Русское искусство 19-20в

Рубеж 19-20вв. – особый, переломный период для России. Экономические подъемы и кризисы, проигранная мировая война 1904-05гг. и революции 1905-07гг., первая мировая война 1914-18гг. и, как следствие, революции в феврале и октябре 1917г. В обществе все более нарастало ощущение неизбежности социального кризиса, необходимости смены ценностей. Народническая идеология потерпела крушение. Начался поиск новых идеологических концепций общественного развития.

Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Художник перестал восприниматься ремесленником, он становился властителем дум. Это был человек блестяще образованный. Отличительной чертой художника Серебряного века стал творческий универсализм.

в конце19нач20в получает распространение символизм (Выдающимися символистами России того времени были М.Врубель, Петров-Водкин, "мир искусства", "голубая роза"(Борисов-Мусатов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Цыпунов - эстеты симовлизма).

С кризисом народнического движения в 90-е гг. многие из художников-передвижников испытывали творческий упадок. В поисках «красоты и гармонии» художники пробуют себя в самых разных техниках и видах искусства – от монументальной живописи и театральной декорации до оформления книги и декоративно-прикладного искусства. На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, получивший название стиля модерн. Явление это неоднозначное, в модерне есть и декадентская вычурность, претенциозность, рассчитанные главным образом на буржуазные вкусы, но есть и знаменитое само по себе стремление к единству стиля. В живописи модерн проявил себя символикой образов, пристрастием к иносказаниям.

В 90-х гг. развивается жанровая живопись, бытовой жанр. По-новому раскрывается крестьянская тема. Н.А. Касаткина «Шахтерка», «Углекопы. Смена». Рябушкин «Русские женщины 17 столетия в церкви».«Свадебный поезд в Москве. 17 столетие».

Пейзажный жанр развивается в конце 19 столетия по-новому. Коровин «В лодке»,

«Зима в Лапландии».«Париж ночью. Итальянский бульвар».

Одними из самых крупных художников, новатороми русской живописи на рубеже веков явились: Серов. Его «Девочка сперсиками»(1887) и «Девушка, освещенная солнцем»(1888) – целый этап в русской живописи. Врубель. Прямой выразитель живописного символизма Борисов-Мусатов. Сомов.

Искусство предреволюционных лет в России отмечено необыкновенной сложностью и противоречивостью художественных исканий, отсюда сменяющие друг друга группировки со своими программными установками и стилистическими симпатиями. ("МИР ИСКУССТВА" (1898-1910), "СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ" (1903-1910), "ГОЛУБАЯ РОЗА"(1907), "БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ" (1910-1916)

Творчество Серова.

Валентин Серов - русский художник 19 века, родившийся в Петербурге. После смерти отца мать Серова поехала в Мюнхен. Там он получил первые уроки живописи под руководством немецкого художника Кеппинга. После они возвращаются в Москву. Репин дает уроки Серову. Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. Когда Серов сопровождал своего учителя в поездках для сбора материала для картин, он часто писал ту же натуру, что и Репин.

Серов поступает в Петербургскую Академию художеств в класс П.П. Чистякова. В Академии юный художник сближается с М.А. Врубелем. В 1885 году Валентин бросает Академию: настолько велико было его стремление работать самостоятельно. Летом 1885 года Валентин Александрович совершает поездку в Германию и Голландию, где изучает европейскую живопись. Из ранних произведений художника можно отметить картины «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886), «Заросший пруд. Домотканово» (1888). Эти работы можно отнести к раннему русскому импрессионизму.

Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Особенно высоко эти произведения оценили импрессионисты. Художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К.А. Коровина (1891), И.Е. Репина (1892), И.И. Левитана (1893), писателя Н.С. Лескова (1894), композитора Н.А. Римского-Корсакова (1898).

Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича.В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А.Н. Турчанинова (1907), М.Н. Акимовой (1908). Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы.

художник вместе с Архиповым, А. Васнецовым, Досекин, Светославским, Первухиным и Левитаном в 1899 году выходит из его состава. В 1898 году создается новое художественное объединение — «Мир искусства».

За время своей творческой деятельности Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них это картина «Дети»(1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей С. Боткина(1900), портрет Мики Морозова (1901). Импрессионистическая манера, в которой выполнен портрет Мики Морозова, позволила Валентину Александровичу Серову мастерски запечатлеть на полотне мгновения счастливого, безоблачного детства. Важное место в творчестве Серова тема природы и простой деревенской жизни. Художник изображал крестьян занятыми своими повседневными делами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: