Теория кризисов психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)

Формирование личности — это процесс освоения общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения зна­ний, умений, способов действий. Формирование личности — это, преж­де всего, формирование новых мотивов и потребностей, их преобразо­вание, соподчинение и др. Мотивы и потребности невозможно усвоить: «знать, что нужно делать, к чему следует стремиться — не значит хо­теть это делать, действительно к этому стремиться»1. Новые потребно­сти и мотивы, а также их соподчинения возникают только в процессе переживания или проживания ситуации. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека и является всегда эмоционально на­сыщенным.

Любая личность развивается постепенно, проходя определенные этапы, каждый из которых поднимает личность на качественно иную ступень развития.

Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л. С,).

Любой кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития ребенка.

Первая из них — разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса — это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. «Здесь всегда осуществляются и конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода»,— подчеркивает В. В. Давыдов. Речь идет об уже известных нам психологических новообразованиях.

По А.Н. Леонтьеву кризис - свидетельство не совершившегося своевременно перехода. В работах 40-70х годов кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Фрустрация этого стремления - источник трудностей поведения. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции. Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода. Позиция Д.Б. Эльконина: кризис - норма онтогенеза, условие кризиса -расхождение между операционально- потребностной сторонами деятельности ребенка.

Характеристики критических периодов.

1)Определенная неотчетливость границ начала и конца, резко выраженная кульминация кризиса (связана с мобильностью возрастных границ), т.е. кризис возникает и кончается незаметно, но середина представляет собой резкое обострение.

2)Ребенок меняется в целом за короткий срок.

3)Трудновоспитуемость ребенка, конфликтность внешняя и внутренняя.

4)Негативный характер развития - на первом плане - отмирание уже сформи­ровавшегося на предыдущей ступени (например, падение успеваемости). За негативными чертами стоит позитивное развитие личности. Возникают но­вообразования. Например, в 3 года «неуправляемость» приводит к формированию самостоятельности.

5) Внутренняя растерянность, переоценка других и себя.

Современные исследователи определяют кризис как приобретение опы­та преодоления.

6.Мобильность возрастных границ.

7. Уровни психического развития не могут быть измерены постоян­ными методами, они должны быть соотнесены тем требованиям, которые предъявляет общество к психическому развитию.

8.Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на пси­хическое развитие личности вне ее собственной активности.

9. Индизидуализация возрастного развития:

•индивидуальны сроки наступления возраста.

•сензнтивностъ отдельных воздействий для конкретного индивида различна,

•различен темп, ритм приближения к зрелости,

•существуют индивидуальные варианты сочетания индивида, субъекта дея­тельности и личности.

10. Неравномерность отдельных сторон психического развития.

11. Гетерохронность - несовпадение физической зрелости с социальной или гражданской или умственной работоспособностью.

Например, акселерация - процесс ускорения развития детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: