Оборудование

Технологическая карта интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Зимняя сказка»

В подготовительной группе от 6 до 7 лет

(Образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»)

Цель: Расширить знания и представления детей о зиме.

Задачи

1.Познакомить детей с репродукциями картин художников К.Ф.Юон «Волшебница зима» и И.Ф. Грабарь «Февральская лазурь»; с выразительными возможностями музыки на примере образов метели, северного ветра.

2. Развивать у детей умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным; эмоциональный отклик на зимнее проявление природы, эстетические чувства переживания; творческие способности детей, умение высказывать свое мнение.

3. Расширять словарный запас, характеризующий настроение музыки.

4.Познакомить детей с новой техникой рисования «Набрызг», «Кляксография». Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для изображения снежинок, звёзд, деревьев нетрадиционными способами рисования.

5. Побуждать детей к отображению полученной информации и впечатлений в творческой продуктивной деятельности.

6.Воспитывать эстетическое отношение к зимней природе и её изображению.

Предварительная работа

Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке. Беседа «Зимние забавы». Чтение и разучивание стихов, пение песен о зиме, рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами, рисование зимних пейзажей, дидактические и подвижные игры, экскурсия в парк.

Используемый материал

Репродукции картин художников К.Ф.Юон «Волшебница зима» и И.Ф. Грабарь «Февральская лазурь»; стихотворения И. Никитин «Встреча зимы», А. Пушкин «Идет волшебница-зима»; музыкальные произведения «Звуки метелицы», П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Зима», ансамбль «Зодиак»- мелодия «Серебряная мечта», демонстрационный фильм о зиме.

Оборудование

Плотная бумага, акварель, кисти, зубные щётки, трубочки, тушь синего и чёрного цветов, костюм зимы, розетки с дополнительным материалом.

Этап, его продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности Результат
Психологический настрой,1 мин Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребёнка, установление зрительного, слухового контакта… Приветствие. В исполнении ансамбля «Зодиак»- «Серебряная мечта». Ребятам предлагается посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, выбрать цвет своего настроения и передать частичку своего хорошего настроения другому. Эмоциональная поддержка детей Участие в приветствии. Дети стоят на ковре полукругом. У настроения есть свой цвет. На сказочную поляну выпало много снежинок, все они разного цвета. Каждый выбирает такого цвета снежинку, которая похожа на его сегодняшнее настроение. Психологическая гимнастика, психологические этюды, игровые моменты. Психологическая готовность
Вводно-организационный, 1-2 мин Интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Познание», ОО «Музыка» Организация направленного внимания. Организация образовательного пространства. Установление зрительного контроля, воспитатель задаёт детям вопросы. Дети занимают свои места, прослушивают музыкальный отрывок, отвечают на вопросы воспитателя. Звучат звуки метели. Беседа по услышанному: -Ребята, как вы думаете, что это за звуки? -В какое время года можно их услышать? -Какие признаки зимы Вы знаете? Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.
Мотивационно – побудительный, 1-2 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Осознают и принимают поставленную задачу. Создание проблемной ситуации: «За что мы любим зиму?» Беседа-рассуждение. Подготовка детей к сюрпризному моменту. (Слово воспитателя). Это действительно необыкновенное, волшебное время года. У меня такое настроение, что хочется совершить чудо! Хотите повстречаться с самой зимой? Внутренняя мотивация на деятельность.
Актуализация, 2-4 мин Интеграция ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы» Актуализация имеющихся знаний и представлений о признаках зимы. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Идёт волшебница – зима!» Демонстрация репродукций художников К. Ф. Юон «Волшебница зима» и И. Э. Грабарь «Февральская лазурь». Воспитатель задаёт вопросы по увиденному и услышанному. Чтение отрывка из стихотворения И. Никинина «Встреча зимы» Рассматривание репродукций с изображением картин художников К. Юона «Волшебница зима» и И. Грабаря «Февральская лазурь». Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя,вы сказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное. (Рассказ воспитателя) «Зима несёт радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает многих людей: поэты пишут стихи, композиторы- музыку, художники-свои картины.» Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы» (см. приложение№1). Вопросы по содержанию стихотворения: -Понравилось ли вам стихотворение? -Как вы понимаете, выражение «кровь на морозе горит?». Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Идёт волшебница – зима!» (см. приложение №1) Вопросы: -Как вы думаете какое настроение было у автора когда он писал этот стих? - Какие картины, описанные в стихотворении дети вы видели во время экскурсии в заснеженный парк? Рассматривание иллюстраций с изображением картин художников К. Ф. Юона «Волшебница зима» и И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (см. приложение №2) Беседа по картинам: -Какую зиму увидел художник К.Ф. Юон? Почему? -Какие признаки зимы вы здесь увидели? -Какая зима изображена на картине И.Э. Грабаря? Почему? -Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эти произведения искусства? Пробуждение в детях чувства нежности, очарования от увиденного, радости от чистоты и ясности картин. Воспитание эстетических чувств и любви к поэзии. Воспроизведение информации, не- обходимой для успешного усвоения нового.
Восприятие и усвоение нового, расширение имеющихся представлений, 8-10мин Интеграция ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Музыка» Закрепление знаний, полученных на предварительном этапе подготовки. Обобщение, воспроизведение знаний о зиме. Расширение представления об образе зимы в музыкальных произведениях. Знакомство с музыкальным произведение П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года». Создание образа зимы. Знакомство детей с необычной техникой рисования – кляксографией и набрызгом. Показ образца, объяснения всех способов рисования. Организация взаимодействия в достижении результата. Под музыку воспитатель превращается в зиму. Надевает корону, накидку, берёт волшебную палочку. Прослушивают музыкальное произведения П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года». Участвуют в обсуждении произведения, отвечают на вопросы. Фантазируют, составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя). Выполняют упражнения по образцу, если это необходимо, и т.д. Детям предлагается отправиться в «зимнее путешествие». (Звучит отрывок произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского). Беседа по произведению: -Какой характер у этой музыки? -Что вы услышали в этом произведении? -Как рассказывает музыка о природе, как она звучит? - Что вы чувствуете, представляете, когда слушаете это произведение. Какая она по характеру? Активизация самостоятельного мышления. Знакомство с новой техникой рисования- рисование «набрызгом» и «кляксографией».Смешные слова, но это очень красиво получается на листе бумаги. (Показ образца, объяснение всех способов рисования). Наблюдение. Разучивание. Фантазирование. Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления об образе зимы в музыкальных произведениях. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи. Любознательность и активность.
Динамическая пауза, 1-2 мин Интеграция ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Коммуникация», ОО «Музыка». Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Проведение физкультминутки (игра «Волшебное превращение») Участвуют в игре, проговаривают слова, выполняют физические упражнения по тексту стихотворения «Волшебное превращение». Выполнение упражнения «Волшебное превращение» (см.приложение№3) Описание. Выразительные движения.Дети стоят свободно, руки вверх Выполняют упражнения по тексту(покачались, разбегаются,бегают, кружатся, приседают на корточки). Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.
Практическая работа, 5-10мин Интеграция ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество». Овладение способами нетрадиционной техники рисования, применение знаний, навыков и умений. Объяснение воспитателем техники рисования кляксография, набрызг. Организация практической работы Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата. Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы). Рисование: «Зимний вечер» Техника рисования кляксографией и набрызгом. Мы с вами нарисуем «Зимний вечер». У вас у каждого в розетках лежат звёздочки, домик, месяц. Снежинки будем делать из помидорных хвостиков. Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите звёзды, дом, снежинки на листе бумаги, где нарисуете кустики, дерево. Овладение определённым объёмом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Рефлексивно- корригирующий 3 мин Интеграция ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество» Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами. Подведение итогов НОД, обобщение полученных ребёнком знаний, умений и навыков. Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. Оформление выставки творческих работ. Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционально го состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния. Фронтальная, индивидуальная работа. Обсуждение творческих работ: -Что изображено на рисунке? -Что удалось сделать? -Что не получилось? -Что бы вы хотели добавить в своём рисунке? Подведение итогов НОД: -Что нового, вы сегодня узнали на нашей встрече? -Что больше всего вам запомнилось, понравилось? Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными препосылками учебной деятельности-умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООП ДО)
Заключительный этап 3мин Закрепление полученных и имеющихся знаний. Интеграция ОО «Познание», ОО «Коммуникация» Формирование умений слушать; направление внимания детей; формирование интереса к содержанию НОД. Рассказ воспитателя о зиме сопровождается демонстрацией фильма о зиме. Просматривают фильм о зиме. (Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией фильма о зиме). «Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда всё вокруг замирает долгим зимним сном, и всё живёт ожиданием тепла и солнца. Зимние лютые морозы, вьюги, трескучий хруст снега под ногами,снежное убранство деревьев, косматые морозные узоры. Всё это волшебница-зима. Сформированность представления об образе зимы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: