К. Поппер и идея роста научного знания; принцип фальсифицируемости

Особое место в дальнейшем раскрытии пути роста объективного знания следует отвести К. Попперу, который работал в 20 в.в период сосуществования разных этапов научного познания. Работа связана с направленностью на раскрытие путей, которыми движется наука, т.е.с раскрытием нормативов научного мышления, где теории проверяются на истинность эмпирически, но сложным путем, включающим звено выдвижения гипотез. Научный путь познания был понят им как становление надындивидуальных схем критического мышления научного сообщества.

Основным нормативом роста объективного знания К.Поппер считал выведение из теорий(как дедуктивных конструкций) следствий, проверяемых опытным путем. В экспериментальном или другом теоретико-эмпирическом исследовании проверяются именно эти предполагаемые следствия – гипотезы как высказывания, истинность или ложность, которых неизвестна, но может быть установлена опытным путем. Эксперименты проводятся для того, чтобы эмпирически проверять научные гипотезы, утверждающие причинно-следственные отношения между переменными.

И.ЛАКАТОС И КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ЕДИНСТВА ЛОГИКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ.

Имре Лакатос, анг.исследователь методологического фальсификационизма, как и Т.Кун, не ограничился критикой положений логического позитивизма, а попытался построить развернутую концепцию научно-познавательной деятельности. В центре ее стоит понятие исследовательской программы, основанной на внутреннем единстве логики доказательств и опровержений. Осуществляя логическую реконструкцию реального процесса научного познания, Лакатос пришел к выводу, что он протекает в форме движения от «наивной догадки»(правильной в отношении весьма простых случаев) к достаточно сложной формуле, охватывающей большой спектр объектов. Внутренним механизмом такого движения выступает критический анализ имеющейся исходной гипотезы(наивной догадки) через попытки ее доказательства с помощью мысленного эксперимента с идеальным объектом, в отношении которого сформулирована исходная гипотеза.

ПОНЯТИЕ ПАРАДИГМЫ И НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ПО Т.КУНУ.

Т.Кун ввел целый ряд основополагающих понятий для описания закономерностей функционирования и развития науки.

Научная парадигма – совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности. В определенном смысле общепризнанная парадигма является основной единицей измерения для всех, изучающих процесс развития науки. Эта единица как целое не может быть сведена к ее логическим составляющим. Формирование парадигм является признаком зрелости научной дисциплины, т.е.показателем выхода дисциплины на стадию «нормальной науки». Начальные этапы принятия парадигмы обычно связаны с созданием специальных журналов, организацией научных обществ, требованиями о выделении специальных курсов в университетах. Парадигмы укрепляются по мере того, как их использование приводит к более быстрому успеху, чем применение конкурирующих с ними способов решения острых исследовательских проблем.

Нормальная наука – стадия развития научного знания, на которой в основном, осуществляются накопление и систематизация знания в рамках сложившейся парадигмы и разработка парадигмальной теории в целях разрешения некоторых оставшихся неясностей и улучшения решения проблем, которые ранее были затронуты лишь поверхностно. Открытия начинаются с осознания аномалий, т.е.с установления того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания. Это приводит к расширению исследований в области аномалии. Возникает парадокс – как нормальная наука, не стремясь непосредственно к новым открытиям и намереваясь вначале даже подавить их, может служить инструментом, порождающим эти открытия. Ответ состоит в том, что аномалия может проявиться только на фоне парадигмы. Чем более точна и развита парадигма, тем более чувствительным индикатором для обнаружения аномалии она выступает.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Научное познание от всех видов ненаучного отличается след.признаками:

- основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, экономических, политических и др.

- целью является обнаружение истины

- наука ориентирована быть руководством к действию

- в процессе научного познания применяются специфические материальные средства(приборы, оборудование)

- строгая доказательность, обоснованность, достоверность выводов

- проверяемость знания, которая достигается с помощью практики(в естесств.науках), логики(в математике).

Существует строгая структура научного познания:

1 этап: постановка проблемы. Проблема – это содержание того, что нужно познать. Проблема вытекает из уже имеющегося знания, она не строится на фантазии исследователя. Проблемы возникают в результате несоответствия имеющейся теории новым наблюдениям, или в результате столкновении 2 теорий.

2 этап: гипотеза, формулирование предположения о возможных путях решения проблемы.

3 этап: Теория – подтверждение гипотезы, основанное на накоплении и исследовании фактов, выявления закономерностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: