1. Принцип объективности требует всестороннего учета порождающих то или иное явление факторов, условий, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте; предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.
Этот принцип требует доказательности всех выводов, обоснованности как исходных посылок, так и каждого шага исследования.
Исходя из этого принципа педагогическое исследование (как и в медицине, сельском хозяйстве, агрометеорологии), проведенное менее чем за 3 года, считается недостаточно убедительным.
Достоверность фактов есть необходимое, но еще недостаточное условие достоверности выводов. Требование доказательности предполагает альтернативный характер научного поиска. Поэтому в педагогическом исследовании должно быть если не несколько, то как минимум 2 варианта: контроль и эксперимент.
2. Принцип научности очень близок к принципу объективности. Он определяет требование конкретно-исторического исследования педагогических явлений и использование современных техник проведения эксперимента.
|
|
Л. Я. Зорина в принцип научности включает:
- соответствие содержания образования уровню современной науки;
- создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания;
- показ важнейших закономерностей процесса познаний (знания о теории, ее элементах, структуре и функциях).
М. Н. Скаткин, сформулировавший дидактический принцип научности как самостоятельный еще в 1980 г., указал на следующие требования этого принципа:
- научная достоверность сообщаемых учащимся сведений;
- вскрытие сущности описываемых явлений;
- показ явлений в их взаимосвязи;
- показ явлений в развитии;
- ознакомление учащихся с важнейшими теориями;
- создание у учащихся представлений о познаваемости мира;
- создание у них верных представлений об абсолютной и относительной истине.
3. Принцип диалектического подхода к педагогическим явлениям, базирующийся на противоречивости изучаемого предмета или явления, взаимосвязи и взаимообусловленности количественных и качественных изменений.
4. Принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (связи объекта в его современном состоянии) и перспектив его развития.
5. Принцип концептуального единства исследования. Если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики.
|
|
Этот принцип внутренне противоречив, так как он представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости.
6. Принцип единства учебно-воспитательного процесса. В каждый исторический период выделялись ведущие концепции обучения:
- как информирования и контроля над усвоенным;
- как руководства познанием;
- как способа воспитания и развития личности;
- как средства образования и воспитания.
Все конкретные вопросы в исследовании рассматриваются через призму разрабатываемой концепции. Уровни разработки концепции могут быть различны. Фундаментальная дидактическая концепция раскрывает сущность процесса обучения, прикладная - принципы конструирования практики.