double arrow

Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям

Формирование моральной готовности и психологической способности организуется в ходе осуществления морально-психо­логического обеспечения боевых действий. Морально-психоло­гическое обеспечение включа­ет в себя следующие основные виды работ:

Ø информационно-воспитательная работа;

Ø психологическаяподготовка;

Ø военно-социальная работа;

Ø защита войск от информационно-психологичес­кого воздействия;

Ø культурно-досуговая работа.

В рамках информационно-воспитательной работы при подготовке к бою (боевым дейс­твиям) важное значение имеет информированность военнослужащих о военно-политичес­кой обстановке в мире, стране, регионе; своевременное доведе­ние до них приказов и директив командования; данных об успехах своих войск; примеров мужества и героизма воинов.

С целью поддержания и восстановления морально-психоло­гических и физиологических сил военнослужащих и их мобилиза­ции на успешное решение боевых задач проводится культурно-досуговая работа. В ходе подготовки к ведению боя (боевых действий) важное значение для выработки у воен­нослужащих психологической устойчивости и готовности к выполнению поставленных задач приобретает психологическая подготовка. Ее основными зада­чами являются формирование навыков и умений поведения в бою, психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач. Сущность психологической подготовки проявляется в моде­лировании действий военно­служащих в боевых условиях и в конечном итоге создании у отдельных военнослужащих и воинских подразделений такого психологического ресурса, кото­рый позволил бы им действовать в бою как в знакомой, привыч­ной среде, быстро идентифици­ровать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и адекватно реагировать на них, сохранять необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке действия психотравмирующих факторов.

Принято подразделять психо­логическую подготовку на общую, специальную и целевую.

1.Общая психологическая подготовка проводится, как пра­вило, заблаговременно и обеспе­чивает формирование психологи­ческой готовности военнослужа­щих действовать в условиях сов­ременного боя против вероятного противника, а также психологи­ческой устойчивости к действию психотравмирующих факторов. Общая психологическая подготовка нацеливается на выработку у военнослужащих боеустойчивой психики, прежде всего таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость, выдержка. Военнослужащие обучаются приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психических состояний, методам немедикаментозного обезболи­вания, оказания себе и сослу­живцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремальных условиях (например, в плену), умению вводить в заблуждение и устрашать против­ника и т. д.

Важное значение имеет адап­тация военнослужащих к трудно­стям и лишениям военного вре­мени, к необходимости неуклонно выполнять требования дисципли­ны, беспрекословно подчиняться командирам и начальникам. Одной из центральных задач психологической подготовки войск к боевым действиям является задание ритмов и интенсивности функционирования их психической деятельности, харак­терных для боевой обстановки. Поэтому весь уклад жизни, рас­порядок дня, уровень напряженности учебно-боевой деятельнос­ти в период доукомплектования и боевого слаживания подразде­лений и воинских частей должны столь же полно задействовать психику военнослужащих, как и, боевые, условия. Необходимо приучать личный состав к походно-полевому быту, максимально полному самообслуживанию (начиная от самостоятельного устройства жилья, приготовления пищи и кончая отдельными заня­тиями по выживанию), к напря­женному режиму жизнедеятель­ности (путем подъемов по тре­воге, чередования активных фаз деятельности в разные периоды суток, сокращения времени на сон и отдых, создания дополни­тельных сложностей и препятс­твий и др.). Органы чувств человека, весь его организм и психика должны в максимальной степени привык­нуть к звукам, картинам, запахам, вкусовым и тактильным ощущени­ям боевой обстановки, научиться мгновенно и целесообразно реа­гировать на те или иные ее изме­нения. Полезными в этом отношении могут быть занятия с имитацией действий подразделений потенциального противника, его авиационных и огневых налетов, зараженных участков местности и др. Учебное поле, на котором проводится боевая подготовка, по внешнего виду, запахам, шумово­му фону должно напоминать поле боя. В ходе занятий создаются ситуации, которые во время войны вызывают растерянность, панику, психические срывы, нарушение связи, создание обстановки неизвестности, предельные темпы и нагрузки деятельности. Каждый военнослужащий, готовящийся к бою, должен хорошо представлять, с какими необычными явлениями в собственных ощущениях и чувствах, в реакциях и поведении сослуживцев он может встретиться в боевой обстанов­ке, уметь быстро нейтрализовать собственные отрицательные пси­хические состояния и оказывать первую психологическую помощь товарищам.

Именно знание о различных видах опасности, характерных для современного боя, о законо­мерностях реагирования челове­ка на них, способность управлять стрессами и энергетикой орга­низма и составляют то качест­во, которое называется психо­логической устойчивостью. А в соответствии с соответствующим эмоционально-волевым настро­ем, боевыми установками, уве­ренностью в собственных силах, развитой системой профессионально значимых качеств, умени­ем эффективно взаимодействовать с сослуживцами в бою оно образует психологическую готовность военнослужащего к бою.

2. Специальная психологи­ческая подготовка обеспечива­ет психологическую готовность и устойчивость военнослужащих применительно к конкретным видам боевых действий, с учетом особенностей боевой деятель­ности конкретных специалистов, в особых природно-климатичес­ких условиях. В ходе занятий по боевой под­готовке, а также специальных психологических тренингов, психотехнических игр,упражнений достигается целенаправленное, акцентиро­ванное развитие соответствую­щих качеств военнослужащих. Например, у разведчиков развиваются точность восприятия эле­ментов обстановки, способность ориентироваться в пространс­тве, времени, в сложных условиях, глазомер, устойчивость и распределяемость внимания, память, наблюдательность, сообрази­тельность и др. Военнослужащие в процес­се психологической подготов­ки должны быть адаптированы к природно-географическим (горы, пустыня, северные районы, тайга и т. д.), погодно-климатическим (высокие и низкие температуры воздуха, водно-солевой режим и т. д.), технико-технологичес­ким, режимным и иным условиям деятельности.

3.Целевая психологичес­кая подготовка проводится, как правило, перед началом боевых действий. Она направлена на формирование у военнослужащих психологической готовности на решение конкретной боевой задачи. Практика показывает, что зачастую простое знание тех психологических явлений, с которы­ми может столкнуться военно­служащий в сложных условиях, позволяет психологически под­готовиться к неблагоприятным событиям. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей по принци­пу «предупрежден - защищен». Учитывая действие психоло­гической закономерности, выра­женной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в пол­ной мере обеспечить военнослу­жащих необходимой информаци­ей о психологических особенностях боевой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: