Шнитке Альфред Гарриевич

(1934–1998)

«Его нельзя назвать просто композитором, в нашем отечественном искусстве второй половины XX века он олицетворял само Время — именно он повернул всех нас лицом к новой музыке, заставил поверить в нее и все свое творчество отдал свободе духа, которую мы сейчас благодаря ему получили. При этом он как бы принял на себя «грехи» нашего мира и мужественно пронес эту кару практически через всю свою жизнь», — так композитор Виктор Екимовскй говорил о своем современнике и коллеге Альфреде Шнитке.

Шнитке называют одной из ключевых фигур советского музыкального авангарда. Его музыка, вобрав в себя классические традиции и современную композитору технику, размышляет об основных философских проблемах: о Человеке и Вселенной, о сознании и подсознании, о духовном и бездуховном, об извечной борьбе добра и зла.

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 г. в городе Энгельсе, стоящем на реке Волга. Его отец — Гарри Шнитке — был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 г. иммигрировал из Германии в Советский Союз. Мать — учительница Мария Фогель — волжская немка католического вероисповедания.

В 1958 г. Шнитке окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу композиции Е.К. Голубева. В 1960-м г. был принят в Союз композиторов, а в 1961-м г. окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции.

С 1961 по 1972 гг. Шнитке преподавал там же на кафедре инструментовки (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция), в основном для студентов-музыковедов. Среди наиболее известных его учеников — музыковед Евгения Чигарева. «Когда я впервые вошла к нему в класс,— вспоминала Чигарева,— он мне не понравился: слишком красивый, ухоженный, аккуратно подстриженный и причесанный (даже «височки»!) — просто открыточный красавец. «Разве бывают такие композиторы?» — подумала я (ему было тогда 30 лет, а мне — 25). Само собой разумеется, что после первого же занятия мнение мое изменилось. И потом я неоднократно благодарила Бога, что стала ученицей А. Г. Шнитке, с которым в общей сложности была связана более 30 лет».

В течение 60-х и в начале 70-х гг. Шнитке написал несколько новаторских научно-теоретических работ (статьи об оркестре Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, работы по технике современной композиции).

В 70-х гг. Шнитке активно пишет музыку для кино. В общей сложности он создал музыку к нескольким десяткам игровых, документальных и мультипликационных фильмов.

С начала 1990-х гг. постоянно жил и работал в Германии.

Умер Шнитке в Гамбурге 3 августа 1998 г.

Музыкальное наследие:

Оперы: «Одиннадцатая заповедь» (1962 г.); «Жизнь с идиотом» (по рассказу В.Ерофеева, 1991 г.)

Балет: «Лабиринты» (1971 г.)

Сценическая композиция «Жёлтый звук» (по В. Кандинскому, для пантомимы, 9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых проекторов, 1974 г.); «Пер Гюнт» (по Г. Ибсену, 1987 г.)

Произведения для солистов, хора и оркестра: оратория «Нагасаки» (на слова А. Софронова, Г. Фере, Ёнэда Эйсаку, Симэдзику Тосона, 1958 г.), «Реквием» (1975 г.)

Произведения для оркестра: 3 симфонии (1972 г., St. Florian, для солистов, камерного хора и оркестра, 1980 г.; 1981 г.)

Камерно-инструментальные ансам6ли: сонаты для скрипки и фортепьяно (1963 г., 1968 г.), для виолончели и фортепьяно (1978 г.), Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для 2 скрипок (1975 г.), Канон памяти И.Ф. Стравинского для струнного квартета (1971 г.), Серенада для 5 музыкантов (1968 г.), фортепьяно квинтет (1976 г.), Диалог для виолончели и камерного ансамбля (1965 г.)

Произведения для фортепьяно: Прелюдия и фуга (1963 г.), Импровизация и фуга (1965 г.), Вариации на один аккорд (1966 г.), Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу для фортепьяно в 6 рук (1978 г.)

Произведения для голоса и инструментов: Три стихотворения Марины Цветаевой для меццо-сопрано и фортепьяно (1965 г.), Три мадригала для сопрано, вибрафона, клавесина, скр., альта и контрабаса (на слова Ф. Танцера, 1980 г.), Три сцены для голоса и ударных (1980 г.)

Электронная музыка «Поток» (1969 г.)

Музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам. Спектакли: «Утиная охота» (МХАТ, 1978 г.), «Доктор Живаго» (Театр на Таганке, 1993 г.) и др.

Кинофильмы: «Вступление» (1962 г.), «Вызываем огонь на себя» (1964 г.), «Похождения зубного врача» (1965 г.), «Комиссар» (1967 г.), «Белорусский вокзал» (1970 г.), «Ты и я» (1971 г.), «Агония» (1974 г.), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976 г.), «Восхождение» (1976 г.), «Отец Сергий» (1978 г.), «Экипаж» (1979 г.), «Фантазии Фарятьева» (1979 г.), «Шаг» (1988 г.), «А это случилось в Виши» (1989 г.), «В мире басен» (1996 г.)

Этапы творческого пути:

Этапы творческого пути:

24 ноября 1934 г. Родился в г. Энгельсе
1958 г. О кончил Московскую государственную консерваторию
1960 г. П ринят в Союз композиторов
1961 г. О кончил аспирантуру при консерватории
1961 - 1972 гг. Преподёт в консерватории на кафедре инструментовки
1966 г. Написан Второй скрипичный концерт, в котором уже ясно видны стилистические особенности зрелого Шнитке.
1972 г. Написал Первую симфонию (впервые в советской музыке в одном произведении была показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз)
1975 г. Создал лирико-трагический Реквием, части которого были использованы в музыке к пьесе Ф. Шиллера «Дон Карлос»
1983 г. Кантата «История доктора Иоганна Фауста»
1986 г. А. Шнитке присуждена Государственная премия РСФСР
1990 г. Переезжает в Германию
3 августа 1998 г. Скончался в Гамбурге

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: