Эффективность различных форм педагогической деятельности

Еще два десятка лет назад в книге «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» академик Ю. К. Бабанский делал попытку выявить эффективность различных форм занятий, для чего ввел в книгу одноименный раздел. Однако конкретной математической оценки разных форм обучения в книге не приводится. В наши дни, когда учитель получил полную свободу в педагогическом творчестве, необходимость в оценке эффективности различных форм педагогической деятельности стала весьма актуальной. Попытка сформулировать коэффициент эффективности учебного процесса была сделана нами на второй Южно-Российской конференции по витагенной педагогике.

Эффективность обучения зависит, по мнению В. П. Беспалько, от вида используемых информационных потоков, которые могут быть разделены по основным характеристикам на три группы: Первая характеристика - цикличность. По цикличности информационные потоки бывают: разомкнутые и циклические. Разомкнутый поток - информация передается в одном направлении.

Цикличность Направленность потока Управление Дидактическая системы № системы
Р-разомкнутый поток Тотальный Личностное РТЛ (классическая)  
Программное РТП (лекция + ТСО)  
Направленный Личностное РНЛ (плохой репетитор-консультант)  
Программное РНП (учебник)  
Ц циклический Тотальный Личностное ЦТЛ (малые группы, 7-8 ч)  
Программное ЦТЛ класс (автоматизир.)  
Направленный Личностное ЦНЛ (хороший репетитор)  
Программное ЦНЛ (программное обучение)  

Циклические потоки: информация идет и в одном и в другом направлении. При рассеянном потоке информация подается на весь класс, без учета индивидуальных особенностей учеников. Направленный поток учитывает индивидуальные особенности учеников. Это вторая характеристика - направленность потока.

Средства управления: личностное управление - учебная информация передается интонацией, мимикой, голосом преподавателя. Программное управление - информация передается посредством любого технического устройства (видеозапись, магнитофонная запись, зрительные устройства).

Эффективнее всегда личностное управление, поэтому технические средства нужно использовать лишь в случае, когда мы не можем чего-то достигнуть «живым» способом.

Исходя из указанных характеристик информационных потоков можно выделить 8 основных способов обучения (монодидактических систем). Начиная с 5-го уровня можно говорить о творческом развитии ребенка.

Уровень воспроизведения - с учебника и выше (в крайнем случае, с первой системы). Уровень умений - с практических занятий, малыми группами - 5-я система, а уровень творчества возможен только при индивидуальном обучении - 7-я и 8-я системы.

В педагогической практике используется различное сочетание дидактических систем:

• дидахография - 1-4;

• современная система обучения - 1-2-4;

• система малых групп - 5-7;

• программированное обучение - 1-2-7-8.

Возможности различных дидактических систем можно представить в таблице.

Уровни усвоения знаний Дидактические системы
               
Знакомство + + + + + + + +
Воспроизведение Для спец. школ + + + + +
Умение вузы + + + +
Творчество             + +

Таким образом, независимо от типа образовательного учреждения цели образования мы можем достигнуть не ниже, чем в 5-й дидактической системе.

Рассмотрим эффективность двух форм занятий, используя их хронокарты.

Этапы урока Затраты времени, минуты Дидактические системы
                   
Комбинированный урок
Оргмомент (в том числе перекличка)   30 чел.              
Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания)                  
Объяснение нового материала                  
Закрепление материала                  
Выдача домашнего задания                  
Т общ. = 30•40 =1200 ч. м
Тэффект = 8•10 + 5•20 + 5•4 = 200 ч/м
Кэффект = 200•100/1200 = 16,6 %
Урок-экскурсия по биологии
Оргмомент                  
Время на переход                  
Общая информация                  
Экскурсионная информация                  
Выполнение творческого задания                  
Подведение итогов                  
Тобщ = 30•60 = 1800 ч/м
Тэффект = 10•15 + 25•15 = 525 ч/м
Кэффект = 525•100/1800 = 29,2 %

Таким образом, анализируя хронокарты различных форм занятий, можно выбрать наиболее предпочтительные варианты.

В педагогической практике коэффициент эффективности позволяет проектировать урок, вводя те или иные формы, те или иные формы общения.

Обычно коэффициент эффективности колеблется в пределах 10-30%, 25-35% - достижения высококвалифицированных педагогов, а у начинающих коэффициент падает до 3%.

Уместно вспомнить и другие математические критерии качества обучения. При современных формах проведения уроков, когда в опрос вовлекается почти весь класс или группа, важно объективно оценить знания учащихся. Коэффициент объективности оценки знаний вычисляется по формуле:

О = Ч/D,

где Ч - общее число заданных на уроке вопросов, D - число получивших оценку учащихся (не менее 3).

Важно также представлять экономическую эффективность применяемых технических средств обучения (ТСО).

Э = Зсов. /З (1 + Кэффект),

где Зсов. - затраты на одного учащегося при использовании современных ТСО в рублях, в год; З - затраты на одного ученика в условиях комбинированного урока. Исходя из того, что темпы роста затрат на ТСО должны быть не выше темпов роста соответствующей отдачи, в современных условиях Э должно быть не выше 1,5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: