Роль и функции акмеолога в психолого-акмеологическом обеспечении деятельности государственной службы

Содержание психолого-акмеологического обеспечения базируется на системе психологической подготовки госслужащего и включает:

– разработку психолого-акмеологических и педагогических рекомендаций;

– внедрение психологической подготовки по конкретным направлениям.

Реализация данного направления психологической работы с госслужащими базируется на трехкомпонентной модели развития аутопсихологической компетентности, включающей:

– наличный психологический потенциал (особенности нервной системы, тип темперамента, тип характера, энергетический потенциал, мотивационно-целевой порог);

– психологические стратегии (комплексы психологических умений, которые помогают человеку раскрыть свой потенциал);

– психологическую тренировку, направленную на развитие психологических стратегий.

Психолого-акмеологическое сопровождение - это комплекс мер, основанных на информативности, знаниях, обеспечивающих осознание профессионалом собственных личностных и профессиональных особенностей, результатом которых является формирование совершенного уровня преодоления профессиональных кризисов, что обеспечивает эффективность профессиональной деятельности. ПАП включает диагностику, коррекцию и психолого-профессиональное консультирование работников. В основе психолого-профессионального консультирования лежит система исследования потребностно-мотивационной, эмоциональной, когнитивной сфер личности и ее деятельности. Психолого-акмеологическое сопровождение - это целостный процесс изучения, формирования и коррекции профессионального становления с учетом своеобразия и психологических особенностей каждой стадии, а также права личности нести ответственность за свою профессиональную жизнь. Его основные направления:- изучение условий и факторов, влияющих на продуктивность труда и эмоционально-психологическое состояние личности;- изучение динамики профессионального и личностного становления;- формирование и развитие потребности в самореализации и способности к оптимальной деятельности, профессиональной и индивидуальной компетенции, коммуникации. Модель психолого-акмеологического сопровождения как правило является прогностической, и строится для проектирования планируемых процессов и явлений, предполагает описание динамической структуры, т.е. изменяемой во времени, и основана на оптимальном распределении ресурсов и конкретизации целей. В основе разработки психолого-акмеологической модели сопровождения лежат следующие методологические и теоретические предпосылки: системный подход, гуманистическая экспертиза, фасилитирующий подход. Модель ПА сопровождения как правило включает 4 этапа: групповая оценка личности, психологическая диагностика, интервью, тренинги.

Функции акмеолога:

– способствовать руководителю и специалисту в самореализации, т. е. в достижении высоких профессиональных результатов, карьерного роста при оптимальных внутренних затратах;

– помочь начинающему руководителю и специалисту в период профессиональной и управленческой адаптации оптимально использовать внутренний аутопсихологический ресурс для эффективного освоения основ профессиональной деятельности;

– научить госслужащего дифференцированно использовать психологические стратегии поведения в различных подсистемах управленческой деятельности: "руководитель-подчиненный", "коллега-коллега", "руководитель-вышестоящий руководитель", "руководитель-информация", "руководитель-внешняя среда", "руководитель-индивидуальный потенциал", "руководитель-личная жизнь", "руководитель-государственный интерес";

– сформировать психологическую готовность к преодолению профессиональных и жизненных кризисов, используя их на благо собственного развития;

– помочь профессионалу найти оптимальные взаимосвязи между профессиональной деятельностью и другими сферами жизни, максимально использовать все жизненные ресурсы для успешной жизненной карьеры в целом.

Психологическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям профессиональной деятельности:

– развитие профессионального "Я";

– профессиональная и управленческая адаптация;

– профессиональная готовность к творческому решению управленческих задач;

– формирование эффективного стиля управленческой деятельности;

– формирование управленческих команд;

– формирование психологической готовности к экстремальным действиям;

– формирование психологической устойчивости в ситуации профессиональных и жизненных кризисов;

– формирование индивидуальных стратегий карьерного роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: