Современная западная философия (неопозитивизм, постпозитивизм)

Позитивизм. О.Конт (1798-1857). Исследование позитивного (положительное) научного знания. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему “положительного” знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания. “Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой”. Позитивизм выступает с требованием ‘чистого опыта’, т.е. исследования явлений без философии и какого-либо оценочного знания. Конт полагал, что позитивная философия должна представлять собой окончательное состояние человеческого ума, ибо наблюдение – это универсальный метод приобретения знаний. Развитие же науки Конт понимает как накопление полученных знаний и прежде всего законов. Знания, т.о., предстают как описательные знания и противопоставляются тенденции объяснения. Познание у Конта не идет дальше эмпирического мира, т.е. мира феноменов.

Неопозитивизм начинается в 20-3- гг 20 века - борется за “подлинную философию”, критикует метафизику. Философия должна быть преобразована, к ней необходимо предъявить строгие требования, которые сложились в современном естествознании и математике.

Первый вариант неопозитивизма - логический неопозитивизм. Считает, что задача философии сводится к логическому анализу научных высказываний и обобщений. Все высказывания делятся на три основные категории: 1) логико-математические (аналитические); 2) эмпирические (синтетические); 3) метафизические (научно-неосмысленные).

Философия должна проанализировать высказывания, имеющие хождения в науке, на основе анализа изъять из науки все научно-неосмысленные высказывания, обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения. Критерием научности была вдвинута верификационная концепция или принцип верификации высказываний (от лат - истина). Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказывания с непосредственным опытом человека.

Однако, в ходе исследований выявилось, что многие высказывания науки невозможно свести к непосредственному опыту (о фактах прошлого и высказывания, носящих широкий, обобщающий характер, формулирующих законы природы). Логический позитивизм встал перед дилеммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо дать новое истолкование принципа верификации. Критики неопозитивизма показали, что сам принцип верификации не может быть верифицируемым. так обнаружилась внутренняя противоречивость исходных установок неопозитивизма. Наука опирается на опыт. Но не может развиваться только на основе опыта.

Постпозитивизм. Основными представителями постпозитивизма являются К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и Дж.Холтон.

К.Поппер (1902-1994). Основные работы: “Открытое общество и его враги”, “Логика научного исследования”, “Объективное знание”, “Реализм и цель науки”.

Считал неудачи с концепцией верификации не случайными, т.к. методология верификации строится на на убеждении, что знание м.б. абсолютно истинным, а это неверно. Рано или поздно на смену одной теории приходит другая, т.о. задача эпистемологии, т.е. философии научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Настоящая наука не должна бояться опровержений: рациональная критика и постоянная коррекция фактами является сутью научного познания. Поэтому свою философию Поппер называет критическим рационализмом.

Считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единичным высказываниям (это суть гипотетико-дедуктивного метода). Т.к. ни одна теория не м.б. подтверждена окончательно, то она, по определению, имеет гипотетический характер, т.е. ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Всякая теория ненадежна, подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно теорию подтвердить нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Сформулировал принцип фальсифицируемости – принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке, как критерий демаркации науки от ненауки. Научной теорией признается лишь та концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, и, следовательно, в любой момент она может оказаться фальсифицированной.

Т.Кун (1922-???). Основная работа – “Структура научных революций”.

Основной прогресс в получении и расширении знания происходит не тогда, когда ученые вовлечены в попперовские критические дискуссии, а когда сплоченная единством взглядов и основных идей группа специалистов занимается планомерным и настойчивым решением конкретных научных задач. Эта форма исследования называется ‘нормальной’ наукой. Парадигмой Кун называет совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследований, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами “научного сообщества”. В зрелых научных дисциплинах в период их устойчивого, нормального развития может быть только одна парадигма.

Революция в науке – это смена парадигм. У ученых накапливаются вопросы, головоломки (аномалии), которые не удается решить в условиях существующей парадигмы. Когда их число становится критичным, начинается период кризиса в науке, бурных дискуссий, обсуждения фундаментальных проблем. Так на смену старой приходит новая парадигма. Длительные периоды поступательного развития и накопления знания в рамках одной парадигмы сменяются короткими периодами кризиса, ломки старой и поиска новой парадигмы.

Имре Лакатос (1922-1974). Основные работы: “Доказательства и опровержения”, “Фальсификация и методология научно-исследовательских программ”.

Выдвинул методологию научно-исследовательских программ. Основная проблема для него – объяснение значительной устойчивости и непрерывности научной деятельности. Подчеркнул важность сравнения теорий друг с другом. К тому же сравнивать надо не просто теории, а научно-исследовательские программы (они содержат в себе несколько теорий). Структура научно-исследовательской программы состоит из жесткого ядра программы – это то, что является общим для всех ее теорий, т.е. это метафизика программы (наиболее общие представления о реальности, которую описывают входящие в программу теории); негативной эвристики – совокупность вспомогательных гипотез, которые предохраняют ее ядро от фальсификации, от опровергающих фактов, своего рода “защитный” пояс программы; позитивная эвристика – стратегия выбора первоочередных проблем и задач, которые должны быть решать ученые, позволяет определенное время игнорировать критику и аномалии и заниматься конструктивными исследованиями.

П.Фейерабенд. Критикует кумулятивизм, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний. Ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теорий. Теории дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Отрицает возможность универсального метода. Критерии рациональности не абсолютны, они относительны. Заслуга Фейерабенда состоит в настойчивом отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука предстает как процесс размножения теорий, здесь нет единой линии.





Подборка статей по вашей теме: