Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует соблюдать.
Теоретически бюджеты могут быть двух видов:
· Простые – каждому элементу соответствует одна сумма. Привычная форма простого бюджета выглядит так:
№ п/п | Элемент | Сумма |
… | ||
n | ||
ИТОГО |
· Сложные – элемент может быть разбит по аналитике, каждому виду аналитики определенного элемента соответствует сумма.
Привычная форма сложного бюджета:
№ п/п | Элемент | Аналитика | ИТОГО | ||
… | N | ||||
… | |||||
n | |||||
ИТОГО |
Нормирование
Нормы и нормативы принимаются в качестве исходных величин для разработки всей системы плановых показателей предприятия. С их помощью регулируется, планируется и контролируется вся производственно-хозяйственная деятельность, ведется бухгалтерский учет.
|
|
Норма – это максимально допустимая плановая величина абсолютного расхода средств производства и живого труда на единицу продукции или на выполнение определенного объема работ. (Например, норма расхода металла показывает, сколько килограмм металла должно расходоваться на одно изделие)
Норматив – это плановый показатель, характеризующий поэлементные составляющие норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда и степень их эффективного использования. (Например, расход заработной платы на рубль готовой продукции, съем продукции с 1м2 производственной площади, плановый коэффициент использования металла).
Выделяют следующие функции норм и нормативов:
· Средство нормативного метода планирования в целях обеспечения сбалансированности, пропорциональности и оптимальности стратегических и тактических планов
· Элемент организации производства и труда.
· Средство учета требований режима экономии ресурсов
· Стимул научно-технического прогресса в производстве.
Построение системы нормирования предполагает соблюдение определенных принципов, к числу которых относятся:
· Прогрессивность – отражение в нормах достижений новой техники, технологии, научной организации труда, производства и управления, передового опыта экономии живого и овеществленного труда;
· Обоснованность – разработка норм на основе технических расчетов и анализа производства;
|
|
· Комплексность – комплексное формирование нормативной базы для всех разделов плана;
· Гибкость, динамичность – систематическое обновление нормативной базы по мере изменения организационно-технических условий производства;
· Сопоставимость – обеспечение сопоставимости нормативной базы на различных уровнях планирования;
· Автоматичность – компьютеризация – формирование, обновление и использование нормативной базы.