ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Учебные цели элемента
Дать представление о внутренней среде организации, ее основных элементах и протекающих в ней процессах- Показать предназначение и роль организационной структуры, узнать ее основные типы, познакомиться с основами их формирования и изменения.
Научить оценивать неограниченные возможности человеческого фактора организации и научиться разрабатывать методы их эффективного использования.
Сравнить особенности организационных культур и их возможное влияние на поведение и установки работников. Описать основные факторы формирования и условия поддержания и изменения организационной культуры.
Основные составляющие внутренней среды организации
Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. протекающих в ней процессов. Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая является интегрированной характеристикой и отражает -систему ценностей, культивируемые нормы деловых взаимоотношений и поведения, разделяемых персоналом (см. также модуль «Управление человеческими ресурсами»).
|
|
Внешнее окружение оказывает сильное влияние на формирование внутренней среды организации как открытой системы. Она во многом определяется миссией и целями организации, которые являются отражением внешней среды. Организация вынуждена изменять свою внутреннюю среду из-за необходимости адаптации к изменениям внешней среды.
В организации можно выделить следующие подсистемы:
• социальную — совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними; основу этой подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие, обеспечение соответствующего качества рабочей жизни и т.п.;
• производственно-техническую — материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии; призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услуги, предлагаемые организацией внешней среде (см. также модуль «Управление производством и операциями»);
• информационную — совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении организацией (см. также модуль «Управление информационными ресурсами»);
• экономическую — обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств, соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели (см. также модуль «Управление финансами»);
|
|
• маркетинговую — обеспечение потребностей клиентов в продуктах или услугах организации путем изучения рынка, создания системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж (см. также модуль «Управление маркетингом»).