Структура теоретического исследования

На первый взгляд может показаться, что только педагогическая практика может дать самые полезные и подлинные результаты. На деле же именно теоретические исследования (рассуждения) вскрывают глубинные механизмы, общие закономерности практической деятельности. Но, обладая многообразными достоинствами, методы теоретического исследования при их неверном использовании могут проявить и свои слабые стороны. Взятые сами по себе, они таят опасность бесплодного схоластического теоретизирования, отхода от истины, от реальной действительности.

Поэтому теоретическое исследование нуждается в практике как в ориентире, как в постоянном компасе, по которому определяется правильность исследовательских построений. Теоретический анализ-синтез по этой причине должен воплощаться в реальном практическом (опытном или экспериментальном) анализе и синтезе, а широко используемое в теоретическом исследовании абстрагирование и моделирование должно дополняться конкретизацией абстрактных положений и проверкой следствий из них в практических методиках.

Структуру полного теоретического исследования можно представить как взаимодействие следующих его компонентов:

- практические задачи («узкие места» практики), отражающие противоречия или неясности;

- научная проблема;

- объект, предмет и задачи исследования;

- совокупность исходных фактов (эмпирическая база);

- теоретические посылки и постулаты (теоретическая база);

- замысел и ведущая идея решения;

- научная гипотеза;

- средства и процедуры решения;

- предварительные выводы;

- опытная проверка предварительных выводов;

- уточнение и формулирование результатов (теоретические положения, принципы, следствия и др.);

- системная интерпретация результатов (разработка конкретной теории и введение ее в целостную теоретическую систему);

- методы и методика практического использования результатов.

Педагогическая практика, опыт в непосредственном или преобразованном виде присутствуют на всех этапах исследования. Поэтому важно, чтобы «критерий практики» был последовательно представлен в структуре самой теории, для чего:

- практика должна учитываться во всей ее многогранности, т. е. нужно считаться с многофакторностью воздействия на действительность;

- во время исследования необходимо поэтапно соотносить результаты теоретического анализа с «показаниями» практики;

- необходимо системно интерпретировать результаты исследования и рационально вводить их в существующую практику.

Только при этом условии результаты аналитических исследований смогут выходить в прикладные сферы, не противореча друг другу и не приводя к перегрузке учителей и учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: