В советском музыкальном авангарде принято выделять две волны. Первая — это авангард 1910–1920-х гг., связанный с именами таких композиторов, как: Н.А. Рославец, И.А. Вышнеградский, Н.Б. Обухов, А.С. Лурье и др. И вторая — авангард 1960–1980-х гг.
Рождение советского авангарда второй волны связано, прежде всего, с хрущевской «оттепелью», а, как следствие, стремлением творческой интеллигенции узнать и освоить все, что было сделано на Западе за предыдущий период изоляции.
В 1963 г. в СССР приехал Луиджи Ноно, один из главных западных композиторов-авангардистов. Шнитке говорил: «Встреча с Ноно — вот это "подслушивание", оставившее неизгладимое художественное впечатление,— наверное, во многом оказалась решающим моментом для моего окончательного поворота на путь "левых заскоков" с компромиссного пути. Именно тогда я понял бесповоротно, что мне нужно учиться».
Шнитке вместе с Э.В.Денисовым и С.А. Губайдуллиной (их еще называли «русской тройкой») — главная фигура «советского музыкального авангарда». Советские авангардисты поэтапно осваивали сериализм (в разных видах), сонористику, алеаторику (композиция по принципу случайности), электронную музыку. Вскоре появилось понятие «коллажа» (т.е. цитирования «чужого слова»).