• Метод наблюдений имеет дело с естественным ходом педагогических процессов. Исследователь использует киносъемку, магнитные и видеозаписи, позволяющие не только воспроизвести факты, но и в значительной мере устранить несовершенство наших органов чувств. Однако исследователь не может вносить в такой процесс никаких изменений.
Для большей объективности исследования наблюдатель должен не выдавать своих целей и вести наблюдение как бы изнутри. То есть он должен «тайно» внедриться в коллектив и вести исследование, включившись в активную жизнь образовательного учреждения.
Обычно наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно сформулированной цели. Достоинствами наблюдения являются его планомерность и систематичность, естественный ход педагогического процесса в реальных условиях. К недостаткам следует отнести его ограниченность - невозможно предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы; некоторые явления и ситуации просто недоступны наблюдателю; полученный материал не всегда поддается статистической обработке, а затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.
|
|
• Метод эксперимента отличается целенаправленным внесением принципиально важных изменений в педагогический процесс в соответствии с задачами исследования и его гипотезой. Организация эксперимента позволяет вскрыть отношения между изучаемыми явлениями, провести глубокий качественный анализ и по возможности дать точную количественную оценку результатов исследования.
Для педагогического эксперимента характерно, что исследователь активно включается в процессы возникновения и течения исследуемых явлений. Тем самым он проверяет свои гипотезы не только об уже существующих явлениях, но и о тех, которые нужно создать.
Планирование и логика осуществления эксперимента
1. Определение цели эксперимента.
2. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп.
3. Выделение предмета эксперимента.
4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков.
5. Определение условий экспериментальной ситуации.
6. Формулировка гипотезы и определение задачи.
7. Выбор способа контроля проведения эксперимента.
8. Определение метода фиксации результата.
9. Проверка эффективности эксперимента.
Модель типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, произошедшем в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
|
|
В однофакторном (линейном) эксперименте схема такова:
Группа | Предварительный тест | Экспериментальные условия | Посттест |
Экспериментальная | + | + | + |
Контрольная | + | - | + |
Двухфакторный (параллельный) эксперимент:
Методы | Организационные формы | |
Групповое обучение | Фронтальное обучение | |
Проблемный | Группа 1 | Группа 3 |
Обычный | Группа 2 | Группа 4 |
• Метод анкетирования впервые применил американский психолог и педагог Г. С. Галл в 1880 г., изучая различные стороны психики детей и молодежи. Этот метод должен иметь четкие границы применения, так как формулировки вопросов в анкетах многими исследователями даются по-дилетантски. Основным условием эффективности анкетирования являются:
- точность формулировок анкеты,
- ее содержательная направленность,
- вычленение узловых моментов,
- лаконичность и однозначность формулировок,
- несуггестивность вопросов (они не должны наводить на определенный опыт).
Групповой анкетный опрос применяется в классе, в учительской, на педсовете. Обычно анкетер работает с группой не менее 30 человек, чтобы получить достаточно репрезентативный (надежный, представительный) ответ. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов (родителей учащихся), а время возврата оговаривается.
• Метод беседы (опроса, интервьюирования). Личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего контекста, мотивов отдельных ответов респондентов. Исследователь не только получает информацию, но и может в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.
Непосредственный контакт респондента с исследователем требует от последнего определенных качеств личности, в частности умения завоевать доверие человека, с которым он ведет беседу, умения создавать атмосферу искренности и доброжелательности. Тогда можно получить такую информацию, которую не обеспечит ни один из методов исследования.
Различают беседы индивидуальные и групповые, а по структуре вопросов - стандартизированные (предполагающие предварительную формулировку вопросов) и нестандартизированные.
• Метод анализа документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Существуют различные материалы, содержащие важную для научных целей информацию:
- протоколы и стенограммы различных педагогических комиссий, педсоветов;
- документы педагогических конференций;
- протоколы заседаний родительских комитетов и друзей школы;
- отчеты школ о научной, воспитательной и учебной работе;
- инспекционные отчеты;
- дневники учащихся;
- поурочные планы учебных занятий;
- характеристики учащихся;
- документы об успеваемости учащихся;
- материалы школьной статистики.
Это все документы неофициальные, подготовленные без участия исследователя. Существуют также целевые документы, специально подготовленные по заданию исследователя:
- стилистические работы учащихся (творческие, контрольные и др.);
- рефераты учащихся;
- записи мнений учителей по какой-либо проблеме;
- высказывания родителей о своих детях, и т. п.
Работа с неофициальными и целевыми документами требует выяснения их надежности и тщательного обсуждения, потому что они могут быть умышленно или неумышленно искажены. Поэтому важно знать, с какой целью эти документы были подготовлены и в какой ситуации, какими методами при этом пользовался автор.
Официальные документы - государственные постановления, приказы министра образования, департамента, рай(гор)ОО, данные официальной статистики, архивы любых учреждений, корреспонденция школ.
|
|
• Метод экспертной оценки (особое мнение).
В педагогической практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления невозможно выделить объект - носитель проблемы, тем более использовать его в качестве источника информации. Например, при попытке прогнозировать изменение того или иного педагогического явления (процесса); при необходимости представить состояние интересующего предмета через несколько лет или дать оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка окажется искаженной.
Такая информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. При формировании группы экспертов в качестве критериев отбора лиц целесообразно использовать 2 признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости учитывается уровень образования, возраст, личные интересы. Вначале круг экспертов может быть широким, в дальнейшем он сужается. Главный среди всех критериев отбора - компетентность.