Формирование моральной готовности и психологической способности организуется в ходе осуществления морально-психологического обеспечения боевых действий. Морально-психологическое обеспечение включает в себя следующие основные виды работ:
Ø информационно-воспитательная работа;
Ø психологическаяподготовка;
Ø военно-социальная работа;
Ø защита войск от информационно-психологического воздействия;
Ø культурно-досуговая работа.
В рамках информационно-воспитательной работы при подготовке к бою (боевым действиям) важное значение имеет информированность военнослужащих о военно-политической обстановке в мире, стране, регионе; своевременное доведение до них приказов и директив командования; данных об успехах своих войск; примеров мужества и героизма воинов.
С целью поддержания и восстановления морально-психологических и физиологических сил военнослужащих и их мобилизации на успешное решение боевых задач проводится культурно-досуговая работа. В ходе подготовки к ведению боя (боевых действий) важное значение для выработки у военнослужащих психологической устойчивости и готовности к выполнению поставленных задач приобретает психологическая подготовка. Ее основными задачами являются формирование навыков и умений поведения в бою, психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач. Сущность психологической подготовки проявляется в моделировании действий военнослужащих в боевых условиях и в конечном итоге создании у отдельных военнослужащих и воинских подразделений такого психологического ресурса, который позволил бы им действовать в бою как в знакомой, привычной среде, быстро идентифицировать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и адекватно реагировать на них, сохранять необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке действия психотравмирующих факторов.
|
|
Принято подразделять психологическую подготовку на общую, специальную и целевую.
1.Общая психологическая подготовка проводится, как правило, заблаговременно и обеспечивает формирование психологической готовности военнослужащих действовать в условиях современного боя против вероятного противника, а также психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов. Общая психологическая подготовка нацеливается на выработку у военнослужащих боеустойчивой психики, прежде всего таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость, выдержка. Военнослужащие обучаются приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психических состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремальных условиях (например, в плену), умению вводить в заблуждение и устрашать противника и т. д.
|
|
Важное значение имеет адаптация военнослужащих к трудностям и лишениям военного времени, к необходимости неуклонно выполнять требования дисциплины, беспрекословно подчиняться командирам и начальникам. Одной из центральных задач психологической подготовки войск к боевым действиям является задание ритмов и интенсивности функционирования их психической деятельности, характерных для боевой обстановки. Поэтому весь уклад жизни, распорядок дня, уровень напряженности учебно-боевой деятельности в период доукомплектования и боевого слаживания подразделений и воинских частей должны столь же полно задействовать психику военнослужащих, как и, боевые, условия. Необходимо приучать личный состав к походно-полевому быту, максимально полному самообслуживанию (начиная от самостоятельного устройства жилья, приготовления пищи и кончая отдельными занятиями по выживанию), к напряженному режиму жизнедеятельности (путем подъемов по тревоге, чередования активных фаз деятельности в разные периоды суток, сокращения времени на сон и отдых, создания дополнительных сложностей и препятствий и др.). Органы чувств человека, весь его организм и психика должны в максимальной степени привыкнуть к звукам, картинам, запахам, вкусовым и тактильным ощущениям боевой обстановки, научиться мгновенно и целесообразно реагировать на те или иные ее изменения. Полезными в этом отношении могут быть занятия с имитацией действий подразделений потенциального противника, его авиационных и огневых налетов, зараженных участков местности и др. Учебное поле, на котором проводится боевая подготовка, по внешнего виду, запахам, шумовому фону должно напоминать поле боя. В ходе занятий создаются ситуации, которые во время войны вызывают растерянность, панику, психические срывы, нарушение связи, создание обстановки неизвестности, предельные темпы и нагрузки деятельности. Каждый военнослужащий, готовящийся к бою, должен хорошо представлять, с какими необычными явлениями в собственных ощущениях и чувствах, в реакциях и поведении сослуживцев он может встретиться в боевой обстановке, уметь быстро нейтрализовать собственные отрицательные психические состояния и оказывать первую психологическую помощь товарищам.
Именно знание о различных видах опасности, характерных для современного боя, о закономерностях реагирования человека на них, способность управлять стрессами и энергетикой организма и составляют то качество, которое называется психологической устойчивостью. А в соответствии с соответствующим эмоционально-волевым настроем, боевыми установками, уверенностью в собственных силах, развитой системой профессионально значимых качеств, умением эффективно взаимодействовать с сослуживцами в бою оно образует психологическую готовность военнослужащего к бою.
2. Специальная психологическая подготовка обеспечивает психологическую готовность и устойчивость военнослужащих применительно к конкретным видам боевых действий, с учетом особенностей боевой деятельности конкретных специалистов, в особых природно-климатических условиях. В ходе занятий по боевой подготовке, а также специальных психологических тренингов, психотехнических игр,упражнений достигается целенаправленное, акцентированное развитие соответствующих качеств военнослужащих. Например, у разведчиков развиваются точность восприятия элементов обстановки, способность ориентироваться в пространстве, времени, в сложных условиях, глазомер, устойчивость и распределяемость внимания, память, наблюдательность, сообразительность и др. Военнослужащие в процессе психологической подготовки должны быть адаптированы к природно-географическим (горы, пустыня, северные районы, тайга и т. д.), погодно-климатическим (высокие и низкие температуры воздуха, водно-солевой режим и т. д.), технико-технологическим, режимным и иным условиям деятельности.
|
|
3.Целевая психологическая подготовка проводится, как правило, перед началом боевых действий. Она направлена на формирование у военнослужащих психологической готовности на решение конкретной боевой задачи. Практика показывает, что зачастую простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к неблагоприятным событиям. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей по принципу «предупрежден - защищен». Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в полной мере обеспечить военнослужащих необходимой информацией о психологических особенностях боевой деятельности.