Виды семейного воспитания

Воспитание — очень легкое дело, воспитание — сча­стливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой вос­питания.

А. С. Макаренко

В современной практике семейного воспитания довольно оп­ределенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитар­ный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми ха­рактеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляцион-ностью. Угрозы, понукания, принуждение — вот главные сред­ства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха,


незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внут­реннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассив­ность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким ви­дом. Жестокость и террор — вот основные черты такого отноше­ния родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в стра­хе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, лени­вых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, что не­редко, самодурствующих детей.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родите­лей — явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой роди­тельский престиж, а получают обратное. Начинается отчужде­ние ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудно-воспитуемость.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепро-щенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недис­циплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозво­ленности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, рас­четливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Мака­ренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотноше­ний.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мне­нию детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут


разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец граж­данственности, трудолюбия, честности и желания сделать их та­кими, какими являются сами.

Таким образом, знание типичных отношений в семьях и
стилей родительского воспитания помогает учителю лучше,
быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело.
Для каждого типа негативных отношений существуют свои
способы их преодоления._______________________________

Содержание и методы

Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство от­ветственности, тренирует волю, человеческое досто­инство, умение сопротивляться соблазнам и преодо­левать их.

А. С. Макаренко

Содержание воспитания в семье обусловливается генераль­ной целью демократического общества. Семья обязана фор­мировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления: физическое, нравственное, интел­лектуальное, эстетическое, трудовое. Они дополняются эко­номическим, экологическим, политическим, половым обра­зованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что приоритет здоро­вья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспи­тание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, зака­ливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Разви­тие познавательных интересов, способностей, наклонностей и за­датков ставится в центр родительской заботы.


Нравственное воспитание в семье является стержнем отноше­ний, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и ува­жения, доброты и порядочности, честности, справедливости, со­вести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплиниро­ванность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтиче­ские учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важ­но, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о пре­красном, существующем в жизни. Это особенно важно, так как прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, поя­вилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и ро­дителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень оп­рятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удиви­тельно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства»! Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отда­вали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжири­ванию времени!

Но для этого и родителям, и учителям нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания. Для родителей семейное воспита­ние — это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хо­рошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требо­вание разумного и взвешенного подхода к решению воспитатель­ных задач. Воспитательная работа родителей в семье — это преж­де всего самовоспитание. Только приступая к воспитанию, многие родители начинают понимать, как недостаточно воспи­танны они сами. Каждому нужно начинать с себя, учиться быть педагогом.


Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с по­мощью которых осуществляется целенаправленное педагогиче­ское влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

• влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных
поступках и приспособлено к личности;

• выбор методов зависит от педагогической культуры родителей:
понимания цели воспитания, родительской роли, представлений
о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько ро­дителей, столько разновидностей методов.

Все родители используют общие методы семейного воспита­ния: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспекти­ва), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телес­ные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов созда­ются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в се­мье. Среди этих средств слово, фольклор, родительский авто­ритет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и мораль­ный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонст­рации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, ре­ликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опира­ется на ряд общих условий.

1. Знание родителями своих детей, их положительных и от­рицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие по­ручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отно­шения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, ка­залось бы сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети; 48% — какие фильмы смотрят; 67% — какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встреча­ются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, севших за решетку, от­ветили, что родители не контролировали их поздних возвраще­ний домой.


2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отноше­
ний в семье, стремление воспитывать личным примером также
сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно
выбирает наглядные методы.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельно­
сти, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное
общение во время совместного труда, просмотров телепередач, по­
ходов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны,
это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятель­
ности — нет ни повода, ни возможности для общения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее
влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено
издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети все­
гда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладе­
вать секретами воспитательного воздействия — вовсе не рос­
кошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания
родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать яв­
ляются единственными воспитателями своего ребенка... В воз­
расте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в
решающей мере зависит от... элементарной педагогической
культуры матери и отца, которая выражается в мудром понима­
нии сложнейших душевных движений развивающегося челове­
ка», — писал В.А. Сухомлинский.

Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каж­дое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая передел­ка — дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и приня­тия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, — строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребе­нок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают.


Родители, которые пытаются всячески способами уклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они дела­ют, называется другими словами. Подход примитивный: отмах­нуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользовать­ся. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является след­ствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого при­смотра за ними.

Подытоживая, запомним, что каких-то особых методов I семейного воспитания не существует. Применяются общие I методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный | пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для де-|тей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ | от дружбы, телесные наказания). В семейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

Обсудим профессиональный секрет

Известно, что у каждого народа воспитание идет своим пу­тем. То, что подходит французу или немцу, не всегда полезно удмурту или калмыку. У каждого народа существуют свои очень действенные правила воспитания, выработанные народ­ной педагогикой. Соберите сведения о традициях воспитания детей в вашем регионе. Изучите литературу по народной педа­гогике вашего края. Подготовьте реферат на эту тему, высту­пите с ним на семинарском занятии.

Какие методы народной педагогики издавна применяются в вашем регионе?

Как корректируется отклоняющееся поведение детей?

Какие методы следует возобновить и взять в школу сегодня?

Педагогическая поддержка семьи

Школа обязана оказывать помощь родителям и ЮС питании детей.

Устаи школы

Начальной школе принадлежит ведущая роль в организации семейного воспитания детей младшего школьного возраста в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного


влияния она должна стать на гуманистические позиции педагоги­ческого просвещения.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организацион­ных формах (рис. 22):

Формы связи школы и семьи I

Родительские собрания


 
 
лекции
посещение семьи
консультации
приглашение родителей в школу
вечера вопросов и ответов
переписка с родителями
читательские конференции
 
педагоги­ческие чтения
Родительский комитет -орган самоуправления

• подведение
итогов

• педагоги­
ческое
посвещение
родителей

• выставки
ученических
работ

• творческие
отчеты

• обсуждение
перспектив

Рис. 22

1. Координация планов воспитательной работы педагогиче­
ского коллектива школы, родительского комитета, советов об­
щественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадио­
нов, милиции и здравоохранительных органов с четким распре­
делением функций каждого из этих участников воспитательног
процесса.

2. Организация силами школы систематического обучения
родителей и представителей общественности наиболее эффектив­
ным приемам работы с детьми.

3. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и ре­
зультатов воспитательной работы, выявление причин обнаружи-


ваемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через роди­тельские объединения, носящие различные названия: родитель­ские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содей­ствия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. п. Каждое из таких объединений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельно­сти, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной дея­тельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа — семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда раньше их не допускали, — выбору предметов для обучения, оп­ределению объемов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, от­дыха, питания, медицинского обслуживания школьников, систе­мы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организо­ванной совместной деятельности школа и семья становятся дей­ствительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, роди­тельские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организо­вать общение с ним, помочь в решении трудных вопросов, пре­одолеть конфликтные состояния. Многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для ро­дителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравствен­ных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотруд­ничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотруд­ничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать


стимулирование пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть сво­их детей одаренными и культурными, воспитанными и преус­певающими. На этом естественном стремлении и строятся от­ношения между школой и семьей. Последняя становится от­крытой системой для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи — означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и разви­вающую среду.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на раз­витие у детей нравственных качеств, физического здоровья, ин­теллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающе­го мира. Учителя начальной школы позаботятся о том, чтобы все родители поняли и приняли принципы гуманистической пе­дагогики:

• креативности — свободного развития способностей детей;

• гуманизма — признание личности в качестве абсолютной
ценности;

• демократизма, основанного на установлении равноправных
духовных отношений между взрослыми и детьми;

• гражданственности, основанной на осознании места своего
«Я» в общественно-государственной системе;

• ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание
на традициях народной педагогики;

• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и
ценностей.

В результате просвещенческой деятельности учителя все роди­тели примут деятельностный подход к воспитанию ребенка в се­мье через организацию деятельностных ситуаций, в которых про­исходит формирование личности заданной ориентации.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Традиционной функ­цией остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в его педагогических советах, профессиональной поддержке. Свои предложения он вносит в планы работы школьного лектория. Здесь целесообразно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических осо­бенностях учеников; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интел­лектуального освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; пробле-340


мах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании созна­тельной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следу­ет рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспита­ния — преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновение затрудне­ний и барьеров в семейном воспитании, ответственность перед обществом, страной и Богом.

На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нару­шения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяс­нять причины, заинтересованно обсуждать пути преодоления не­гативных явлений, намечать конкретные меры. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение един­ства требований семьи и школы.

Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публич­ному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе он показы­вает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.

Важной частью практической деятельности классного руково­дителя является регулярное личное посещение учеников дома, изу­чение условий их жизни и воспитания на месте, согласование и координация с родителями совместных мер. Выясняются не столько бытовые условия, сколько организация семейного воспи­тания. Опытному наставнику многое может рассказать сама атмо­сфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно при посещении ученика на дому соблюдать следующие правила:

• не идите непрошенным, постарайтесь любыми путями по­
лучить приглашение от любого члена семьи;

• проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда
начинайте с похвалы и комплиментов;

• исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, под­
сказывайте пути их решения;

• беседуйте в присутствии ученика, только в исключитель­
ных случаях требуйте конфиденциальной встречи;


• не предъявляйте претензий к родителям;

• всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой
воспитанника;

• советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте
уровень своих требований и возможности семьи;

• выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкрет­
ных совместных делах;

• не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержанны
в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителя­ми чаще всего подрывает авторитет педагога и его школы. Роди­тели будут стремиться к сотрудничеству и последующим контак­там, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.

По своей должности педагог тесно сотрудничает с семьей и дает профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учени­ков. Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семей­ных отношений. В семье нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится соз­давать. К примеру, семья может освободить девочку от хозяйст­венных забот, их может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной. Педагог обратит внимание и на педа­гогический такт, требующий от родителей учета эмоционального состояния, анализа мотивов каждого поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть необходимую требовательность.

Общесемейные увлечения, интересы, традиции, почти забы­тые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семей­ные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, путешествия, походы выходного дня.приводят к взаимопониманию детей и родителей. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и се­мьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьни­ков. Установлено, что семья и школа смотрит на нее по-разному. 342


Учителя склонны считать главными причинами недостаток спо­собностей, бесконтрольность семьи: родители же — в недоста­точном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истин­ные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, се­мья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимание не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения. Жизнь школьника от этого только ухудша­ется.

Естественно, все ситуации, с которыми столкнется учитель, предусмотреть невозможно. Смысл педагогической подготовки в том и заключается, чтобы вооружить специалиста общими мето­дами анализа возникающих ситуаций и поиска оптимальных ва­риантов выхода из них. Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию. Методы педагогической диагностики уже подробно рассматривались выше.

Обратим внимание на необходимость активного привлечения родителей к самодиагностике семейного воспитания. Определить уровень родительского мастерства можно, отвечая на анкету СТ. Шацкого. Ценность ее заключается хотя бы в том, что она дает возможность увидеть сильные и слабые места в воспитатель­ном процессе в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: