Примечания

1. Отец Якова Алексеевича Богатенко - Алексей Прокофьевич Богатенко (рукоположен во епископа рязанского и егорьевского с именем Александр в 1907 г.) был крупным деятелем старообрядчества, представителем сил, стремившихся к развитию и обновлению, знатоком певческой традиции. Живя в Казани, он сблизился со Степаном Васильевичем Смоленским, и упомянут в предисловии первого большого научного труда Смоленского "Азбука крюкового пения Александра Мезенца" как доставивший автору необходимые материалы.

2. Отдел рукописей Государственной российской библиотеки, ф.342, карт.11, ед.хр.20.

3. "Иоанн Дамаскин" Богатенко впервые экспонировался на выставке "Духовная среда России. Певческие книги и иконы Х VII -ХХ веков", проведенной в 1992 г. в Музее имени Глинки. Помещенная на афишах, плакатах и пригласительных билетах, икона стала эпиграфом к этой выставке.

4. Богатенко Яков. Воскрешение древности. По поводу последнего концерта Синодального хора // "Старообрядческая мысль". 1915. №5-6.

5. Мельников Ф. Художники-исказители // "Церковь". 1912. №2.

6. В последующие годы "Церковное пение", возникшее сначала как орган старообрядческого музыкального издательства "Церковное пение" в Киеве, влилось в журнал "Старообрядческая мысль", выходивший в подмосковном Егорьевске с 1909 по 1917 год и являвшийся, в основном, трибуной молодого поколения старообрядчества.

7. Богатенко Я. Единеми усты - единым сердцем // "Церковное пение". 1909. №6.

8. Я.Б. С душевной болью. Цит. изд.: Цветков П. Моим обвинителям // "Церковное пение". 1901. №6.

9. Я.Б. Праздник обновления // "Церковь". 1908. №14.

10. Смоленский С.В. Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм в крюковом письме // "Церковное пение". 1909. №3.

11. Я.Б. С душевной болью, цит.изд.

12. В Отчете о состоянии Московского Археологического института в 1909/10 академическом году Богатенко назван как вольнослушатель первого года, стипендиат С.П.Рябушинского; в 1912 г. он был удостоен звания действительного члена.

Степан Павлович Рябушинский, хозяин шехтелевского особняка у Никитских ворот - жемчужины русского "модерна" и владелец ценнейшей коллекции икон, являлся одним из главных попечителей этого в высшей степени интересного учебного научного заведения, собравшего в своих стенах цвет русских ученых - не только археологов, но и искусствоведов, историков, лингвистов и т.д. Программа образования, дававшегося в институте, удивляет широтой, а его опубликованные "Труды" не утратили научной ценности. Существовавший, к сожалению, весьма недолго, он дал дорогу в жизнь большой группе ученых. Рябушинский предоставил институту немалые средства и являлся товарищем председателя Комитета по сооружению нового здания института и его музея. Стипендиат Богатенко был одним из первых старообрядцев, официально получивших в России высшее образование.

13. Отчет о состоянии Московского Археологического музея в 1911/12 академическом году. М.,1912. С.141.

14. Тогда, либо позже, Яков Алексеевич записал несколько духовных стихов у прекрасного русского писателя Бориса Шергина, который, кстати, в молодости печатался в старообрядческих изданиях. Традиция исполнения стиха "О числах" с йсоном, который в данном случае имитирует звучание лиры, дожила в старообрядчестве до наших дней: именно в таком виде стих был записан на пластинку в 1988 г. в исполнении старообрядческого хора села Стрельниково Костромской области.

15. Богатенко Я. Русские духовные стихи, канты и псальмы. Краткая характеристика // "Церковь". 1913. №3.

16. Богатенко Я. Русские духовные стихи, канты и псальмы. В сб. Этнографической секции ГИМН. Вып.1. М.,1926.

17. Братство, основанное в 1874 г., являлось старейшей культурно-просветительской организацией московского старообрядчества. История его не написана. Оно возникло по благословению высокопреосвященного Антония, архиепископа Московского, в противовес учрежденному тогда же в господствующей церкви Братству святого митрополита Петра, поставившему своей целью, главным образом, "борьбу разными способами со старообрядчеством".

Впоследствии деятельность старообрядческого братства развивалась неровно, но после 1905 года резко оживилась. Оно существовало на взносы членов (несколько сотен человек), имело выборное управление. При братстве имелись издательство на паевых основах, библиотека, детская школа, певческие курсы. Регулярно читались доклады на философские, исторические и другие темы, публиковались содержательные календари. В 1910-е гг. в правление братства входили активные, просвещенные люди. Создание старообрядческих периодических изданий, устройство концертов и прочего было делом их рук.

Богатенко возглавлял также хор Старообрядческого института - организации, созданной при Рогожской общине в 1911г. с целью подготовки "руководителей церковной-общественной жизни", но этот коллектив, насколько известно, публичных концертов не давал.

18. В 1946 г. В.Д.Бонч-Бруевич, тогда директор Московского и Ленинградского музея истории и религии, писал старому другу Богатенко В.В.Пасхалову: "Мы будем издавать материалы по религиозно-общественным движениям в России, которые ранее я издавал и издал довольно много томов (имеются в виду семь томов "Материалов к истории и изучению русского сектантства и раскола". Спб.,1908-1916. - М.Р.)... Мне стало известно, что у Вас находится рукопись "Духовные стихи, псальмы и песни", сборник Я.А.Богатенко, и что помимо самих текстов все это хорошо иллюстрировано, так что эти материалы считаются особенно ценными". (ГММК. Ф.134. №606).

Рукопись была тут же переслана В.Бонч-Бруевичу, Пасхалов вызвался быть ее редактором (см.: ОР ГРБ. Ф.369. Карт.316. Ед.хр.42).

По воспоминаниям Валерии Яковлевны, дочери Богатенко, ее мать перед своей кончиной, собрав все, что оставалось от архива и работ покойного мужа, передала это в Рогожскую общину. Пока рукопись не найдена.

19. Здесь и далее текст "Материалов..." цитируется по рукописи, хранящейся в ОР ГРБ. Ф.89.

20. Кроме исследования "метода крюкового песнотворчества" в отношении знаменного осмогласия, работа содержит разделы, посвященные деместву и внегласовым роспевам, причем, занимаясь этими темами, автор опирается на тот корпус демественных и других внегласовых песнопений, который сложился и закрепился в старообрядческой практике: так называемое "новое демество" и два типа внегласовых роспевов - "неповторяемые", то есть связанные каждый с конкретным единичным текстом, и "повторяющиеся", то есть устойчивые мелодические образования, на которые распеваются разные тексты либо группы текстов одного вида (прокимны, светильны и т.д.).

21. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки М.,1972. С.284-285.

22. Гостиловский. Козьмы Крючковы и евреи - герои войны // "Старообрядческая мысль''. 1915. №2.

23. Кириллов И. Под святым и старым знаменем (о характере деятельности Старообрядческого культурно-просветительского общества) // ''Старообрядческая мысль". 1915. №5-6.

24. ГММК. Ф.134. №598.

25. Там же. №600.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: