Еще два десятка лет назад в книге «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» академик Ю. К. Бабанский делал попытку выявить эффективность различных форм занятий, для чего ввел в книгу одноименный раздел. Однако конкретной математической оценки разных форм обучения в книге не приводится. В наши дни, когда учитель получил полную свободу в педагогическом творчестве, необходимость в оценке эффективности различных форм педагогической деятельности стала весьма актуальной. Попытка сформулировать коэффициент эффективности учебного процесса была сделана нами на второй Южно-Российской конференции по витагенной педагогике.
Эффективность обучения зависит, по мнению В. П. Беспалько, от вида используемых информационных потоков, которые могут быть разделены по основным характеристикам на три группы: Первая характеристика - цикличность. По цикличности информационные потоки бывают: разомкнутые и циклические. Разомкнутый поток - информация передается в одном направлении.
Цикличность | Направленность потока | Управление | Дидактическая системы | № системы |
Р-разомкнутый поток | Тотальный | Личностное | РТЛ (классическая) | |
Программное | РТП (лекция + ТСО) | |||
Направленный | Личностное | РНЛ (плохой репетитор-консультант) | ||
Программное | РНП (учебник) | |||
Ц циклический | Тотальный | Личностное | ЦТЛ (малые группы, 7-8 ч) | |
Программное | ЦТЛ класс (автоматизир.) | |||
Направленный | Личностное | ЦНЛ (хороший репетитор) | ||
Программное | ЦНЛ (программное обучение) |
Циклические потоки: информация идет и в одном и в другом направлении. При рассеянном потоке информация подается на весь класс, без учета индивидуальных особенностей учеников. Направленный поток учитывает индивидуальные особенности учеников. Это вторая характеристика - направленность потока.
|
|
Средства управления: личностное управление - учебная информация передается интонацией, мимикой, голосом преподавателя. Программное управление - информация передается посредством любого технического устройства (видеозапись, магнитофонная запись, зрительные устройства).
Эффективнее всегда личностное управление, поэтому технические средства нужно использовать лишь в случае, когда мы не можем чего-то достигнуть «живым» способом.
Исходя из указанных характеристик информационных потоков можно выделить 8 основных способов обучения (монодидактических систем). Начиная с 5-го уровня можно говорить о творческом развитии ребенка.
Уровень воспроизведения - с учебника и выше (в крайнем случае, с первой системы). Уровень умений - с практических занятий, малыми группами - 5-я система, а уровень творчества возможен только при индивидуальном обучении - 7-я и 8-я системы.
|
|
В педагогической практике используется различное сочетание дидактических систем:
• дидахография - 1-4;
• современная система обучения - 1-2-4;
• система малых групп - 5-7;
• программированное обучение - 1-2-7-8.
Возможности различных дидактических систем можно представить в таблице.
Уровни усвоения знаний | Дидактические системы | |||||||
Знакомство | + | + | + | + | + | + | + | + |
Воспроизведение | Для спец. школ | + | + | + | + | + | ||
Умение | вузы | + | + | + | + | |||
Творчество | + | + |
Таким образом, независимо от типа образовательного учреждения цели образования мы можем достигнуть не ниже, чем в 5-й дидактической системе.
Рассмотрим эффективность двух форм занятий, используя их хронокарты.
Этапы урока | Затраты времени, минуты | Дидактические системы | |||||||
Комбинированный урок | |||||||||
Оргмомент (в том числе перекличка) | 30 чел. | ||||||||
Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания) | |||||||||
Объяснение нового материала | |||||||||
Закрепление материала | |||||||||
Выдача домашнего задания | |||||||||
Т общ. = 30•40 =1200 ч. м | |||||||||
Тэффект = 8•10 + 5•20 + 5•4 = 200 ч/м | |||||||||
Кэффект = 200•100/1200 = 16,6 % | |||||||||
Урок-экскурсия по биологии | |||||||||
Оргмомент | |||||||||
Время на переход | |||||||||
Общая информация | |||||||||
Экскурсионная информация | |||||||||
Выполнение творческого задания | |||||||||
Подведение итогов | |||||||||
Тобщ = 30•60 = 1800 ч/м | |||||||||
Тэффект = 10•15 + 25•15 = 525 ч/м | |||||||||
Кэффект = 525•100/1800 = 29,2 % |
Таким образом, анализируя хронокарты различных форм занятий, можно выбрать наиболее предпочтительные варианты.
В педагогической практике коэффициент эффективности позволяет проектировать урок, вводя те или иные формы, те или иные формы общения.
Обычно коэффициент эффективности колеблется в пределах 10-30%, 25-35% - достижения высококвалифицированных педагогов, а у начинающих коэффициент падает до 3%.
Уместно вспомнить и другие математические критерии качества обучения. При современных формах проведения уроков, когда в опрос вовлекается почти весь класс или группа, важно объективно оценить знания учащихся. Коэффициент объективности оценки знаний вычисляется по формуле:
О = Ч/D,
где Ч - общее число заданных на уроке вопросов, D - число получивших оценку учащихся (не менее 3).
Важно также представлять экономическую эффективность применяемых технических средств обучения (ТСО).
Э = Зсов. /З (1 + Кэффект),
где Зсов. - затраты на одного учащегося при использовании современных ТСО в рублях, в год; З - затраты на одного ученика в условиях комбинированного урока. Исходя из того, что темпы роста затрат на ТСО должны быть не выше темпов роста соответствующей отдачи, в современных условиях Э должно быть не выше 1,5.