Динамические процессы в малой группе. Групповая динамика

Динамические процессы - синоним гр. динамики, введенной К.Левиным. Предполагают процессы, кот. происходят в малой группе и обозначают ее переход от одной стадии к другой.

Процессы:

1. образование м. группы;

2. лидерство

3. гр сплоченность;

4. принятие гр решения;

5. пр раз-тия малой группы.

Групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум свой членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти многие другие образцы поведения и составляют динамику группы. В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах.

Конформность- процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое давление в сит-ях, когда нет прямого требования соглашаться с группой. Выделяют конформизм внешний, когда под давлением большинства группы индивид изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, остается при своем мнении. Внутренний конформизм проявляется индивидом, когда он доверяет определенной информации и демонстрирует свое полное согласие.

Второй стороной проблемы формирования группы является проблема групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей. Сплоченность отличается от групповой совместимости, которая означает, что данный состав группы позволяет обеспечить выполнение необходимых функций. Сплоченность означает, что группа интегрирована наилучшим образом и в ней создан такой уровень отношений, при котором все участники разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.

Сплоченность также обусловлена межличностной аттракцией. Причины взаимной симпатии могут быть вызваны частотой взаимодействия, его кооперативным характером, демократическим стилем руководства, угрозой со стороны других групп, успехом групповой деятельности, сходством ценностей и ожиданий у членов группы, привлекательностью группы для индивида и удовлетворенностью отношениями в ней и т. п. Возникшая на основе аттракции сплоченность, в свою очередь, приводит к повышению продуктивности деятельности группы.

Возникнув благодаря внешним обстоятельствам, малая группа переживает длительный процесс своего становления в качестве психологической общности. В ходе этого процесса группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности предметной деятельности группы все более разделяются отдельными участниками не потому. Эта деятельность становится такой значимой для каждого участника, что он принимает ее ценности не под влиянием группового давления, а самим фактом своего полного включения в нее.

При характеристике динамических процессов в группе возникают вопросы об организации и управлении групповыми процессами. Проблема лидерства и руководства является одной из важнейших проблем групповой деятельности. Различают понятия лидера и руководителя. Лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретных задач. Он демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния на поведение других. Мера притязаний лидера и мера готовности членов группы принять ведущую роль могут не совпадать. Следовательно, при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Феномен лидерства возникает как благодаря личностным качествам, так и в результате групповой деятельности, ситуаций внутригруппового развития.

№3. Основные этапы и методы НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Этапы научно-психологического исследования:

· формирование проблемы (ставится вопрос, решить какую-то задачу),

· выдвижение гипотезы (предположительный ответ на поставленный вопрос или проблему),

· осуществление проверки гипотезы (проверяется опытным путём с помощью методов),

· интерпретация результатов проверки гипотезы (соотнесение результатов с гипотезой)

· и делаются выводы о соответствии гипотезы и полученных результатов.

Наблюдение и эксперимент – основные методы, определяется как способ познания действительности. В психологии – совокупность методов, которые дополняют друг друга. Основные методы в психологии – наблюдение, беседа, эксперимент, тесты

Наблюдение - самый древний способ познания, экспериментатор не вмешивается в процесс. Перед началом наблюдения определяются: 1) цели и задачи, 2)далее объект наблюдения, 3) выбор способа наблюдения, 4) выбор способов регистрации наблюдения и обработка полученной информации.

Виды наблюдений:

· срез - кратковременное наблюдение отдельных параметров,

· лонгитюдное (продолжительное) наблюдение,

· выборочное наблюдение (отдельный объект из группы),

· сплошное наблюдение (фиксируются любые изменения в группе),

· включенное наблюдение (экспериментатор становится членом группы),

· самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение собственных психических процессов и их описание.

Беседа – получение информации средством общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Виды беседы:

· сбор анамнеза - сведений о прошлом испытуемого,

· изучение и оценка св-в и проявлений личности,

· интервью – получение инфо на заготовленные вопросы, не отклоняясь от вопросов,

· анкетирование – набор вопросов, связанный с задачей исследования,

· обобщение независимых характеристик – Платонов Константин Константинович.

Существует программа ведения беседы:

· задачи, нейтральные вопросы событийного характера, на отвлеченные темы, для расположения собеседника,

· вопросы на выяснение установок, мнений, оценок испытуемого (его отношение к чему-либо),

· углубленное уточнение информации у объекта (почему, как получилось),

· совместно с объектом намечаются конструктивные методы выхода из создавшейся ситуации,

· обработка информация и выводы психолога; эти сведения никогда не раскрываются педагогу или родителю,

· психолог дает рекомендации или советы, стоит на позиции ребенка, защищает его принципы (не навреди!).

Эксперимент – спец. организованная ситуация, где активно вмешивается исследователь; изучает влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных (напр., при изуч. устойчивого внимания, как влияет ТВ (независимая переменная) на устойчивость внимания (зависимая переменная) во время приготовления математического теста ребёнком).

· Требования при проведении эксперимента: возможность вызвать психический процесс в создаваемых условиях, возможность изменить психический факт в направлении, желаемом для экспериментатора, возможность последить психические явления от изменяемых условий, возможность неоднократного повторения эксперимента для всестороннего исследования.

· Виды эксперимента: лабораторный (спец и контролируемые условия с применением приборов), естественный (привычные условия для испытуемого), констатирующий – выявляет психические свойства испытуемого в изменяемых экспериментатором условиях, на основе полученных данных проводится формирующий эксперимент – направлен на развитие недостающих качеств личности, проводится в спец организованных условиях.

Тесты – психологическая процедура, позволяет определить степень выраженности способностей человека. Тесты - это пробы.

Требования к тестам:

· стандартизованность (содержание норм, которые обеспечивают сравнимость результатов теста, т.е. быть адаптированным к нашим условиям),

· валидность (достоверность, точность псих измерений т.е. тест должен измерять то, на что направлен),

· надежность теста (устойчивость результатов, которые измеряет).

Выбор теста включает три этапа:

· с какой целью проводится тестирование,

· грамотное проведение (время, инструкции,…),

· интерпретация результатов должна быть исходя из нашей научной концепции.

Виды:

· тесты интеллекта,

· тесты достижений, оценивают уровень овладения знаний и навыков,

· тесты личности, оценивают эмоционально-волевые качества психической деятельности и межличностные отношения,

· тесты проективные (напр тест Роршаха), оценивают реакцию человека на неопределенную многозначную ситуацию и особенности проектируются на ее ответы,

· тесты способностей, оценивают возможности индивида в овладении знаниями, умениями, навыками (тест ШТУР – школьный тест умственных способностей).

Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Этот метод исторический и одновременно генетический, ведь он разрешает проследить динамику жизненного пути человека, учитывая экономические, социальные, моральные, этнопсихологические и психофизиологические аспекты. Его предметом есть жизненный путь человека, а источниками биографической информации выступает сам человек и события среды, которая его окружает. Характеристика личности на основе биографического метода может вмещать такие разделы (Г. Щокин):

• данные жизненного пути;

• стадии социализации (семья, школа, вуз и т.п.);

• среда развития (место проживание, учебные учреждения, кружки по интересам и т.п.);

• интересы и любимые занятия в разные периоды жизни;

• состояние здоровья (в том числе заболевания, которые перенесенные человеком).

Выборочный метод.

Выборка - это процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных, для того, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений. В терминах вышеприведенного примера выборка представляла бы отбор, например, 1000 человек взрослого населения, но таким образом, чтобы опрос отобранных индивидов дал бы ту же информацию, что и опрос десятков миллионов человек.

Выборочное обследование по отношению к сплошному обладает рядом преимуществ: позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологической информации, добиться большей оперативности; имеет более широкую область применения и в ряде случаев позволяет получить более достоверные сведения, чем соответствующие сплошные обследования.

7. Внимание: основные феномены (объем, способность к распределению и др.) Виды внимания. Роль внимания в профессиональной деятельности госслужащего.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует под­разумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода пси­хической деятельности. В понятие направленности включается также и сохране­ние деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, — надо удержать этот выбор, сохранить его. Например, вы можете легко направить свое внимание на решение определенной задачи, но если вы не сможете сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли вы сможете решить эту задачу.

Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразуме­вается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность вни­мания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточен­ность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внима­ние, то одновременно с этим вы сосредоточиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредоточиваетесь на чем-либо, то вы направляете на это свою психическую дея­тельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не явля­ются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение — с углубленностью в занятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: