Эмпирические методы

Метод наблюдений имеет дело с естественным ходом педагогических процессов. Исследователь использует киносъемку, магнитные и видеозаписи, позволяющие не только воспроизвести факты, но и в значительной мере устранить несовершенство наших органов чувств. Однако исследователь не может вносить в такой процесс никаких изменений.

Для большей объективности исследования наблюдатель должен не выдавать своих целей и вести наблюдение как бы изнутри. То есть он должен «тайно» внедриться в коллектив и вести исследование, включившись в активную жизнь образовательного учреждения.

Обычно наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно сформулированной цели. Достоинствами наблюдения являются его планомерность и систематичность, естественный ход педагогического процесса в реальных условиях. К недостаткам следует отнести его ограниченность - невозможно предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы; некоторые явления и ситуации просто недоступны наблюдателю; полученный материал не всегда поддается статистической обработке, а затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.

Метод эксперимента отличается целенаправленным внесением принципиально важных изменений в педагогический процесс в соответствии с задачами исследования и его гипотезой. Организация эксперимента позволяет вскрыть отношения между изучаемыми явлениями, провести глубокий качественный анализ и по возможности дать точную количественную оценку результатов исследования.

Для педагогического эксперимента характерно, что исследователь активно включается в процессы возникновения и течения исследуемых явлений. Тем самым он проверяет свои гипотезы не только об уже существующих явлениях, но и о тех, которые нужно создать.

Планирование и логика осуществления эксперимента

1. Определение цели эксперимента.

2. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп.

3. Выделение предмета эксперимента.

4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков.

5. Определение условий экспериментальной ситуации.

6. Формулировка гипотезы и определение задачи.

7. Выбор способа контроля проведения эксперимента.

8. Определение метода фиксации результата.

9. Проверка эффективности эксперимента.

Модель типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, произошедшем в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

В однофакторном (линейном) эксперименте схема такова:

Группа Предварительный тест Экспериментальные условия Посттест
Экспериментальная + + +
Контрольная + - +

Двухфакторный (параллельный) эксперимент:

Методы Организационные формы
Групповое обучение Фронтальное обучение
Проблемный Группа 1 Группа 3
Обычный Группа 2 Группа 4

Метод анкетирования впервые применил американский психолог и педагог Г. С. Галл в 1880 г., изучая различные стороны психики детей и молодежи. Этот метод должен иметь четкие границы применения, так как формулировки вопросов в анкетах многими исследователями даются по-дилетантски. Основным условием эффективности анкетирования являются:

- точность формулировок анкеты,

- ее содержательная направленность,

- вычленение узловых моментов,

- лаконичность и однозначность формулировок,

- несуггестивность вопросов (они не должны наводить на определенный опыт).

Групповой анкетный опрос применяется в классе, в учительской, на педсовете. Обычно анкетер работает с группой не менее 30 человек, чтобы получить достаточно репрезентативный (надежный, представительный) ответ. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов (родителей учащихся), а время возврата оговаривается.

Метод беседы (опроса, интервьюирования). Личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего контекста, мотивов отдельных ответов респондентов. Исследователь не только получает информацию, но и может в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.

Непосредственный контакт респондента с исследователем требует от последнего определенных качеств личности, в частности умения завоевать доверие человека, с которым он ведет беседу, умения создавать атмосферу искренности и доброжелательности. Тогда можно получить такую информацию, которую не обеспечит ни один из методов исследования.

Различают беседы индивидуальные и групповые, а по структуре вопросов - стандартизированные (предполагающие предварительную формулировку вопросов) и нестандартизированные.

Метод анализа документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Существуют различные материалы, содержащие важную для научных целей информацию:

- протоколы и стенограммы различных педагогических комиссий, педсоветов;

- документы педагогических конференций;

- протоколы заседаний родительских комитетов и друзей школы;

- отчеты школ о научной, воспитательной и учебной работе;

- инспекционные отчеты;

- дневники учащихся;

- поурочные планы учебных занятий;

- характеристики учащихся;

- документы об успеваемости учащихся;

- материалы школьной статистики.

Это все документы неофициальные, подготовленные без участия исследователя. Существуют также целевые документы, специально подготовленные по заданию исследователя:

- стилистические работы учащихся (творческие, контрольные и др.);

- рефераты учащихся;

- записи мнений учителей по какой-либо проблеме;

- высказывания родителей о своих детях, и т. п.

Работа с неофициальными и целевыми документами требует выяснения их надежности и тщательного обсуждения, потому что они могут быть умышленно или неумышленно искажены. Поэтому важно знать, с какой целью эти документы были подготовлены и в какой ситуации, какими методами при этом пользовался автор.

Официальные документы - государственные постановления, приказы министра образования, департамента, рай(гор)ОО, данные официальной статистики, архивы любых учреждений, корреспонденция школ.

Метод экспертной оценки (особое мнение).

В педагогической практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления невозможно выделить объект - носитель проблемы, тем более использовать его в качестве источника информации. Например, при попытке прогнозировать изменение того или иного педагогического явления (процесса); при необходимости представить состояние интересующего предмета через несколько лет или дать оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка окажется искаженной.

Такая информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. При формировании группы экспертов в качестве критериев отбора лиц целесообразно использовать 2 признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости учитывается уровень образования, возраст, личные интересы. Вначале круг экспертов может быть широким, в дальнейшем он сужается. Главный среди всех критериев отбора - компетентность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: