Краткая хроника жизни и творчества Марины Цветаевой

(1892-1941)

1892 26 сентября (8 октября) в Москве, в семье профессора Московского университета (позже — основателя Музея изобразительных искусств) Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина, а спустя два года — Анастасия. Детство проходило в Москве, а летние месяцы, до 1902 г., — в Тарусе на Оке. Писать стихи Марина Цветаева, по ее словам, начала с семи лет.В 16 ЛЕТ НАЧАЛА ПЕЧАТАТЬСЯ. С 1902 г., когда М. А. Мейн заболела чахоткой, семья вынуждена была жить за границей: в Италии, Швейцарии, Германии. 1905 Семья приехала в Крым. 1906 Лето. Мария Александровна скончалась в Тарусе. 1908—1910 Марина Цветаева переменила несколько гимназий, не задержавшись ни в одной. Писала стихи, собирала книгу. 1910 В Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом»,получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». 1911 5 мая. Цветаева приехала к М. Волошину в Коктебель, где встретилась со своим будущим мужем — Сергеем Яковлевичем Эфроном. Лето. Они едут лечить Сергея кумысом в Уфимскую губернию: у него туберкулез. 1912 27 января. Состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Февраль. Выходит в свет вторая книга стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь». 29 февраля. Новобрачные уехали в свадебное путешествие: Италия, Франция, Германия. 31 мая. Открытие Музея Александра III (он же — Музей изящных искусств, потом — изобразительных искусств). 5 (18 сентября). У М. Цветаевой родилась дочь Ариадна. 1913 Февраль. Выходит третий сборник М. Цветаевой «Из двух книг». М. Цветаева работает над новой книгой «Юношеские стихи» 1912—1915 гг. (издана не была). Апрель — август. М. Цветаева с семьей живет в коктебельском доме М. Волошина. 30 августа. В Москве скончался И.В. Цветаев. Сентябрь — декабрь. Семья Цветаевой живет в Крыму: Ялта, Феодосия. Ноябрь — декабрь. Выступления на литературных вечерах. 1914 Март — апрель. Переписка с В. В. Розановым. 15 февраля — 15 марта. Работа над поэмой «Чародей» (вошла в «Юношеские стихи»). Осень. М. Цветаева нашла наконец «волшебный дом» в Борисоглебском переулке. Осенью же состоялся переезд. Осень — зима. Написан цикл лирических стихов, вдохновленных встречей с поэтессой С.Я. Парнок. 1915 11 февраля. Написано первое стихотворение, обращенное к Анне Ахматовой («Узкий, нерусский стан...»). Март. Сергей Эфрон начинает ездить на фронт с санитарным поездом. Весна, лето. Поездка с С. Парнок в Коктебель и Малороссию. Встреча в Коктебеле с О. Мандельштамом. Август. Возвращение в Москву. Декабрь. Поездка с С. Парнок в Петроград. 1916 Новый год М. Цветаева встретила в Петрограде. Встреча на вечере с Мих. Кузминым. Вторая встреча с О. Мандельштамом. 20 января. Возвращение в Москву. 22 января. Выступление на вечере поэтесс в Политехническом музее. М. Цветаева печатается почти в каждом номере петроградского журнала «Северные записки». Конец января — начало февраля. Приезд в Москву О. Мандельштама; М. Цветаева пишет стихи, которые посвящает ему, а также стихи о Москве. Март. Знакомство с Тихоном Чурилиным и стихи к нему. Апрель — май. Поток стихов к Александру Блоку. «Александровское лето». Поездка М. Цветаевой в г. Александров Владимирской губернии. Написан цикл стихов к А. Ахматовой. Вторая половина года. М. Цветаева пишет романтические стихотворения; многие стихи 1916 г. составят впоследствии книгу «Версты I», 1922 г. В этом же году М. Цветаева перевела французский роман Анны де Ноай «Новое упование» (напечатан в «Северных записках»). До революции вышли 3 книги«Вечерний альбом» (1910)Волшебный фонарь» (1912)«Из двух книг» (1913) 1917 Январь — март. Написано несколько лирических стихотворений, в том числе — на тему Февральской революцию: «Пал без славы Орел двуглавый. — Царь! — Вы были неправы». 13 апреля. Рождение дочери Ирины. Сентябрь — октябрь. М. Цветаева живет в Феодосии. Ноябрь. После Октябрьского переворота, воспринятого М. Цветаевой как непоправимая катастрофа, она приезжает в Москву и чудом застает там мужа. Трагические стихи о конце, гибели, муках. Декабрь. Знакомство с поэтом П. Г. Антокольским, актером, учеником Е. Б. Вахтангова. 1918 Январь. П. Г. Антокольский познакомил М. Цветаеву с учеником Е. Б. Вахтангова, актером Ю. А. Завадским. Сергей Эфрон тайно появился на несколько дней в Москве, а затем уехал в Ростов, где формировалась Добровольческая армия. 18 января. М. Цветаева видела мужа в последний раз перед более чем четырехлетней разлукой. Весна — лето. Написано множество лирических, а также гражданских стихотворений,которые войдут впоследствии в книгу «Лебединый Стан» (при жизни М. Цветаевой издана не была). Сентябрь — декабрь. Написаны романтические пьесы «Червонный Валет», «Метель». Почти окончено «Приключение». Ноябрь. Недолгая «служба» М. Цветаевой в Наркомате. Знакомство с С. Е. Голлидэй — прототипом героини цветаевских пьес. 1919 Январь. Завершена пьеса «Приключение». Январь — февраль. Написана пьеса «Фортуна». Апрель — октябрь. Снова недолгая «служба» М. Цветаевой: в должности регистратора статистическо-справочного отдела по учету русских военнопленных. Июнь — июль. Написана пьеса «Каменный Ангел». Июль — август. Написана пьеса «Феникс». Голод, холод, разруха. 27 ноября. М. Цветаева по чьему-то совету отправила Алю и Ирину в Кунцевский приют. 1920 Тяжелобольную Алю М. Цветаева забрала из приюта. 15 (или 16) февраля. В приюте умерла Ирина. Апрель. М. Цветаева пишет большой лирический цикл. 9 мая. М. Цветаева впервые увидела А. Блока на его выступлении в Политехническом;подойти познакомиться не решилась. 27 мая. Присутствовала во Дворце Искусств на юбилейном вечере К. Бальмонта. С 14 июля по 17 сентября. Написана поэма-сказка «Царь-Девица». 11 декабря. М. Цветаева выступала в Политехническом музее на вечере поэтесс. 1921 Январь. Работа над поэмой «На Красном Коне». Конец января — февраль. Работа над поэмой «Егорушка». Февраль — март. Знакомство с князем С. М. Волконским. Цикл стихов «Ученик», обращенных к нему. Написано много лирических стихотворений: циклы «Марина», «Разлука», «Георгий» (обращенный к мужу). 14 июля. М. Цветаева узнала, что муж жив, находится в Константинополе и ему предстоит долгий путь в Чехию. 7 августа. Умер Александр Блок. М. Цветаева откликнулась несколькими стихотворениями. 25 августа. Расстрелян Николай Гумилев. М. Цветаева пишет большое письмо Анне Ахматовой. Осень. Пишет стихи. Собирается ехать к мужу. Конец ноября. М. Цветаева завершает стихотворный реквием А. Блоку. В 1921 г., после восьмилетнего перерыва, в частном издательстве «Костры» вышла небольшая книжка М. Цветаевой «Версты» — всего 35 стихотворений, написанных с января 1917 по декабрь 1920 г. 1922 Январь — май. М. Цветаева продолжает писать прощальные стихи. Написала поэму «Переулочки» — прощание с Москвой. 3 — 10 мая. М. Цветаева получила необходимые документы для выезда с дочерью за границу. 11 мая. Отъезд Марины Цветаевой. Заграница 15 мая, понедельник. Марина Цветаева с дочерью прибыли в Берлин. К тому моменту в Берлине уже вышли две ее книжки: «Разлука» и «Стихи к Блоку» (чтобы окупить дорогу). 16 мая. «Разлуку» прочитал Андрей Белый и высоко отозвался о книге. Недолгая берлинская дружба с А. Белым. 7 июня. М. Цветаева встретилась наконец с приехавшим из Праги мужем. Июнь — июль. Поток лирических стихотворений. Июль. Написан очерк «Световой ливень» — о книге Б. Пастернака «Сестра моя — жизнь». 31 июля. Отъезд из Берлина в Чехию. 5 августа. Приезд в Прагу. В Чехии Марина Цветаева пробыла с августа 1922 г. по октябрь 1925 г. включительно и почти не жила в Праге: только в деревнях, с их изнурительным, примитивным бытом, почти в нищете. 19 ноября. М. Цветаева пишет большое письмо Б. Пастернаку, положившее начало их знаменитой переписке. До конца года ее произведения часто появляются в эмигрантских журналах и альманахах. Декабрь. М. Цветаева завершала работу над большой поэмой-сказкой «Молодец», начатой еще в Москве. В течение второй половины 1922 г. вышли следующие книги М. Цветаевой: «Конец Казановы» третье действие). М. «Созвездие»; «Версты». М., ГИЗ. Вып. I; «Царь-Девица». М., ГИЗ,1922; «Царь-Девица». Берлин, «Эпоха», 1922. 1923 Январь. «Кедр» — очерк о книге С.М. Волконского «Родина». Февраль. Выход книги М. Цветаевой «Ремесло», позже — «Психея». Февраль — март. Интенсивная переписка с Б. Пастернаком. Написано много лирических стихотворений. Апрель. Знакомство с К. Б. Родзевичем. Осень. Разгар романа с К. Родзевичем, стихи к нему. Октябрь. Начало работы над трагедией «Тезей». 1924 1 января — 1 февраля. Написана «Поэма Горы». 1 февраля — 8 июня. Написана «Поэма Конца». 7 октября. Закончена первая часть трилогии «Гнев Афродиты» — «Ариадна» (первоначально — «Тезей»). Из трилогии были написаны лишь две части. 1925Переезд из Праги (3 года) во Францию (прожили 13 лет) 1 февраля. Рождение сына Георгия. 1 марта. М. Цветаева начала работать над поэмой «Крысолов». Весна. Отдельным изданием вышла поэма «Молодец» — спустя два года после написания. Август. Написан очерк-воспоминание «Герой труда (Записи о Валерии Брюсове)». Осень. Продолжая работать над «Крысоловом», М. Цветаева уже начала готовиться к переезду во Францию. 1 ноября. Семья М. Цветаевой прибыла в Париж. М. Цветаева жила в Париже очень мало, в основном, по причине все той же бедности, — в парижских пригородах. Декабрь. Завершение поэмы «Крысолов». 1926 6 февраля. Триумфальный литературный вечер М. Цветаевой. Февраль — март. Статьи «Поэт о критике» и «Цветник», где М. Цветаева беспощадно высмеяла поэта и критика Г. Адамовича. 10 — 26 марта. Поездка в Лондон. Работа там над очерком «Мой ответ Осипу Мандельштаму». 17 апреля. М. Цветаева выступила на концерте-вечере в Союзе молодых поэтов. 24 апреля. М. Цветаева с детьми приехала в Сен-Жиль (Вандея). Май — август. Романтическая переписка М. Цветаевой, Б. Пастернака и Р. Рильке. Май. Написана поэма «С моря», обращенная к Б. Пастернаку. Июнь. Написана поэма «Попытка комнаты», обращенная к Р. Рильке и к Б. Пастернаку. Июль. Написана «Поэма Лестницы». 7 ноября. Записка М. Цветаевой к Р. Рильке, на которую ответа получено не было. 29 декабря. Умер P.M. Рильке. 1927 7 февраля. Написано «Новогоднее» — посмертное письмо к P.M. Рильке. 27 февраля. М. Цветаева завершила очерк-реквием в прозе «Твоя смерть», посвященный памяти Рильке. Май. Цветаева завершила работу над книгой стихов «После России». Конец мая. Написана «Поэма Воздуха», посвященная перелету американского авиатора Чарльза Линдберга через Атлантический океан — из Нью-Йорка в Париж. Лето. Работа над трагедией «Федра». Сентябрь. Вся семья, кроме Сергея Эфрона, переболела скарлатиной. В это время к М. Цветаевой в Медон приезжала ее сестра Анастасия (гостившая у М. Горького в Сорренто). Конец года. Почти завершена работа над трагедией «Федра». 1928 Январь. Временный возврат к поэме «Егорушка». Январь — февраль. Знакомство с молодым поэтом Н. П. Гронским. Вышла последняя прижизненная книга стихов М. Цветаевой «После России». 15 июня. Участие М. Цветаевой в первом собрании молодых литераторов под названием «Кочевье». 1 августа. Начало работы над поэмой «Перекоп». Лето, осень. Дружба с Н. Гронским. 7 ноября. Встреча с В. В. Маяковским в кафе «Вольтер» на его вечере. 24 ноября. Газета «Евразия» поместила обращение М. Цветаевой к В. Маяковскому, несколько испортившее ее литературную судьбу (по ее словам, ее перестала печатать газета «Последние новости»). 3 декабря. В день отъезда В. Маяковского М. Цветаева передала ему письмо, кончающееся словами: «Люблю Вас», которое он сохранил. 1929 Февраль. Перевела несколько писем P.M. Рильке. Февраль — март. Написала большой очерк о художнице Н. С. Гончаровой. До середины мая. Работа над поэмой «Перекоп». Начинает собирать материалы к будущей «Поэме о Царской семье». Октябрь. Поездка на несколько дней в Брюссель с литературными чтениями. 26 ноября. Выступала на «Собеседовании русских и французских писателей». 18 декабря. Выступала на прениях по теме «Достоевский в представлении наших современников». 1930 Начало года. Работа над «Поэмой о Царской семье». Март. Работа над переводом поэмы «Молодец» на французский, точнее — написание поэмы заново. Иллюстрации сделала Н. С. Гончарова. Поэма, за исключением первой главы, не увидела света. 26 и 29 апреля. Марина Цветаева приняла участие в «Вечере романтики» и в «Собеседовании русских зарубежных писателей с их французскими собратьями». Август. Написала реквием В. Маяковскому из семи стихотворений. 1931 28 февраля. Письмо Игорю Северянину после его вечера в Париже 27 февраля (не отослала). Апрель — май. Написан очерк об О. Мандельштаме «История одного посвящения». Июнь. Сергей Эфрон, исподволь начавший помогать Советской России, подал прошение о советском гражданстве. Июнь — июль. Работа над циклом «Стихи к Пушкину». Осень. Работа над трактатом о творчестве «Искусство при свете совести». 19 декабря. Состоялся литературный вечер М. Цветаевой, не принесший материального «дохода». 1932 27 января. Прочитала на вечере доклад «Поэт и время». 26 мая. Прочитала доклад «Искусство при свете совести». Сентябрь. Работа над очерком «Живое о живом», посвященным памяти М. А. Волошина. 13 октября. Чтение очерка о М. Волошине на литературном вечере. 17 — 18 октября. Написан стихотворный цикл «Ici-haut» («Здесь, в поднебесье»),посвященный памяти М. Волошина. Ноябрь — декабрь. Написан по-французски лирико-философский трактат «Письмо к амазонке» окончательный беловик не сохранился), обращенный к писательнице Натали Клиффорд Барни. При жизни М. Цветаевой напечатан не был. Декабрь. Написана небольшая статья «О новой русской детской книге». Завершена статья «Эпос и лирика современной России (о В. Маяковском и Б. Пастернаке). 1933 Январь. М. Цветаева написала французский эпистолярный роман, созданный из ее писем 1922 г. к берлинскому издателю А. Г. Вишняку: «Девять писем, с десятым невозвращенным и одиннадцатым полученным и Послесловием», или «Флорентийские ночи», как назвала это произведение Ариадна Эфрон. Этот роман представлял собой перевод, с очень незначительными изменениями, собственных писем М. Цветаевой к адресату. Роман не был издан. Март. Завершила «Оду пешему ходу». Лето. Написан небольшой очерк-воспоминание о детстве «Башня в плюще». 7 июля. Написана статья «Поэты с историей и поэты без истории», посвященная Б. Пастернаку. Сохранилась лишь в переводе с сербско-хорватского. Июль. Окончание работы над стихотворным циклом «Стол». Август — сентябрь. Написаны автобиографические очерки: «Музей Александра III», «Лавровый венок», «Открытие музея», «Жених», а также статья «Два лесных Царя». Декабрь. М. Цветаева завершила и напечатала автобиографический очерк «Дом у Старого Пимена». К этому времени С. Эфрон принял твердое решение вернуться на родину, и это угнетало М. Цветаеву. 1934 Февраль. Написан очерк-реквием «Пленный дух» (в память Андрея Белого). Май. Написан мемуарный очерк «Хлыстовки». Июнь. Написан маленький очерк-сценка «Страховка жизни»; тогда же, по-видимому, — сценка «Китаец». Вероятно, к этому же времени относится очерк «Чудо с лошадьми» — на французском. Конец лета — начало осени. Написаны мемуары «Мать и музыка» и «Сказка матери». Ноябрь. М. Цветаева узнала о гибели Н. Гронского и немедленно принялась за очередной реквием — «Поэт-альпинист». Статья сохранилась лишь в переводе на сербско-хорватский. Рождество. Окончание работы над статьей. 1935 Январь. М. Цветаева пишет цикл стихов на смерть Н. Гронского «Надгробие». 2 февраля. М. Цветаева прочла доклад «Моя встреча с Блоком» (доклад не сохранился). Февраль. Конфликт с Алей. Та временно ушла из дома. Весна. М. Цветаева принялась писать поэму «Певица», однако скоро оставила ее. Июнь. Написала автобиографический очерк «Черт». 20 июня. Прочла очерк на литературном вечере. 24 июня. На антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры М. Цветаева встретилась с Б. Пастернаком. Б. Пастернак был в депрессивном состоянии по ряду причин; ему было не до общения с М. Цветаевой, и ту встречу она назвала невстречей; поэты не поняли друг друга. 28 июня. М. Цветаева с сыном уехала отдыхать в Фавьер. Лето — осень. В Фавьере написан цикл «Отцам» из двух стихотворений. Сергей Эфрон мечтает о возвращении на родину. Уже не первый год он работает в просоветской (чекистской) организации. 1936 Март. Узнав о смерти поэта Мих. Кузмина, М. Цветаева пишет очерк-воспоминание «Нездешний вечер», посвященный единственной встрече с ним в Петрограде зимой 1916 г. Апрель. М. Цветаева пишет четыре маленьких очерка под общим названием «Отец и его музей». 20 — 27 мая. Поездка в Брюссель с чтением французских очерков об отце и музее. До 16 июня. Предпринимает тщетные попытки завершить начатую еще давно поэму «Автобус»,но окончательно оставляет этот замысел. Июнь — июль. Работает над переводами стихов А. С. Пушкина на французский. В печати появляется рецензия М. Цветаевой «О книге Гронского «Стихи и поэмы». Эпистолярная (переписка) встреча с молодым поэтом Анатолием Штейгером. Лето — осень. М. Цветаева переписывалась с А. Штейгером, написала ему стихи (цикл «Стихи сироте»). А. Штейгер был опасно болен (туберкулез). М. Цветаева слишком требовательна, так что разминовение было неизбежно. 30 декабря. М. Цветаева написала А. Штейгеру прощальное письмо. 1937 Январь. Окончание работы над очерком «Мой Пушкин»; приготовила для печати «Стихи к Пушкину» 1931 г. 2 марта. Читала свои французские переводы А. Пушкина на вечере, устроенном негритянским населением Парижа. 15 марта. Дочь М. Цветаевой Ариадна уехала на родину. 25 марта. М. Цветаева участвовала в литературном вечере с чтением стихов. 6 июня. Читала на Пушкинском вечере свои французские переводы А.С. Пушкина. Июнь. Посетила парижскую Всемирную выставку. В советском павильоне провела два часа. Весна и начало лета. Работа над очерком «Пушкин и Пугачев». 11 июля. В Лакано-Осеан, куда уехала с сыном, начала работать над большой мемуарной «Повестью о Сонечке». 10 октября. Сергей Эфрон, уже несколько лет завербованный органами НКВД, оказался замешан в политическом убийстве и срочно, при помощи советской разведки, бежал из Франции. 22 октября. М. Цветаеву допрашивали во французской полиции. Она отвечала, что очень мало знает о том, куда и по каким делам ее муж уезжал. 1938 30 января. В последний раз М. Цветаева выступила с чтением стихов на литературном вечере. М. Цветаева готовилась к отъезду (предполагалось — осень, но отъезд затягивался). Октябрь — ноябрь. Работа над стихами к Чехии — цикл «Сентябрь». 1939 Январь. М. Цветаева завершила свои пометки и пояснения к поэме «Перекоп». Март. Фашистские войска оккупировали Прагу, и это послужило поводом к новому потоку стихов к Чехии (цикл «Март»). Апрель — май. Работа над «Стихами к Чехии». 12 июня. Отъезд М. Цветаевой с сыном из Франции. В одном из последних стихотворений она написала: «Дано мне отплытье / Марии Стюарт». Никто не провожал ее с Муром: не позволили. Россия1939 19 июня. М.И. Цветаева с сыном приехали в Москву, и в тот же день — в подмосковный поселок Болшево. С 21 июля по 19 августа. М. Цветаева перевела на французский для журнала «Ревю де Моску» три стихотворения Лермонтова: «Предсказание», «Опять вы, гордые, восстали...» и «Нет, я не Байрон...»; и еще девять — «для себя и для Лермонтова»: «Прощай, немытая Россия», «Любовь мертвеца», «И скучно и грустно» и др. 27 августа. Арестована Ариадна Эфрон. 10 октября. Арестован С. Я. Эфрон. 31 октября. М. Цветаева пишет письмо в следственную часть НКВД с просьбой получить задержанный багаж. 8 (или 10) ноября. М. Цветаева с сыном уезжают из Болшева. 23 декабря. Пишет письмо Л. П. Берии — о муже и дочери, просит разобраться. Беспоследственно. Периодически ездит в Москву — с передачами мужу и дочери. В Голицыне написано несколько лирических стихотворений, автобиография для предполагавшейся «Литературной энциклопедии», переписывается с писательницей Л. Веприцкой. Главное время М. Цветаева отдает переводам поэм Важи Пшавелы, баллад о Робин Гуде и др. 1940 С зимы до начала лета. М. Цветаева с Муром живут в подмосковном Голицыне; она снимает часть комнаты в избе, неподалеку от Дома творчества писателей (туда они ходят на обед и ужин). 7 июня. М. Цветаева вынуждена покинуть Голицыно навсегда. В Москве на первых порах она обрела недолгое пристанище на Никитской (тогда улица Герцена). 14 июня. Написала второе письмо Берии, беспокоясь за здоровье мужа и прося разрешить с ним свидание. Безрезультатно. Лето. Работала над переводами болгар (Е. Багряны, Н. Ланкова, Л. Стоянова). В августе наконец был получен багаж. Август. М. Цветаева послала телеграмму в Кремль: «Помогите мне я в отчаянном положении, писательница Марина Цветаева». Эту телеграмму Мур отправил по почте. 31 августа. М. Цветаеву вызвали в ЦК; там обратились к писателям, чтобы те помогли в смысле комнаты (так записал сын М. Цветаевой). Сентябрь. Работа над переводом. Конец сентября. М. Цветаева переехала в комнату дома № 14/5 по Покровскому бульвару, — хозяева уезжали надолго. Октябрь. Работала над составлением собственной книги стихов. Рукопись книги попала к К. Зелинскому, который отозвался на нее подлой рецензией: стихи М. Цветаевой, писал он «с того света», книга — «душная, больная»; М. Цветаева «не имеет что сказать людям». (Всю рецензию Марине Ивановне, конечно, не показали.) Декабрь. М. Цветаева работала над переводами Ивана Франко. А главное — завершила гениальный перевод «Плаванья» Ш. Бодлера. И перевела несколько французских песенок. 1941 Начало года. М. Цветаева занята переводами так называемых «Белорусских евреев» (Г. Вебера, Ф. Корна). Запись Ариадны Эфрон: «С 30 февраля по 30 марта переведено 529 строк «Белорусских евреев». Март. Написано стихотворение, обращенное к поэту А. Тарковскому: «Все повторяю первый стих...» 7 или 8 июня. Состоялась двухдневная встреча М. Цветаевой с А. Ахматовой. 22 июня. «Война»; узнала по радио из открытого окна, когда шла по Покровскому бульвару (запись М. И. Цветаевой). Работает над переводами Ф. Г. Лорки. 27 июня. Запись в тетради: «Попробуем последнего Гарсия Лорку». Но в тетради ничего нет. Июль. Едет на несколько дней в Старки под Коломну (станция Пески) — к В.Н. Меркурьевой; там она избежала первой московской бомбежки в ночь с 21 на 22 июля. 24 июля. Вернулась в Москву, стала собираться в эвакуацию. 8 августа. Уехала на пароходе вместе с группой писателей, отправлявшихся в Чистополь и Елабугу. 18 августа. На пароходе «Чувашская республика» М. Цветаева и еще несколько семей литераторов прибыли в Елабугу. Сразу же начались поиски работы. 21 августа. М. Цветаева с сыном переехали в избу на улице Ворошилова (занимали часть комнаты за занавеской). 24 августа. М. Цветаева уехала на пароходе в Чистополь, надеясь получить какую-нибудь работу. 26 августа датирована записка М. Цветаевой: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда». (Столовая откроется лишь осенью.) 28 августа. М. Цветаева вернулась в Елабугу. 29 августа. Сын М. Цветаевой Георгий записал в дневнике, что работы для матери нет, кроме места переводчицы с немецкого в НКВД. Эта невразумительная запись породила толки о том, что М. Цветаеву пытались «завербовать» «органы». 31 августа, в воскресенье, когда дома никого не было, Марина Ивановна Цветаева покончила с собой, повесившись в сенях избы. Оставила три записки: сыну, Асеевым и тем, кто будет ее хоронить. 2 сентября Марину Ивановну похоронили на Елабужском кладбище. Могила не найдена.

Поэтом она была в каждой своей строке, от стихотворной до эпистолярной. Немного статистики. Марина Цветаева написала: более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 произведений в прозе, свыше 1000 писем. С воим поэтическим девизом Марина Цветаева считала слова русского поэта XVIII века В.Тредиаковского: она немного переиначила их и обычно цитировала так: «От чего, что поэт есть творитель, не наследует, что он лживец; ложь есть слово против разума и совести, но поэтическое вымышление бывает по разуму так, как вещь могла и долженствовала быть». Могла и долженствовала быть – эти слова – святая святых творческого метода Цветаевой. Постоянное, с ранних лет, неприятие реальности, «жизни, как она есть», жизни – «места, где жить нельзя»; юношеский девиз: «Вся моя жизнь - роман с собственной душой», - вот ее творческая тайна.

Но в то же время поэт, по гениальной формуле Цветаевой, - это утысячеренный человек. Таким утысячеренным человеком была она сама. Ничто человеческое не было ей чуждым, и притом это человеческое было много сильнее, богаче, острее, чем у обычных людей.

«Гордость и робость – родные сестры», - писала она. Страсть к справедливости была неразлучна со стремлением стать на защиту побежденных: «Прав, раз обижен».

Ей была свойственна ревностность, порывистость: стремление творить, созидать так, чтобы «лучше нельзя»; жажда быть необходимой, незаменимой тому, кто затронул в данный момент ее творческое воображение.

Свойства ее характера пробудились в ней очень рано и не по годам сильно, глубоко и остро. «Все раньше всех, - записала она.- Революцией увлекалась 13-ти лет. Бальмонту подражала 15-ти лет, - и теперь, 29-ти лет, окончательно распростилась с молодостью».

Как истинный гений, Марина Цветаева щедро расточала себя и от этого только становилась богаче, - подобно источнику: чем больше из него черпаешь, тем больше он наполняется.

Жанровое многообразие творчества. Во всем, что она написала: в лирических стихотворениях, поэмах, драмах, мемуарах, литературных эссе, письмах, дневниках, - рассыпано множество блистательных афоризмов, крылатых выражений, метких мыслей, парадоксов. Если собрать их вместе, получится книга наподобие «Максим» Ларошфуко. Несмотря на все лишения, которые выпали на долю великого поэта, Цветаева от природы была наделена поразительной энергией, и этой энергии хватало, помимо творчества, на будничную, очень трудную в самом приземленном, бытовом смысле, жизнь. «Меня хватит еще на миллионы жизней!», - любила говорить Марина Цветаева.

И даже в 1940 году, в страшное для нее время, когда ее муж и дочь были арестованы, и она находилась в бесприютности и одиночестве, она писала своей знакомой о том, что ее поколение (а ей было 48 лет) моложе современной молодежи, моложе какою-то «неистребимой молодостью». В творчестве Марины Цветаевой есть приведённые здесь такие пронзительные строки:

  А быть или нет Стихам на Руси – Потоки спроси, Потомков спроси.  

Темы и мотивы лирики:

1. предназначения поэта и поэзии, творческий акт как самоубиство («Вскрыла жилы: неостановимо», (1934) – конфликт художника с непонимающим его «плоским» миром, конфликт времени и вечности;

2. мотивы любви и верности;

3. поэта и времени;

4. Поэт о себе и своей судьбе;

5. тема родины;

6. поэт и мир;

7. творческий и житейский антогонизм6

· между «я» и «они»,

· между лирической героиней и всем миром, лирическая героиня тождественна личности поэта;

8. вызов миру;

9. размышления о бренности земной жизни;

10. сохранения прямого пути чести и мужества, неподкупности;

11. эмиграция: противопоставления себя – русской – всему нерусскому – чужому;

12. единое русское «мы» узнаваемо «по не в меру большим сердцам»;

13. пушкинские мотивы: противостояния поэта и черни, творца и мещанина;

14. обращение к истории, мифу, преданию;

15. тема смерти (в будущем – самоубийство, в прошлом – попытка) /«Молитва», «О сколько их упало в эту бездну», «Идешь, на меня похожий», «Настанет день, - печальный, говорят», «Еще и еще – песни», «Что, Муза моя? Жива ли еще?, «Стол»,..;

16. мотив трагического разлада, надрыва, бунта – у Пушкина – светлая гармония мудрости и понимания; у Пушкина – «покой и воля» - у Цветаевой противоречия между любовью к жизни, отрицанием смерти и стремлением к небытию;

17. тема абсолютного одиночества (конфликт между бытом и бытием; несовместимость небесного и земного, ада, демонического и ангельского в человеке, высокого избранничества поэта с его мирским существованием (в центре конфликта – сам поэт, разрешение конфликта в собственной смерти;

18. тема внутренней эмиграции от мира, от жизни, и от себя; одиночество несбывшейся любви или дружбы, одиночество поэта, противостоящего миру;

19. мотив сиротства – лирическая ситуация сиротства (циклы «Ученик», «Деревья», «Стихи к сироте», …);

20. русскость приобретается в эмиграции – звучит мотив потери родины, сиротства; отлучение от родины; русскость узнается «по не в меру большим сердцам»;

21. мотив моря – символ «чистой лирики» (цветовая гамма); структура моря, крови, лирики – одна и та же;

22. мотив времени, эпохи;

23. дореволюционная Россия – «Эпоха души» («Тоска по родине», «Дом», «Лучина», «Наяда», «Плач матери по новобранцу», «русские» поэмы – «Молодец». «Переулочки», «Царь-Девица»);

24. мотив рока (судьбы).

Характерные особенности лирики:

· Романическое ощущение единства жизни и творчества, черпать вдохновение из безграничной как море собственной души;

· Использование приема контраста (свет-тьма), бытовой ситуации и обыденной лексики с «высоким стилем»;

· Главные черты «чистого лирика»:

- самодостаточность;

- творческий индивидуализм;

- эгоцентризм;

- предельная искренность;

- представительство биографического «я», включающего чувства, цельное мироощущение;

Утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество;

· Инверсии («брат нежный мой»)

· Эллипсис (пропуск, умолчание)

· полифонизм

· Россия – символ рябина («Тоска по родине», 1934).

Поэт – работник, созидатель нового (Пушкина сравнивает с Петром, себя видит труженицей);

- лирика обречена на неисчерпаемость

- идеал мужского рыцарства,

- стремление к героическим и страдающим натурам;

смысловые атрибуты в лирике:

- меч, шпага, кинжал, клинок, плащ;

Задание:

1. на среду 4 марта: иметь при себе томик лирики М.И.Цветаевой, учебник со статьей о поэте (любой учебник из предложенных библиотекой); подобрать для чтения вслух понравившееся стихотворение (1-2);

На последующее занятие:

1. Поиск в Интернет-ресурсе статьи М.И.Цветаевой «Поэт и время», читать, выявить основные декларативные положения, представить конспект;

2. подготовка к круглому столу «День поэзии: серебряный век»;

3. отзыв на стихотворение (по выбору студента);

4. подготовить:

· презентацию,

· биографические сведения;

· хронологическая таблица созданных произведений.

5. Статья по учебникам

1. Обернихиной, 2. под редакцией В.П.Журавлева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: