выходит, не в суровости наказаний,
а в отношении к ним ребенка;
54) придавайте особое значение старанию ребенка лучше вы
полнить задание, интересуйтесь, с какими трудностями он встре
чался и как их преодолевал;
55) проявляйте свое оптимистическое отношение к возможно
стям ребенка, особенно когда его постигает неудача;
56) при оценке работы ребенка больше опирайтесь на положи
тельное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рас
сматривайте на фоне достигнутого;
57) кроме как организатора интересных занятий и игр, как че
ловека доброго и справедливого, ученики видят в учителе своего
защитника и арбитра во всех спорных, конфликтных ситуациях.
Особенно сильно это выражено у детей из дисгармоничных, дис
комфортных семей, где детей часто ругают и наказывают родите
ля, обижают сверстники. Остро нуждаются в защите дети депри-
вированные, испытывающие дефицит родительской любви, лас
ки и заботы, а также дети, имеющие какие-то физические и иные
дефекты в развитии, непопулярные среди сверстников, отвергае
мые ими. Такие дети особенно сильно тянутся к учителю, испы
тывают постоянную потребность в его внимании, помощи или за
щите. Общение с этими детьми требует от учителя особого уме-
ния, индивидуального подхода, душевной деликатности и внимания. На примере учителя этому же учатся и его ученики;
58) мир в классе настолько же важен, как и мир в обществе. За
ботьтесь о том, чтобы класс жил товарищеским духом, чтобы каж
дый спешил на помощь другому. Для этого любите всех одинако
во, не имейте особых любимцев, не имейте доносчиков; ведите
все прямо, открыто и честно, искореняйте недоверчивость, враж
ду, неуживчивость. Каков кто в школе, таков будет и в жизни. По
этому и важно, чтобы в классе были мир и уважение;
59) по отношению к младшему школьнику, для которого по
ступление в школу означает начало нового ответственного этапа
формирования его личности, особенно важно единство требова
ний школы и семьи. С начала школьного обучения ребенок начи
нает подвергаться воспитательному воздействию с двух сторон и
чрезвычайно важно, чтобы эти воздействия шли в одном и том же
направлении. Отсутствие такого единства приведет либо к полно
му разладу в поведении школьника, либо к формированию двой
ственных форм поведения: одна манера поведения будет прояв
ляться в школе, другая (иногда совершенно противоположная)
дома.
Хотя эти наставления не охватывают всего спектра коррек-
ционного воспитания и больше напоминают общие требова
ния, они помогут учителю сделать правильные шаги на пути
гуманизации педагогического процесса. Будем помнить: учим
детей не для школы, а для полноценной жизни, которую они
украсят своим трудом и достойным поведением._________