Формы и структура бюджетов

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует соблюдать.

Теоретически бюджеты могут быть двух видов:

· Простые – каждому элементу соответствует одна сумма. Привычная форма простого бюджета выглядит так:

№ п/п Элемент Сумма
     
   
n    
  ИТОГО  

· Сложные – элемент может быть разбит по аналитике, каждому виду аналитики определенного элемента соответствует сумма.
Привычная форма сложного бюджета:

№ п/п Элемент Аналитика ИТОГО
  N  
           
         
n          
  ИТОГО        

­Нормирование

Нормы и нормативы принимаются в качестве исходных величин для разработки всей системы плановых показателей предприятия. С их помощью регулируется, планируется и контролируется вся производственно-хозяйственная деятельность, ведется бухгалтерский учет.

Норма – это максимально допустимая плановая величина абсолютного расхода средств производства и живого труда на единицу продукции или на выполнение определенного объема работ. (Например, норма расхода металла показывает, сколько килограмм металла должно расходоваться на одно изделие)

Норматив – это плановый показатель, характеризующий поэлементные составляющие норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда и степень их эффективного использования. (Например, расход заработной платы на рубль готовой продукции, съем продукции с 1м2 производственной площади, плановый коэффициент использования металла).

Выделяют следующие функции норм и нормативов:

· Средство нормативного метода планирования в целях обеспечения сбалансированности, пропорциональности и оптимальности стратегических и тактических планов

· Элемент организации производства и труда.

· Средство учета требований режима экономии ресурсов

· Стимул научно-технического прогресса в производстве.

Построение системы нормирования предполагает соблюдение определенных принципов, к числу которых относятся:

· Прогрессивность – отражение в нормах достижений новой техники, технологии, научной организации труда, производства и управления, передового опыта экономии живого и овеществленного труда;

· Обоснованность – разработка норм на основе технических расчетов и анализа производства;

· Комплексность – комплексное формирование нормативной базы для всех разделов плана;

· Гибкость, динамичность – систематическое обновление нормативной базы по мере изменения организационно-технических условий производства;

· Сопоставимость – обеспечение сопоставимости нормативной базы на различных уровнях планирования;

· Автоматичность – компьютеризация – формирование, обновление и использование нормативной базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: