Малая группа. Общая характеристика групповой динамики

Виды групп

Одним из основных предметов исследования социальной пси­хологии являются малые группы и процессы, происходящие в них. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в психологии выделя­ется несколько видов групп:

Группы

Условные Реальные

Лабораторные Естественные


Большие Малые

Неорганизованные Организованные

Формальные / \ Неформальные

Группы членства Референтные


Положительные Отрицательные

Рис.6

Условные группы — это объединения людей, не имеющих непо­средственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом. Они различаются по характеру деятельности, полу, возрасту, на­циональности (например: пенсионеры, строители, подростки и т.д.). Люди, входящие в условные группы, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Напротив, реаль­ные группы объединяют людей, действительно связанных опреде­ленными отношениями, при этом размеры этих групп не ограниче­ны — от семьи до факультета или института.

Лабораторные группы объединяют людей, временно связанных для выполнения определенной деятельности (например, для про-


448 Часть П. Психология

ведения психологического эксперимента). Поэтому они недолго­вечны, в отличие от естественных групп, объединяющих людей в реальной жизни (сослуживцы, родственники и т.д.), и потому суще­ствуют столько, сколько существует та связь, та деятельность, кото­рая лежит в основе этих объединений.

Большие, т.е. состоящие из значительного числа людей, реаль­ные группы могут быть неорганизованными и организованными. Неорганизованные группы — это не имеющие определенной структу­ры, хаотические объединения людей, сплоченных каким-то эмо­циональным состоянием (например, паникой) или целью (наибо­лее ярким примером таких групп является толпа).

В организованные большие группы входят люди, объединенные не только общей деятельностью, но и имеющие общие нормы поведе­ния, ценности и традиции. Наличие четкой структуры и группово­го (общественного) мнения позволяет донести эти нормы, ценно­сти, цели до каждого человека, входящего в такую группу. В отли­чие от мальж групп, непосредственных контактов между всеми членами больших групп не существует в силу значительного числа людей, входящих в них.

Наличие такого непосредственного контакта и взаимодействия между всеми людьми, входящими в объединения, является важной характеристикой мальж групп. Именно их структура, взаимоотноше­ния между членами, механизмы, обусловливающие их сплоченность или разобщенность, процессы групповой дифференциации и стили руководства являются главным предметом исследования социаль­ной психологии. Наличие небольшого числа участников (обычно не более 10 человек), постоянные контакты и взаимодействие делают малые группы своеобразными психологическими лабораториями, в которых все процессы общения открыты для исследования.

Важной особенностью малой группы является и ее относитель­ная структурная простота, т.е., как правило, существует один авто­ритетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объеди­нены остальные члены группы. При этом размер группы не имеет значения и может достигать даже нескольких десятков человек (на­пример, класс). В том случае, если внутри малой группы появляют­ся другие лидеры, которых начинает поддерживать часть ее чле­нов, она превращается в структурно сложную и нередко распадает­ся на две или более группы.


Глава 9. Общие вопросы социал i.hou психолопш 449

Как уже бьшо сказано, выделяют формальные и неформальные малые группы. Формальные, или официальные, группы обычно име­ют юридический статус и заданную, нормативно закрепленную структуру, т.е. лидер такой группы обычно назначается и имеет фиксированные права и обязанности, так же как остальные члены группы. При этом права и обязанности каждого соотносятся с его статусным положением.

Неформальные группы — это добровольные объединениялюдей, связанных между собой общими интересами, симпатиями либо де­ловыми соображениями. Ни лидер, ни члены такой группы не име­ют фиксированных прав и обязанностей, но распределяют их меж­ду собой исходя из пользы дела и ситуации. Как правило, членов неформальной группы связывают между собой не только взаимо­действие, но и тесные дружеские контакты, взаимная симпатия, го­товность к содействию в трудной ситуации.

Каждый человек обычно является членом как формальной, так
и неформальной группы, а иногда и нескольких таких групп. Эти
объединения, в которые он реально входит, получили название
группы членства. Кроме того, в психологии выделяются и так назы-
ъаемыереферентные группы — сообщества, значимые для человека, с
которыми он соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности,
мнения и оценки которых он ориентируется. Референтная группа
может быть не только реальной (например, компания во дворе или
близкие друзья), но и условной (интеллигенция, бизнесмены). И в
том, и в другом случае референтная группа выступает в качестве
источника норм поведения, социальных установок и ценностных
ориентации людей. Выделяют «положительные» и «отрицатель­
ные» референтные группы. «Положительные» — те группы, с кото­
рыми человек идентифицирует себя, членом этих групп ему хоте­
лось бы стать. «Отрицательные» вызывают у субъекта неприятие и
протест. У каждого человека обычно имеется большое число рефе­
рентных групп, связанных с разными сторонами его жизни, инте­
ресами, занятиями и т.д. ""

Понятиегрупповойдинамики

В процессе развития малой группы в ней выделяются люди, имеющие разный статус. Этот процесс групповой дифференциа­ции происходит и в официальных, и в неофициальных группах. В официальных реальный и формальный лидер могут совпадать

29 - 4455


450 Часть II. Психология

или не совпадать между собой, причем расхождение или конфликт между ними нарушает всю деятельность такой группы.

Выделяют понятия лидера, социометрической звезды, предпо­читаемых и отверженных членов группы. Исследования механиз­мов групповой дифференциации и факторов, лежащих в основе предпочтений членов группы, были начаты в школе групповой ди­намики, созданной К. Левиным. Он предположил, что группа так­же может быть рассмотрена как динамическая система, формирую­щая социальное поле по аналогии с системой психологического поля личности. Социальное поведение людей в группе определяет­ся взаимоотношениями внутри нее, конкурирующими тенденция­ми, стремлениями отдельных членов группы, каналами общения. Групповое поведение является функцией общего состояния соци­ального поля, как поведение человека является функцией потреб­ностей и психологического поля. Развитие группы и выделение в ней лидеров, звезд и отверженных обусловлено динамикой лично­го и социального полей, их временной перспективной и существу­ющими барьерами. Изучение групповой динамики и работы Леви­на по снижению вероятности межгрупповых конфликтов и повы­шению потенциала каждого члена группы проложило дорогу и различным приложениям социальной психологии в практику, как Т-гругшы, тренинг сензитивности, институт лидерства.

Практические же методы исследования структуры группы связа­ны с работами Я. Морено, в которых получил обоснование метод со­циометрии. При его помощи выявляются статусные положения чле­нов группы, о которых упоминал ось выше. В самом простом варианте социометрический метод заключается в анализе выборов, осуществ­ляемых всеми входящими в группу людьми. При этом возможен один выбор (с кем бы вы хотели пойти в театр или готовиться вместе к эк­заменам) или три выбора по степени значимости (кого вы выбираете с первую очередь, во вторую и в третью). Ответы заносятся в социо­метрическую матрицу, которая и помогает проранжировать выборы и выявить статусное место человека в групповой иерархии. Если веду­щим параметром, на основании которого проводится выбор, являет­ся эмоциональный (симпатии и антипатии, проявляющиеся в выборе партнеров для проведения досуга), то человек, набравший самое большое число голосов, — это социометрическая звезда, или эмоцио­нальный центр группы. При выборе, связанном с реализацией дело­вых функций коллектива, ведущее место в иерархии получает лидер,


Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 451

т.е. человек, организующий деятельность членов группы, наиболее авторитетный и компетентный по мнению большинства. Как прави­ло, социометрическая звезда и лидер группы не совпадают между со­бой, и лишь в диффузных, только образовавшихся или временных коллективах эти роли тождественны друг другу.

Люди, занявшие достаточно высокие места в групповой иерар­хии, — это предпочитаемые члены группы, в то время как лица, не получившие ни одного выбора, — отверженные. Факторы, приводя­щие к групповой дифференциации, чрезвычайно многообразны, так как связаны и с видом группы (официальная или неофициаль­ная), и с ее деятельностью, и с временем существования, и с личны­ми качествами членов группы. В неофициальных группах и при до­статочно простой деятельности в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, эмпатий-ностью, чувством юмора и т.д. В официальных, сложно организо­ванных группах, в объединениях, главной целью которых является достаточно важная и трудная деятельность, на первый план выхо­дят организационные качества, умение спланировать и довести ра­боту до конца, правильно распределить обязанности, настоять на своем. Также неоднозначны и качества, приводящие к отверженно­сти, так как изолированными могут стать как люди неприятные, аг­рессивные, конфликтные, так и тихие, замкнутые, не умеющие об­щаться и налаживать контакты субъекты.

Четкая структурная организация группы и доброжелательные отношения повышают групповую сплоченность, которая выража­ется в частоте контактов между членами группы и общности их ценностных ориентации и установок. При этом сознательную спло­ченность необходимо отличать от конформности, о которой уже упоминалось в предыдущих главах, т.е. податливости человека ре­альному или воображаемому давлению группы.

Конформность проявляется в изменении поведения и устано­вок людей, принимающих навязанные группой стереотипы. Подчи­нение навязываемому группой мнению, как правило, связано с же­ланием заслужить одобрение или избежать порицания со стороны входящих в группу лиц. Экспериментальное исследование конфор­мности было начато в работах С. Аша и Р. Кратчфилда, разработав­ших метод «подставной группы». При этом испытуемый, попадав­ший в такую группу, не подозревая о предварительном сговоре ее членов, часто соглашался с заведомо неправильным мнением, вы-

29*


452 Часть П. Психология

сказываемым большинством (например, о том, что более короткая стрелка является более длинной).

Тот факт, что в экспериментальной группе большинство испы­туемых было склонно к конформной реакции, не доказывает, одна­ко, что эта же реакция будет проявляться и при взаимодействии с реальным коллективом. Оказалось, что при вхождении в незнако­мую группу уровень конформизма повышается, что расценивается как нормальная реакция человека на незнакомую обстановку, но­вые, еще не известные ценности людей и нормы отношения между ними. Постепенно самостоятельность в принятии решений повы­шается либо, в том случае если ценности и нормы группы не при­нимаются человеком, он выходит из нее. Степень конформности связана и со статусом человека (чем он ниже, тем выше может быть конформность), и с уровнем его приверженности группе, желани­ем во что бы то ни стало принадлежать к этому сообществу. Зависи­мость человека от группы вынуждает искать подлинного или мни­мого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Большое значение имеют индивидуальные и личностные характеристики человека (интел­лект, тревожность, внушаемость, компетентность и т.д.), а также его пол, возраст, например маленькие дети более конформны и внушаемы, чем взрослые люди. Необходимо помнить также, что в отличие от конформности (эффект которой исчезает при снятии группового давления) внушаемость предполагает сохранение при­нятых понятий и решений в течение длительного времени и после окончания процесса внушения.

Особым видом зависимости человека от мнения окружающих является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинст­ва, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. При этом люди также не могут следовать своим соб­ственным стремлениям, так как боятся согласиться с другими. Яр­кие проявления возрастного негативизма наблюдаются в кризисах 3 лет и подростковом, примером чего может служить просьба одно­го ребенка: «Пожалуйста, запретите мне рисовать, ведь мне так хо­чется немножко порисовать».

Таким образом, при анализе групповой сплоченности и единст­ва, а также групповых конфликтов необходимо отличать единооб­разие внутригруппового поведения, связанного с конформизмом,


Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 453

от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов. Точно также конфликты, проистекаю­щие от негативизма одного или нескольких членов группы, хотя и наносят урон ее целостности, не влияют на ценностную сплочен­ность, в отличие от разногласий, связанных с разницей в убежде­ниях.

Большое значение и для сплоченности, и для организации дея­тельности имеет стиль руководства, доминирующий в группе. Опи­сание наиболее распространенных стилей общения также принад­лежит К Левину. На основе двух параметров (содержание решений и приемы их выполнения) он выделил три стиля — демократический, авторитарный, попустительский, дав каждому из них развернутую характеристику и способы оценки. При авторитарном стиле систе­ма приемов воздействия на подчиненных основана на жестких спо­собах управления, пресечении любой, не исходящей от начальни­ка, инициативы и отсутствии коллективного обсуждения принима­емых решений. Демократический стиль, напротив, предполагает коллегиальность в принятии решений и планировании деятельно­сти при сохранении дисциплины и личной ответственности, поощ­рение инициативы, учет личных качеств, стремлений и склонно­стей подчиненных. Попустительский (или анархичный) стиль свя­зан с фактическим устранением руководителя от управления деятельностью группы, в которой нет распределения обязанно­стей, личной ответственности за порученное дело и плана деятель­ности. Решения руководства обсуждаются и критикуются группой, однако это не приводит к деловой инициативе и продуктивности.

вопросы

1.Какова структура общения?

2. Какие ведущие процессы или стороны общения выделяются в социальной
психологии?

3. В чем значение перцептивной стороны общения?

4. Какие механизмы формирования образа и понимания другого существуют в
психологии?

5. В чем суть каузальной атрибуции?

6. Какие эффекты определяют восприятие человека человеком?
'7. Каковы функции коммуникации в общении?

8. В чем причина возникновения коммуникативных барьеров?

9. Как влияет интеракция на развитие психики человека?

10. Какие виды групп выделены в социальной психологии?

11.Каковы характерные черты малой группы?

12. Что такое групповая дифференциация?


454 Часть И. Психология

13. В чем отличие лидера от социометрической звезды?

14. Что объединяет понятия «негативизм» и «конформизм»?

15. Каковы основные стили лидерства и в чем они выражаются?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Индивидуальные особенности и их влияние на восприятие и понимание
людьми друг друга.

2. Общая характеристика коммуникативных проблем межгруппового общения.

3. Роль игры в развитии личности и общения человека.

4. Конформизм, его достоинства и недостатки.

5. Проблемы каузальной атрибуции и формирования личной привлекательности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.П., Петровская Л.А. Современная социальная пси­
хология на Западе. М., 2001.

3. Кричевский Р.Л., Дубовскоя Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

4. Петровская Л,А. Компетентность в общении М., 1989.

5. Шибутани Э. Социальная психология СПб., 1999.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: