Способности человека. Проблемы их диагностики и развития. Концепция Л.С. Выготского

Способности — это индивидуально-психологические осо­бенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у челове­ка, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фик­сацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элемен­тарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие обще­ственно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные спо­собности, развитые память и речь, точность и тонкость дви­жений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям Сочетание этих способностей свойственно лишь разносто­ронне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и ду­ховной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Выс­шая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимо­действием людей с природой, техникой, знаковой информа­цией, художественными образами и т. д. Человек, способный ко многим и различным видам деятель­ности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллек­туальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности — индивидуально психологи­ческие особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способ­ностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процес­са овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способ­ности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности — прижиз­ненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденны­ми могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе опре­деленным образом организованной деятельности и общения, развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки весьма многозначны, они — лишь предпосылки раз­вития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным «ля задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на про­цесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. За­датки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свой­ствами литературных способностей являются: особенности твор­ческого воображения и мышления; яркие, наглядные образы памяти; чувство языка; развитие эстетических чувств. А веду­щими свойствами математических способностей являются: уме­ние обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий пере­ход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблю­дательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив­ный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, ори­гинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут быть разные способнос­ти, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню разви­тия.

С начала XX века предпринимались попытки измерить спо­собности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине. в др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выпол­нения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека.

Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ори­ентацией и профотбором. Все многообразие профессий было предложено (Е. А. Климов) разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П — при­рода (растения, животные), Т — техника (машины, материалы), Ч — человек, группы людей, 3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели), X — художественные образы (искусст­во). При решении задач профориентации целесообразно опре­делить прежде всего склонности молодого человека к перечис­ленным типам профессий.

Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает способности ученика, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей человека.

Развитие общих способностей человека предполагает разви­тие его познавательных процессов памяти, восприятия, мышле­ния, воображения.

Важным моментом у детей в развитии способностей являет­ся комплексность — одновременное совершенствование несколь­ких взаимодополняющих друг друга способностей

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей:

- способность – в значительной степени социальна и формируется в процессе конкретной деятельности человека;

- одаренность - это своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности;

- талант – это высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.)

- гениальность – высший уровень развития способностей.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов:

1. Первичный этап в развитии способности – связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до 6-7 лет. Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития спо­собностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятель­ность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным сти­мулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на пре­одоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укреп­ляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уве­ренность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способно­стей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Дея­тельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени спо­собствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формирова­нию новых умений и навыков.

2. Второй этап развития способностей определяют особенности мак­росреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родил­ся и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та си­туация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих чле­нов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Необходимость профориентации обусловлена чрезвычайно актуальной пробле­мой, с которой сталкивается каждый человек, — проблемой выбора жизненного пути и профессионального самоопределения. Исторически сложились две концеп­ции профориентации, которые французский психолог А. Леон назвал диагности­ческой и воспитательной. Первая — диагностическая — сводит выбор индивидом профессии к определению его профессиональной пригодности. Консультант при помощи тестов измеряет способности человека и путем сопоставления их с требо­ваниями профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии.

Многими учеными данная концепция профориентации оценивается как меха­нистическая. В ее основе лежит взгляд на способности как на стабильные образо­вания, мало подверженные влияниям среды. Субъекту в рамках данной концеп­ции отводится пассивная роль.

Вторая — воспитательная — концепция направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни, на его самоопределение в соответствии с запланиро­ванными воспитательными воздействиями. Основное значение в ней придается изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельно­сти. Значительно меньшее место в ней занимают тестовые испытания. Однако и здесь недооценивается личностная активность субъекта, возможности его само­определения, саморазвития и самовоспитания. Поэтому в отечественной психо­логии к решению данной проблемы подходят комплексно. Считается, что реше­ние проблемы профориентации возможно, лишь когда оба подхода представляют собой звенья одной цепочки: определение способностей индивида и помощь ему в подготовке к будущей профессии.

Клиническая психология: предмет, задачи, место в структуре психологического знания (Источник: Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. Лекции Гришуниной Е.В.)

Клиническая (медицинская) психология — отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Из этого следует, что клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании — она изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь.

Делится на 2 отрасли: психопатология (часть медицины, описывает патологии через психологические понятия) и патопсихология (часть психологии, описывает психические процессы и состояния при болезни).

Предмет – закономерности возникновения, развития, коррекции психических и соматических недугов.

Общая клиническая (медицинская) психология разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека (критерии нормальной и измененной болезнью психики), проблемы психологии врача (медицинского работника) и психологии лечебного процесса. Кроме того, в общей клинической психологии разрабатывается учение о взаимоотношениях психического и соматического в человеке (психосоматические и соматопсихические взаимоотношения), медицинские аспекты учения об индивидуальности и этапах постнатального онтогенеза ее, а также рассматриваются психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии.

Задачами является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: