Психологическое содержание профессиональной деятельности госслужащего

Профессия государственного служащего – профессия в системе «человек-человек», где общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую категорию, государственный служащий не просто работник, а человек, олицетворяющий власть и выступающий от ее лица.

Специфика труда государственных служащих состоит в том, что они выполняют работу, которая выражается в обосновании целей и направлений общественного развития; занимают должности в государственных организациях, что позволяет проявлять государственную власть; обеспечивают условия функционирования государственной власти и государства; обладают особым предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых и одновременно обслуживаемых граждан.

Профессиональную деятельность государственного служащего можно охарактеризовать как сложную многофункциональную деятельность, сочетающую в себе как исполнительскую, так и управленческую составляющую и «инновационную» направленность, связанную с необходимостью принимать нестандартные решения в условиях реформ, которые предъявляют специфические требования к личностно-профессиональным качествам работников. При этом от госслужащих как субъектов профессий типа «человек – человек», «человек – общество» неизбежно требуется способность моделировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний и объединений, способность успешно действовать в особых и быстро меняющихся условиях. Таким образом, профессиональная деятельность госслужащих, с одной стороны, зависит от объективных общественно-политических, экономических условий, а с другой – от способов реализации «внутренних характеристик личности» в новых формах и средствах управления.

По долгу служебной деятельности государственный служащий постоянно общается с гражданами, руководителями предприятий, организаций, различных учреждений и подразделений органов власти, т.е. деятельность носит коммуникативный характер. Это предполагает наличие профессионально-значимых коммуникативных умений и навыков осуществлять социальное взаимодействие, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач, устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях. Государственный служащий в ходе выполнения своих функций находится всегда в центре межличностных отношений, практически всегда наделен властными полномочиями, естественно, проблема формирования контактов с окружающими людьми тесно связана с проблемой взаимодействия. Воздействовать, влиять в процессе коммуникации для профессионала, осуществляющего служебную деятельность, значит грамотно управлять, быстро принимать решения, эффективно достигать желаемого результата. Коммуникативный характер деятельности государственного служащего, проявляющийся в интенсивности социальных, межличностных контактов, а часто и лимит во времени делают коммуникативное воздействие универсальным средством и способом достижения необходимого профессионального результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: