Технологическая карта интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Зимняя сказка»
В подготовительной группе от 6 до 7 лет
(Образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»)
Цель: Расширить знания и представления детей о зиме.
Задачи
1.Познакомить детей с репродукциями картин художников К.Ф.Юон «Волшебница зима» и И.Ф. Грабарь «Февральская лазурь»; с выразительными возможностями музыки на примере образов метели, северного ветра.
2. Развивать у детей умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным; эмоциональный отклик на зимнее проявление природы, эстетические чувства переживания; творческие способности детей, умение высказывать свое мнение.
3. Расширять словарный запас, характеризующий настроение музыки.
4.Познакомить детей с новой техникой рисования «Набрызг», «Кляксография». Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для изображения снежинок, звёзд, деревьев нетрадиционными способами рисования.
|
|
5. Побуждать детей к отображению полученной информации и впечатлений в творческой продуктивной деятельности.
6.Воспитывать эстетическое отношение к зимней природе и её изображению.
Предварительная работа
Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке. Беседа «Зимние забавы». Чтение и разучивание стихов, пение песен о зиме, рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами, рисование зимних пейзажей, дидактические и подвижные игры, экскурсия в парк.
Используемый материал
Репродукции картин художников К.Ф.Юон «Волшебница зима» и И.Ф. Грабарь «Февральская лазурь»; стихотворения И. Никитин «Встреча зимы», А. Пушкин «Идет волшебница-зима»; музыкальные произведения «Звуки метелицы», П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Зима», ансамбль «Зодиак»- мелодия «Серебряная мечта», демонстрационный фильм о зиме.
Оборудование
Плотная бумага, акварель, кисти, зубные щётки, трубочки, тушь синего и чёрного цветов, костюм зимы, розетки с дополнительным материалом.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой,1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребёнка, установление зрительного, слухового контакта… | Приветствие. В исполнении ансамбля «Зодиак»- «Серебряная мечта». Ребятам предлагается посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, выбрать цвет своего настроения и передать частичку своего хорошего настроения другому. Эмоциональная поддержка детей | Участие в приветствии. Дети стоят на ковре полукругом. У настроения есть свой цвет. На сказочную поляну выпало много снежинок, все они разного цвета. Каждый выбирает такого цвета снежинку, которая похожа на его сегодняшнее настроение. | Психологическая гимнастика, психологические этюды, игровые моменты. | Психологическая готовность |
Вводно-организационный, 1-2 мин Интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Познание», ОО «Музыка» | Организация направленного внимания. | Организация образовательного пространства. Установление зрительного контроля, воспитатель задаёт детям вопросы. | Дети занимают свои места, прослушивают музыкальный отрывок, отвечают на вопросы воспитателя. | Звучат звуки метели. Беседа по услышанному: -Ребята, как вы думаете, что это за звуки? -В какое время года можно их услышать? -Какие признаки зимы Вы знаете? | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. |
Мотивационно – побудительный, 1-2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах | Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Создание проблемной ситуации, требующей разрешения. | Осознают и принимают поставленную задачу. | Создание проблемной ситуации: «За что мы любим зиму?» Беседа-рассуждение. Подготовка детей к сюрпризному моменту. (Слово воспитателя). Это действительно необыкновенное, волшебное время года. У меня такое настроение, что хочется совершить чудо! Хотите повстречаться с самой зимой? | Внутренняя мотивация на деятельность. |
Актуализация, 2-4 мин Интеграция ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы» | Актуализация имеющихся знаний и представлений о признаках зимы. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Идёт волшебница – зима!» Демонстрация репродукций художников К. Ф. Юон «Волшебница зима» и И. Э. Грабарь «Февральская лазурь». Воспитатель задаёт вопросы по увиденному и услышанному. | Чтение отрывка из стихотворения И. Никинина «Встреча зимы» Рассматривание репродукций с изображением картин художников К. Юона «Волшебница зима» и И. Грабаря «Февральская лазурь». Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя,вы сказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное. | (Рассказ воспитателя) «Зима несёт радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает многих людей: поэты пишут стихи, композиторы- музыку, художники-свои картины.» Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы» (см. приложение№1). Вопросы по содержанию стихотворения: -Понравилось ли вам стихотворение? -Как вы понимаете, выражение «кровь на морозе горит?». Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Идёт волшебница – зима!» (см. приложение №1) Вопросы: -Как вы думаете какое настроение было у автора когда он писал этот стих? - Какие картины, описанные в стихотворении дети вы видели во время экскурсии в заснеженный парк? Рассматривание иллюстраций с изображением картин художников К. Ф. Юона «Волшебница зима» и И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (см. приложение №2) Беседа по картинам: -Какую зиму увидел художник К.Ф. Юон? Почему? -Какие признаки зимы вы здесь увидели? -Какая зима изображена на картине И.Э. Грабаря? Почему? -Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эти произведения искусства? | Пробуждение в детях чувства нежности, очарования от увиденного, радости от чистоты и ясности картин. Воспитание эстетических чувств и любви к поэзии. Воспроизведение информации, не- обходимой для успешного усвоения нового. |
Восприятие и усвоение нового, расширение имеющихся представлений, 8-10мин Интеграция ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Музыка» | Закрепление знаний, полученных на предварительном этапе подготовки. Обобщение, воспроизведение знаний о зиме. Расширение представления об образе зимы в музыкальных произведениях. | Знакомство с музыкальным произведение П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года». Создание образа зимы. Знакомство детей с необычной техникой рисования – кляксографией и набрызгом. Показ образца, объяснения всех способов рисования. Организация взаимодействия в достижении результата. Под музыку воспитатель превращается в зиму. Надевает корону, накидку, берёт волшебную палочку. | Прослушивают музыкальное произведения П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года». Участвуют в обсуждении произведения, отвечают на вопросы. Фантазируют, составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя). Выполняют упражнения по образцу, если это необходимо, и т.д. | Детям предлагается отправиться в «зимнее путешествие». (Звучит отрывок произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского). Беседа по произведению: -Какой характер у этой музыки? -Что вы услышали в этом произведении? -Как рассказывает музыка о природе, как она звучит? - Что вы чувствуете, представляете, когда слушаете это произведение. Какая она по характеру? Активизация самостоятельного мышления. Знакомство с новой техникой рисования- рисование «набрызгом» и «кляксографией».Смешные слова, но это очень красиво получается на листе бумаги. (Показ образца, объяснение всех способов рисования). Наблюдение. Разучивание. Фантазирование. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления об образе зимы в музыкальных произведениях. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи. Любознательность и активность. |
Динамическая пауза, 1-2 мин Интеграция ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Коммуникация», ОО «Музыка». | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Проведение физкультминутки (игра «Волшебное превращение») | Участвуют в игре, проговаривают слова, выполняют физические упражнения по тексту стихотворения «Волшебное превращение». | Выполнение упражнения «Волшебное превращение» (см.приложение№3) Описание. Выразительные движения.Дети стоят свободно, руки вверх Выполняют упражнения по тексту(покачались, разбегаются,бегают, кружатся, приседают на корточки). Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. |
Практическая работа, 5-10мин Интеграция ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество». | Овладение способами нетрадиционной техники рисования, применение знаний, навыков и умений. | Объяснение воспитателем техники рисования кляксография, набрызг. Организация практической работы Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата. | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы). | Рисование: «Зимний вечер» Техника рисования кляксографией и набрызгом. Мы с вами нарисуем «Зимний вечер». У вас у каждого в розетках лежат звёздочки, домик, месяц. Снежинки будем делать из помидорных хвостиков. Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите звёзды, дом, снежинки на листе бумаги, где нарисуете кустики, дерево. | Овладение определённым объёмом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. |
Рефлексивно- корригирующий 3 мин Интеграция ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество» | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами. Подведение итогов НОД, обобщение полученных ребёнком знаний, умений и навыков. | Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. Оформление выставки творческих работ. Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционально го состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. | Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния. | Фронтальная, индивидуальная работа. Обсуждение творческих работ: -Что изображено на рисунке? -Что удалось сделать? -Что не получилось? -Что бы вы хотели добавить в своём рисунке? Подведение итогов НОД: -Что нового, вы сегодня узнали на нашей встрече? -Что больше всего вам запомнилось, понравилось? | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными препосылками учебной деятельности-умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООП ДО) |
Заключительный этап 3мин Закрепление полученных и имеющихся знаний. Интеграция ОО «Познание», ОО «Коммуникация» | Формирование умений слушать; направление внимания детей; формирование интереса к содержанию НОД. | Рассказ воспитателя о зиме сопровождается демонстрацией фильма о зиме. | Просматривают фильм о зиме. | (Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией фильма о зиме). «Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда всё вокруг замирает долгим зимним сном, и всё живёт ожиданием тепла и солнца. Зимние лютые морозы, вьюги, трескучий хруст снега под ногами,снежное убранство деревьев, косматые морозные узоры. Всё это волшебница-зима. | Сформированность представления об образе зимы. |
|
|
|
|
|
|