Феноменология внутреннего мира человека

Внутренний мир называют также субъективным, подчерки­вая тем самым его принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит, переживает всегда определенный че­ловек.

Существует еще одно обозначение внутреннего, субъектив­ного мира человека - психологический мир. Все эти понятия в данном контексте являются синонимами. В обыденной жизни для обозначения реальности внутреннего мира пользуются также понятием «душевная жизнь человека». Душевная жизнь человека или его внутренний (субъективный) мир - это специфическая область науки психологии.

Для осознающего себя человека наличие внутренней жиз­ни - первичная и самоочевидная реальность. Мысли о внешнем мире, переживание событий своей жиз­ни, самоощущение, внутреннее чувство выступают для человека прямым и непосредственным доказательством его су­ществования в мире. Например, знаме­нитое «Cogito ergo sum» («Мыслю - следовательно, существую») француз­ского философа Р.Декарта указывает, что мышление - единственный критерий достоверности собственного существования.

Мир явлений внутренней жизни человека чрезвычайно богат многообразен. В своем сознании человек хранит образы мира, котором он живет, он имеет представление об окружающем, понимает и объясняет природный и социальный миры. Иначе говоря, человек имеет мировоззрение: картину мира и образ само­го себя (образ Я) в этом мире.

Но образ мира у человека отличается от образа мира, соз­данного в естествознании и обществоведении. И не потому, что у данного индивида он несравнимо менее полон, менее адеква­тен и расчленен. Человеческие образы, представления и мысли, по выражению психолога А.Н.Леонтьева, пристрастны, они про­низаны эмоциями, чувствами, переживаниями. В выражении «субъективный мир человека» имеется еще один оттенок: челове­ческое восприятие внешнего мира - это живое, эмоционально окрашенное восприятие, которое зависит от имеющихся у субъ­екта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно представить себе человека, лишенного чувств и переживаний. Наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внеш­ний фон.

В психиатрии описано состояние пациентов, образно на­званное «эмоциональной тупостью». Оно проявляется в том, что больные не испытывают никаких желаний и чувств. Когда боль­ные представлены сами себе, то они бездеятельны, безразличны, безвольны: не предпринимают по собственной инициативе ника­ких действий, в том числе по удовлетворению своих органиче­ских потребностей.

Именно наличие высших чувств — стыда, раскаяния, совес­ти, любви и т.д. - отличает человека от животного. Интересно, что пристрастность разума человека стала непреодолимой пре­градой на пути создания искусственного интеллекта, воспроиз­водящего мышление человека. «Умные» машины могут многое: быстро считать, перебирать множество вариантов и находить оп­тимальные, реализовать сложнейшие программы, но они неспо­собны чувствовать и переживать.

Но разум и чувства не исчерпывают всего внутреннего мира человека. Человек мыслит и действует ради чего-то; одно и то же событие может глубоко затронуть его чувства, а может оставить Равнодушным. Есть еще один пласт нашей душевной жизни, ко­торый объясняет сложность человеческого поведения, — это об­ласть человеческих желаний, стремлений, намерений, интересов, потребностей. Мы всегда чего-то хотим и к чему-то стремимся. Потребности, интересы, идеалы составляют движущие силы человеческого поведения, активность его устремлений.

Внутренняя жизнь человека осознанна. Человек отдает себе отчет о своих мыслях, чувствах, целях, поступках. В сознатель­ном волевом поведении он осуществляет власть над собой, под­чиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. В сознании человека представлены другие люди, он сам, его место в сообществе.

Но человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета, движущие причины кото­рых не представлены в его самосознании. Психологический мир человека включает в себя и бессознательные явления. К их числу относятся влечения, автоматизмы, привычки, интуиция. Каждый из нас в той или иной мере задумывался над действиями, побу­дительная причина которых нам недостаточно ясна.

Все отмеченные выше явления составляют психологическое содержание жизни человека. Каждый из психических процессов вносит свой вклад в богатство внутреннего мира, определяет специфику проявлений человеческой субъективности.

Психологический мир отдельного человека уникален и не­повторим, он дан ему в непосредственном опыте переживаний. Внутренняя жизнь есть то, что пережито человеком, что состав­ляет его личный субъективный опыт. Но, может быть, психоло­гический мир замкнут в себе, является лишь совокупностью яв­лений сознания, не видимых другим? Тогда опытом чего являет­ся внутренняя жизнь человека? Откуда он возникает? Как скла­дывается человеческая субъективность?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: