Виды групп
Одним из основных предметов исследования социальной психологии являются малые группы и процессы, происходящие в них. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в психологии выделяется несколько видов групп:
Группы
Условные Реальные
Лабораторные Естественные
Большие Малые
Неорганизованные Организованные
Формальные / \ Неформальные
Группы членства Референтные
Положительные Отрицательные
Рис.6
Условные группы — это объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом. Они различаются по характеру деятельности, полу, возрасту, национальности (например: пенсионеры, строители, подростки и т.д.). Люди, входящие в условные группы, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Напротив, реальные группы объединяют людей, действительно связанных определенными отношениями, при этом размеры этих групп не ограничены — от семьи до факультета или института.
Лабораторные группы объединяют людей, временно связанных для выполнения определенной деятельности (например, для про-
448 Часть П. Психология
ведения психологического эксперимента). Поэтому они недолговечны, в отличие от естественных групп, объединяющих людей в реальной жизни (сослуживцы, родственники и т.д.), и потому существуют столько, сколько существует та связь, та деятельность, которая лежит в основе этих объединений.
Большие, т.е. состоящие из значительного числа людей, реальные группы могут быть неорганизованными и организованными. Неорганизованные группы — это не имеющие определенной структуры, хаотические объединения людей, сплоченных каким-то эмоциональным состоянием (например, паникой) или целью (наиболее ярким примером таких групп является толпа).
В организованные большие группы входят люди, объединенные не только общей деятельностью, но и имеющие общие нормы поведения, ценности и традиции. Наличие четкой структуры и группового (общественного) мнения позволяет донести эти нормы, ценности, цели до каждого человека, входящего в такую группу. В отличие от мальж групп, непосредственных контактов между всеми членами больших групп не существует в силу значительного числа людей, входящих в них.
Наличие такого непосредственного контакта и взаимодействия между всеми людьми, входящими в объединения, является важной характеристикой мальж групп. Именно их структура, взаимоотношения между членами, механизмы, обусловливающие их сплоченность или разобщенность, процессы групповой дифференциации и стили руководства являются главным предметом исследования социальной психологии. Наличие небольшого числа участников (обычно не более 10 человек), постоянные контакты и взаимодействие делают малые группы своеобразными психологическими лабораториями, в которых все процессы общения открыты для исследования.
Важной особенностью малой группы является и ее относительная структурная простота, т.е., как правило, существует один авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы не имеет значения и может достигать даже нескольких десятков человек (например, класс). В том случае, если внутри малой группы появляются другие лидеры, которых начинает поддерживать часть ее членов, она превращается в структурно сложную и нередко распадается на две или более группы.
Глава 9. Общие вопросы социал i.hou психолопш 449
Как уже бьшо сказано, выделяют формальные и неформальные малые группы. Формальные, или официальные, группы обычно имеют юридический статус и заданную, нормативно закрепленную структуру, т.е. лидер такой группы обычно назначается и имеет фиксированные права и обязанности, так же как остальные члены группы. При этом права и обязанности каждого соотносятся с его статусным положением.
Неформальные группы — это добровольные объединениялюдей, связанных между собой общими интересами, симпатиями либо деловыми соображениями. Ни лидер, ни члены такой группы не имеют фиксированных прав и обязанностей, но распределяют их между собой исходя из пользы дела и ситуации. Как правило, членов неформальной группы связывают между собой не только взаимодействие, но и тесные дружеские контакты, взаимная симпатия, готовность к содействию в трудной ситуации.
Каждый человек обычно является членом как формальной, так
и неформальной группы, а иногда и нескольких таких групп. Эти
объединения, в которые он реально входит, получили название
группы членства. Кроме того, в психологии выделяются и так назы-
ъаемыереферентные группы — сообщества, значимые для человека, с
которыми он соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности,
мнения и оценки которых он ориентируется. Референтная группа
может быть не только реальной (например, компания во дворе или
близкие друзья), но и условной (интеллигенция, бизнесмены). И в
том, и в другом случае референтная группа выступает в качестве
источника норм поведения, социальных установок и ценностных
ориентации людей. Выделяют «положительные» и «отрицатель
ные» референтные группы. «Положительные» — те группы, с кото
рыми человек идентифицирует себя, членом этих групп ему хоте
лось бы стать. «Отрицательные» вызывают у субъекта неприятие и
протест. У каждого человека обычно имеется большое число рефе
рентных групп, связанных с разными сторонами его жизни, инте
ресами, занятиями и т.д. ""
Понятиегрупповойдинамики
В процессе развития малой группы в ней выделяются люди, имеющие разный статус. Этот процесс групповой дифференциации происходит и в официальных, и в неофициальных группах. В официальных реальный и формальный лидер могут совпадать
29 - 4455
450 Часть II. Психология
или не совпадать между собой, причем расхождение или конфликт между ними нарушает всю деятельность такой группы.
Выделяют понятия лидера, социометрической звезды, предпочитаемых и отверженных членов группы. Исследования механизмов групповой дифференциации и факторов, лежащих в основе предпочтений членов группы, были начаты в школе групповой динамики, созданной К. Левиным. Он предположил, что группа также может быть рассмотрена как динамическая система, формирующая социальное поле по аналогии с системой психологического поля личности. Социальное поведение людей в группе определяется взаимоотношениями внутри нее, конкурирующими тенденциями, стремлениями отдельных членов группы, каналами общения. Групповое поведение является функцией общего состояния социального поля, как поведение человека является функцией потребностей и психологического поля. Развитие группы и выделение в ней лидеров, звезд и отверженных обусловлено динамикой личного и социального полей, их временной перспективной и существующими барьерами. Изучение групповой динамики и работы Левина по снижению вероятности межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена группы проложило дорогу и различным приложениям социальной психологии в практику, как Т-гругшы, тренинг сензитивности, институт лидерства.
Практические же методы исследования структуры группы связаны с работами Я. Морено, в которых получил обоснование метод социометрии. При его помощи выявляются статусные положения членов группы, о которых упоминал ось выше. В самом простом варианте социометрический метод заключается в анализе выборов, осуществляемых всеми входящими в группу людьми. При этом возможен один выбор (с кем бы вы хотели пойти в театр или готовиться вместе к экзаменам) или три выбора по степени значимости (кого вы выбираете с первую очередь, во вторую и в третью). Ответы заносятся в социометрическую матрицу, которая и помогает проранжировать выборы и выявить статусное место человека в групповой иерархии. Если ведущим параметром, на основании которого проводится выбор, является эмоциональный (симпатии и антипатии, проявляющиеся в выборе партнеров для проведения досуга), то человек, набравший самое большое число голосов, — это социометрическая звезда, или эмоциональный центр группы. При выборе, связанном с реализацией деловых функций коллектива, ведущее место в иерархии получает лидер,
Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 451
т.е. человек, организующий деятельность членов группы, наиболее авторитетный и компетентный по мнению большинства. Как правило, социометрическая звезда и лидер группы не совпадают между собой, и лишь в диффузных, только образовавшихся или временных коллективах эти роли тождественны друг другу.
Люди, занявшие достаточно высокие места в групповой иерархии, — это предпочитаемые члены группы, в то время как лица, не получившие ни одного выбора, — отверженные. Факторы, приводящие к групповой дифференциации, чрезвычайно многообразны, так как связаны и с видом группы (официальная или неофициальная), и с ее деятельностью, и с временем существования, и с личными качествами членов группы. В неофициальных группах и при достаточно простой деятельности в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, эмпатий-ностью, чувством юмора и т.д. В официальных, сложно организованных группах, в объединениях, главной целью которых является достаточно важная и трудная деятельность, на первый план выходят организационные качества, умение спланировать и довести работу до конца, правильно распределить обязанности, настоять на своем. Также неоднозначны и качества, приводящие к отверженности, так как изолированными могут стать как люди неприятные, агрессивные, конфликтные, так и тихие, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты субъекты.
Четкая структурная организация группы и доброжелательные отношения повышают групповую сплоченность, которая выражается в частоте контактов между членами группы и общности их ценностных ориентации и установок. При этом сознательную сплоченность необходимо отличать от конформности, о которой уже упоминалось в предыдущих главах, т.е. податливости человека реальному или воображаемому давлению группы.
Конформность проявляется в изменении поведения и установок людей, принимающих навязанные группой стереотипы. Подчинение навязываемому группой мнению, как правило, связано с желанием заслужить одобрение или избежать порицания со стороны входящих в группу лиц. Экспериментальное исследование конформности было начато в работах С. Аша и Р. Кратчфилда, разработавших метод «подставной группы». При этом испытуемый, попадавший в такую группу, не подозревая о предварительном сговоре ее членов, часто соглашался с заведомо неправильным мнением, вы-
29*
452 Часть П. Психология
сказываемым большинством (например, о том, что более короткая стрелка является более длинной).
Тот факт, что в экспериментальной группе большинство испытуемых было склонно к конформной реакции, не доказывает, однако, что эта же реакция будет проявляться и при взаимодействии с реальным коллективом. Оказалось, что при вхождении в незнакомую группу уровень конформизма повышается, что расценивается как нормальная реакция человека на незнакомую обстановку, новые, еще не известные ценности людей и нормы отношения между ними. Постепенно самостоятельность в принятии решений повышается либо, в том случае если ценности и нормы группы не принимаются человеком, он выходит из нее. Степень конформности связана и со статусом человека (чем он ниже, тем выше может быть конформность), и с уровнем его приверженности группе, желанием во что бы то ни стало принадлежать к этому сообществу. Зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Большое значение имеют индивидуальные и личностные характеристики человека (интеллект, тревожность, внушаемость, компетентность и т.д.), а также его пол, возраст, например маленькие дети более конформны и внушаемы, чем взрослые люди. Необходимо помнить также, что в отличие от конформности (эффект которой исчезает при снятии группового давления) внушаемость предполагает сохранение принятых понятий и решений в течение длительного времени и после окончания процесса внушения.
Особым видом зависимости человека от мнения окружающих является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. При этом люди также не могут следовать своим собственным стремлениям, так как боятся согласиться с другими. Яркие проявления возрастного негативизма наблюдаются в кризисах 3 лет и подростковом, примером чего может служить просьба одного ребенка: «Пожалуйста, запретите мне рисовать, ведь мне так хочется немножко порисовать».
Таким образом, при анализе групповой сплоченности и единства, а также групповых конфликтов необходимо отличать единообразие внутригруппового поведения, связанного с конформизмом,
Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 453
от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов. Точно также конфликты, проистекающие от негативизма одного или нескольких членов группы, хотя и наносят урон ее целостности, не влияют на ценностную сплоченность, в отличие от разногласий, связанных с разницей в убеждениях.
Большое значение и для сплоченности, и для организации деятельности имеет стиль руководства, доминирующий в группе. Описание наиболее распространенных стилей общения также принадлежит К Левину. На основе двух параметров (содержание решений и приемы их выполнения) он выделил три стиля — демократический, авторитарный, попустительский, дав каждому из них развернутую характеристику и способы оценки. При авторитарном стиле система приемов воздействия на подчиненных основана на жестких способах управления, пресечении любой, не исходящей от начальника, инициативы и отсутствии коллективного обсуждения принимаемых решений. Демократический стиль, напротив, предполагает коллегиальность в принятии решений и планировании деятельности при сохранении дисциплины и личной ответственности, поощрение инициативы, учет личных качеств, стремлений и склонностей подчиненных. Попустительский (или анархичный) стиль связан с фактическим устранением руководителя от управления деятельностью группы, в которой нет распределения обязанностей, личной ответственности за порученное дело и плана деятельности. Решения руководства обсуждаются и критикуются группой, однако это не приводит к деловой инициативе и продуктивности.
вопросы
1.Какова структура общения?
2. Какие ведущие процессы или стороны общения выделяются в социальной
психологии?
3. В чем значение перцептивной стороны общения?
4. Какие механизмы формирования образа и понимания другого существуют в
психологии?
5. В чем суть каузальной атрибуции?
6. Какие эффекты определяют восприятие человека человеком?
'7. Каковы функции коммуникации в общении?
8. В чем причина возникновения коммуникативных барьеров?
9. Как влияет интеракция на развитие психики человека?
10. Какие виды групп выделены в социальной психологии?
11.Каковы характерные черты малой группы?
12. Что такое групповая дифференциация?
454 Часть И. Психология
13. В чем отличие лидера от социометрической звезды?
14. Что объединяет понятия «негативизм» и «конформизм»?
15. Каковы основные стили лидерства и в чем они выражаются?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.Индивидуальные особенности и их влияние на восприятие и понимание
людьми друг друга.
2. Общая характеристика коммуникативных проблем межгруппового общения.
3. Роль игры в развитии личности и общения человека.
4. Конформизм, его достоинства и недостатки.
5. Проблемы каузальной атрибуции и формирования личной привлекательности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.П., Петровская Л.А. Современная социальная пси
хология на Западе. М., 2001.
3. Кричевский Р.Л., Дубовскоя Е.М. Психология малой группы. М., 1991.
4. Петровская Л,А. Компетентность в общении М., 1989.
5. Шибутани Э. Социальная психология СПб., 1999.