русского языка и литературы

Совершенствование профессиональных компетенций учителя

Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входят:

- социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

- коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции;

- общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

- предметная компетенция в сфере учительской специальности;

- профессиональная самореализация.

Траектория развития профессиональной компетенции учителя включает в себя:

Виды деятельности Формы методической работы
Практическая деятельность Самостоятельное конструирование уроков Проведение открытых уроков Самоанализ открытых уроков Обобщение собственного опыта Формирование портфолио и создание сайта
Профессиональное общение Конструирование уроков в группах Анализ посещённых открытых уроков Участие в групповом анализе помещённых уроков Активная позиция при проведении мероприятия Обмен практическим опытом с коллегами Консультирование коллег Проведение мастер-классов Организация и проведение курсовой подготовки для коллег
Самообразование Изучение литературы Подготовка сообщения, доклада, научной статьи Знакомство с опытом коллег Разработка дидактического, наглядного материала и раздаточного материала Участие в олимпиадном движении

Профессиональный опыт педагога включает два вида знаний: теоретические и эмпирические, приобретённые на субъективном опыте. Они не существуют изолированно, но представляют собой систему, которая определяет готовность учителя к действиям. Образовательный процесс настолько динамичен, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда.

Сегодня в инновационной среде учитель проживает разные роли: консультанта, методиста, создателя сайтов, создателя УМК, тьютора, партнёра учащегося, эксперта. Компетентный учитель осознаёт, что основной деятельностью школьников не является знакомство с предлагаемыми знаниями и заучивание их. Задача учителя - окружить ребёнка специальной, педагогизированной средой, которая будет эффективно способствовать его социализации и воспитанию. Перед современным, думающим, компетентным учителем стоит много вопросов. Один из важнейших: «Должно ли быть наше образование всё полностью ориентировано на формирование ключевых компетенций? А если должно, то могут ли в нём оставаться сегменты традиционного содержания, представляющего ту или иную область культуры и не имеющего явно выраженной прагматической окраски? Должно ли образование играть роль среды, в которой моделируется деятельность, сама имеющая надпредметный характер?»

Воспитать компетентного гражданина общества может только компетентный учитель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: