Ушинский, Константин Дмитриевич

(1824—1870) — знаменитый русский педагог; род. в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. У. отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий под начальство графа Д. А. Толстого и стал помещать статьи критического и географического содержания в "Современнике" и "Библиотеке для чтения". В 1855 г. У. поступил преподавателем в Гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, У. быстро ознакомился с педагогическою литературою и уже в 1857 г. в "Журнале для воспитания" выступил с педагогическими статьями. В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного инст. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, У. внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять У. в неблагонадежности. Несмотря на то, что У. находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностью в институте У. принял на себя редактирование "Журн. Мин. народного просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние годы жизни У. посвятил литературной деятельности. Вместе с Пироговым он должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя, проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для освобожденного народа нужны были школы, для школ — учителя и книги. У. горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский мир" и "Родное слово". Отводя в этих книгах видное место естественно-научному материалу, он остается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, У. дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени. Большое значение следует признать и за трудом У. "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., СПб., 1868—69). Сочинение это выходит уже 11-м изданием и пользуется вполне заслуженною известностью. Не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы, У. рассматривает психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным; У. предполагал издать еще 3-й том, в котором хотел дать руководство по педагогике. Что касается общепедагогических взглядов У., то он успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики ("Собрание педагогических статей", СПб., 1875). См. Ю. Рехневский, "Вестник Европы" (1872, 2); П. Чалый, "Воспоминание об У." ("Народная школа", 1872); А. Фролков, "К. Д. У., краткий биографический очерк" (СПб., 1881); М. Песковский, "К. Д. У., его жизнь и педагогическая деятельность" (СПб., 1893, серия Павленкова); А. Слепцов, "Где искать оснований здравой педагогике?" ("Соврем. об.", 1868, 2); Н. Г. Дебольский, "Опыт разрешения некоторых педагогических вопросов" ("Семья и школа", 1874, 11 и 1875, 2 и 3). В 1895 и 1896 гг., по случаю двадцатипятилетия со дня смерти У., появилось в журналах много статей о нем.

Флёрина, Евгения Александровна (1889-1952)

— педагог, специалист в области дошкольного воспитания, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). С 1909 на преподавательской работе в дошкольных учреждениях, в т.ч. в детском саду общества "Детский труд и отдых". С 1924 вела научно-преподавательскую деятельность в педагогических вузах и научно- исследовательских учреждениях Москвы. На основе анализа ок. 500 тыс. детских рисунков и 25 тыс. образцов детской лепки разработала критерии изучения душевного мира ребёнка, отражённого в его изобразительной деятельности. Создала методики развития речи и художественного слова, а также оригинальную систему обучения дошкольников рисованию. Редактор первого советского учебника "Дошкольная педагогика" (1946).

Гл. областью исследований Ф являлось дет. творчество и эстетич. воспитание дошкольников. В 20-х гг. на основе анализа ок. 500 тыс. дет. рисунков и 15 тыс. образцов дет. лепки Ф. разрабатывала критерии изучения душевного мира ребенка, отображенного в его изобразит, деятельности. В 20—30-х гг. изучала проблемы дет. книги и восприятия дошкольниками худож. чтения. Ею разработаны методики развития речи и худож. слова, а также оригинальная система обучения дошкольников рисованию. Ф являлась руководителем исследований и науч.-метод разработок, связанных с проблемами дет. игрушки; создала собств. классификацию игрушек, а также образцы строительного материала для дошкольников, в к-рых стремилась реализовать принципы развивающего обучения.

Значит. внимание уделяла подготовке пед. кадров для дошк. учреждений. Под ее редакцией в 1946 вышел первый сов. учебник «Дошкольная педагогика». Автор уч. пособий по разл. дисциплинам.

Фридрих Фрёбель День рождения: 21.04.1782 года Место рождения: Обервайсбах, Шварцбург-Рудольфштадт, Тюрингия, Германия Дата смерти: 21.06.1852 года Место смерти: Мариенталь, Германия Гражданство: Германия

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: