Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить

Понятия о мотивах. Структура мотивационной системы человека. Смыслообразующие мотивы деятельности человека. Классификации мотивов. Особенности мотивационной сферы госслужащего.

Одним из важнейших компонентов деятельности является мотивация. Человеку свойственно задаваться вопросами о причинах, которые побудили другого человека поступить определенным образом. Стано­вится очевидно, что наша оценка того или иного поведения всегда включает в себя учет причинного или мотивационного фактора.

Мотивация — это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и направленность. Это те психологические факторы, которые побуждают, направляют, поддер­живают и прекращают специфические виды деятельности.

Мотивационную сферу личности главным образом составляют по­требности (ответ на вопрос «почему?») и мотивы (ответ на вопрос «за­чем, ради чего?»). Как и любая иная система, мотивационная сфера лич­ности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве ос­новных компонентов мотивационной сферы личности выступают также побуждения, влечения, склонности, интересы, идеалы, намере­ния, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека.

Итак, когда потребность осознается и происходит ее «опредмечивание», она приобретает форму мотива.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связа­ны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называ­ется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих актив­ность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение чело­века к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявле­ния потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.

Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и другие отечественные психологи считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования.

Смыслообразующие мотивы побуждают деятельность, придают ей личностный смысл. Мотивы-стимулы лишены смыслообразующих функций, но выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а другой — функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыс­лообразующей — придает деятельности человека характер сознатель­но регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

Мотив неосознан, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что вся­кая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, есть деятельность обычно полимотивированна. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида.

Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.

Итак, мотивационную сферу личности составляют в основном по­требности и мотивы.

В современной психологической литературе существует не­сколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (обще­ния, поведения). Одна из них — теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъек­том межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказы­вать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а) человек объясня­ет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей;

б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются ло­гическим нормам;

в) человек склонен объяснять неудачные ре­зультаты своей деятельности внешними, а удачные — внутрен­ними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотива­цией и достижением успехов в деятельности не носит линейно­го характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы яв­ляется наилучшим при среднем уровне мотивации и, как пра­вило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со вре­менем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мо­тив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добивать­ся успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление че­ловека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и обще­ния.

Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответ­ственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе;

Экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Уровень притязаний (в нашем слу­чае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (обще­ния), которого рассчитывает добиться человек.

В своем развитии мотив проходит следующие стадии:

1. Принятие человеком значимого стимула, формирование потребностей и первичных мотивов.

2. Поисковая активность, связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребностей в данных ситуационных обстоятельствах.

3. Выбор конкретных средств удовлетворения потребностей и формирование намерения достичь определенной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: