Индивидуальная и групповая психотерапия

Тема 2.1 Общие проблемы индивидуальной психотерапии

Понятие индивидуальной психотерапии: научные основания, история возникновения, основные понятия, современные теории. Психотерапевт как инструмент лечебного воздействия. Психотерапевтический процесс. Биполярная терапия.

Первые научные предпосылки психотерапии. Теория психоанализа и метод свободных ассоциаций З. Фрейд. Клиент–центрированная психотерапия К. Роджерс. Телесно–ориентированная терапия А. Лоуэн. НЛП.

Цели индивидуальной психотерапии в рассмотрении различных теоретических школ. Универсальные цели для различных теоретических школ.

Психологическое консультирование и психотерапия, сходства и основные отличия.

Тема 2.2 Терапевтические принципы современных психологических направлений

Теории личности и терапевтическая практика. Основные функции теорий личности в психотерапевтической практике. Основные принципы современных психологических направлений (психоанализ, индивидуальная терапия, терапия поведения, рационально-эмоциональная терапия, клиент–центрированная терапия, экзистенциальная терапия).

Личность терапевта и профессиональная этика. Свойства и качества личности необходимые для консультанта.

Этический кодекс психотерапевта в области психотерапии (границы компетентности, описание и/или объяснение результатов психологической работы, уважение права других оставаться другими, недискриминация, непосягательства на честь и достоинство клиентов, отношение к личным проблемам, ненанесение вреда, правильное использование психологических знаний, правильное использование результатов работы, отсутствие бартера с клиентами, денежное вознаграждение, ведение профессиональном и научной документации).

Влияние профессиональной деятельности на личность терапевта. Синдром профессионального выгорания. Профессиональная подготовка.

Тема 2.3 Теоретические основы психоанализа

Жизненный путь З. Фрейда. Основные положения учения 3. Фрейда. Психоанализ: основные концепции, уровни психики, структура личности, стадии психосексуального развития. Эдипов комплекс, комплекс Электры. Регрессия, фиксация. Защитные механизмы эго: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, сублимация, отрицание. Техника психоанализа. Психоанализ, как каузальная психотерапия.

Свободные ассоциации. Анализ сопротивления. Анализ переноса. Трансфер, контртрансфер. Интерпретация. Анализ сновидений и ошибочных действий. Показания и противопоказания к практике психоанализа. Личность аналитика. Самоанализ.

Тема 2.4Аналитическая психология и психотерапия

Жизненный путь и концепция К. Юнга.

Понятие комплексов. Юнгианская структура личности (эго, личное бессознательное, коллективное бессознательно). Архетипы (анима, анимус, персона, тень, самость, мудрец, бог).

Типы личности: экстраверты и интроверты.

Методика ассоциативного эксперимента. Анализ сновидений.

Песочная терапия Юнга: структура, предназначение, особенности ведения.

Тема 2.5Индивидуальная психология и психотерапия

Жизненный путь Альфреда Адлера.

Основные положения учения Адлера: индивидуум как единое и самосогласующееся целое, человеческая жизнь как активное стремление к совершенству, индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое, социальная принадлежность индивидуума, индивидуальная субъективность).

Понятие о целостности, как главном принципе теории. Чувство неполноценности как результат направленного семейного воспитания. Детский план, как дальнейшее направление жизни.

Анализ семейных взаимоотношений и стиля семейного воспитания. Ранние воспоминания как проективная техника адлерианской теории личности.

Тема 2.6Психотерапия, ориентированная на тело

Основные школы телесно–ориентированной терапии. Термин «психосоматика» в понимании И. Хайнротта. Анализ характера и практика вегетотерапии Вильгельма Райха. Теория «мышечного панциря». Семь сегментов «мышечного панциря». Инструментарий телесной терапии по В. Райху.

Структурная интеграция Иды Рольф. Глубокий массаж. Техника Ф. Александера. Фундаментальные принципы метода Александера: принцип торможения, принцип директивы.

Биоэнергетический анализ А. Лоуэна. Подавление чувств как причина неврозов, депрессии и психосоматических расстройств. Пять типов человеческого характера по А. Лоуэну. Основные приемы биоэнергетики: арка Лоуэна, «тазовая» арка.

Танцевальная психотерапия. Функции, формы танце –– двигательной терапии.

Тема 2.7 Психотерапия, центрированная на клиенте

Жизненный путь К. Роджерса. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса. Феноменологическая позиция К. Роджерса. Феноменологическое направление как реальное для индивида. Его взгляд на природу человека. Тенденция актуализации –– руководящий мотив жизни. Механизмы защиты: искажение восприятия, отрицание.

Терапия, центрированная на клиенте. Терапевтические условия необходимые для конструктивных личностных изменений.

Методы и техники клиент-центрированной терапии: рефлексивная техника, техника обобщения, метафора, эмпатические ответы.

Тема 2.8 Гештальттерапия

Гештальт как целостный образ. Основные положения учения Ф. Перлза. Фигура и фон. Три элемента фона И. Польстер. Цикл контакта по П. Гудмену, структура контакта по Зинкеру. Механизмы защиты психики: конфлюэнция, ретрофлексия, интроекция, проекция, дефлексия.

Методы и техники индивидуальной гештальттерапии. Эксперимент. Здесь и сейчас. Работа со сновидениями. Телесная работа. Пустой стул. Терапевтические интервенции: работа с механизмами сопротивления, побуждением к осознаванию, телесный резонанс, отражение чувств, амплификация, конфронтация и поддержка, отражение прошлого опыта терапевта.

Этические принципы в построении контакта «терапевт –– клиент». Кодекс EAGT: компетентность, отношения терапевта и клиента, конфиденциальность, контракт с клиентом, реклама, безопасность, исключительные обстоятельства.

Тема 2.9 Нейролингвистическое программирование

Основы НЛП. Понятие о НЛП. Основные положения. Двери восприятия информации. Язык и репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Ведущая модальность. Синестезия.

Язык и репрезентативные системы. Предикаты. Глазные и другие сигналы доступа. Особенности использования и практические возможности.

Метод «якоря». Рефрейминг. Техники «взмах», «взрыв».

Визуально-кинестетическая диссоциация. Терапевтическая метафора.

Тема 2.10 Введение в групповую психотерапию, ее теоретические основы

Понятие групповой психотерапии: научные основания, история возникновения, основные понятия, современные теории.

Отличительные особенности различных подходов в современных теориях групповой психотерапии.

Достоинства и ограничения в применении индивидуального и группового методов в психотерапии.

Психология группы, эффект группового воздействия: определение группы, признаки группы, классификация групп, психокоррекционная, и ее отличительные особенности.

Общие требования к комплектованию групп: состав (численность; возрастной, половой, психологический состав), критерии однородности–разнородности; показания–противопоказания; частота и длительность занятий.

Руководство группой: стиль руководства, личность руководителя (личные качества), функции руководителя (эксперт, катализатор, дирижер, активный партнер). Этические принципы работы.

Основные типы исследовательских ориентаций межличностных отношений: личностная и межличностная, межгрупповая, групповая.

Модель тренинговых групп: определение, этапы обучения (представление себя, обратная связь, экспериментирование). Функции, руководителя группы, приобретение коммуникативных умений поведения, коммуникация чувств, активное слушание, обратная, конфронтация).

Механизмы групповой психотерапии: тестирование реальности, перенос, стимуляция переноса, множественные переносы, коллективный перенос, невроз переноса, идентификация, универсализация, сцепление, групповое давление, интеллектуализация, облегчение и катарсис, отреагирование.

Модель групп встреч как терапевтической группы: определение, основные принципы (открытость и честность; осознание своего Я; ответственность; внимание к чувствам; «здесь и теперь»), техника занятий (установление контакта; построение доверительных отношений; изучение конфликтов; анализ сопротивления; соучастие и поддержка).

Тема 2.11 Основы групповой динамики

Понятие «групповая динамика» и ее основные законы (доминирование целого над частями, объединение элементов в целое). Действие основных законов групповой динамики. Факторы, определяющие цели группы.

Основные элементы групповой динамики: цели и нормы группы, структура группы и проблемы лидерства, сплоченность группы (факторы, содействующие сплоченности) и ролевое поведение в группе (обособляющий, ведомый, лидирующий, сотрудничающий типы поведения), фазы развития группы.

Психокоррекционное влияние групповой терапии: сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, множественный перенос, межличностное обучение, развитие межличностных умений, имитирующее повеление, катарсис (по Ялому); участие в работе группы, эмоциональная поддержка, помощь другим, самопредьявление, отреагирование, обратная связь, инсайт, коллективный эмоциональный опыт, проверка и обучение новым способам поведения, получение новой информации и социальных навыков (по Кратохвилу). Феномен групповой сплоченности и его влияние на социальное поведение. Лечебные факторы психотерапевтической группы.

Тема 2.12Групп-анализ

Теоретические основания групп–аналитической психотерапии: определение, общая концепция и суть психотерапии.

Слойная модель группового процесса: поверхностный слой, слой переноса и контрпереноса, глубокий бессознательный слой, сегментарная теория группы.

Основополагающие принципы групп–анализа: понимание групповой ситуации, взаимная осознанность и коммуникации, формирование групповой культуры и традиций, понимание движущих сил.

Цель и сущность групп–анализа. Методы работы психотерапевта, ориентированного па групп–анализ. Основные принципы поведения ведущего групп–анализа. Стадии групповой динамики.

Механизмы групп–аналитической психотерапии: рефлексия, сопротивление, психологическая защита, навязчивый повтор, перенос.

Тема 2.13 Терапия, центрированная на группе

Сходство и различия индивидуальной и групповой терапии: расширение опыта, обеспечение поддержки, катализ самораскрытия, свобода выбора, взаимопомощь, равновесие, развитие группы и определение темы.

Процесс групповой терапии: организация и процедура, начало работы в группе, развитие группы.

Групп-центрированная терапия как процесс. Групповой психотерапевт. Члены группы как терапевты.

Сравнительный анализ терапии, центрированной на группе.

Тема 2.14 Психодрама

Теоретические основания психодрамы: история возникновения, социономия, социометрия.

Методика психодрамы (определения метода и ее психологические основы) и ее основные элементы (режиссер, протагонист, вспомогательные игроки, зрители, сцена). Требования к психодраматической группе.

Фазы психодрамы: разогрев, действие, обмен чувствами, шеринг, процессинг.

Основные и вспомогательные техники психодрамы: представление себя, исполнение роли, монолог с двойником, обмен ролями, «зеркало», техника «Мидаса», «пустой стул», «горячий стул», «скульптура семьи», «близкие и далекие».

Тема 2.15 Гештальттерапия в групповой работе

Основные понятия гештальттерапии. Механизмы прерывания контакта и групповая динамика: проекция, интроспекция, ретрофлексия, дефлексия, слияние.

Ступени терапевтического процесса: «здесь и теперь», осознание проблемы, начало эксперимента, углубление эксперимент, исследование альтернативных форм поведения, интеграция. Основные техники гештальттерапии.

Типы эксперимента: положение о незавершенных ситуациях; работа с гневом, страхом, горем; «горячий стул»; работа со сновидениями; возвращение отторгнутых частей себя; межличностная конфронтация; работа с телом.

Методика групповой работы: фазы обсуждения случая в группе.

Тема 2.16 Поведенческая терапия

Теоретические основания поведенческой психотерапии.

Методы поведенческой терапии: систематическая десепситизация (обучение релаксации, построение иерархии, десепситизация стимула), наводнение вызывающими тревогу стимулами, постепенное действие стимулов, моделирование с участием в процедуре, обучение уверенности в себе и своих способностях, аверсивная терапия, положительное подкрепление.

Методические компоненты группы тренинга умений: учебная модель, постановка цели, измерение и оценка.

Терапевтическая модель группы тренинга умений: оценка уверенности в себе, репетиция поведения (моделирование, инструктаж, подкрепление), релаксационный тренинг, «домашняя работа».

РАЗДЕЛ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: