Для получения текущих координат места судна на любой момент времени непрерывно ведется счисление его пути.
Правомерно возникает вопрос. А достаточно ли одного только счисления пути судна для обеспечения безопасности его плавания? Оказывается нет, далеко не достаточно.
Действительно, ведь счисление пути судна основывается на показаниях основных штурманских приборов: курсоуказателя (компаса) и лага. Но в их работе (их показаниях) имеются погрешности, которые при счислении пути судна учитываются в виде поправок (для курсоуказателя – D К, для лага – D Л %), но ведь и сами эти поправки известны (определены) с некоторыми, неизвестными, погрешностями.
Погрешность содержит и угол дрейфа (a), выбираемый из таблицы, а сведения о течениях, элементы которых выбирают из навигационных пособий, являются весьма приближенными (см. табл. 12.1).
Значения погрешностей основных элементов счисления
(табл. 4.4 «МТ-2000»)
Таблица 12.1
№ п/п | Элементы счисления | Значение погрешности (СКП) |
Компасный курс по гирокомпасу (ГКК) | ±0,3° ¸ ±1,2° | |
Компасный курс по магнитному компасу (ККмк) | ±0,9° ¸ ±2,0° | |
Поправка гирокомпаса (Δ ГК) | ±0,3° ¸ ±1,3° | |
Поправка магнитного компаса (Δ МК) | ±0,5° ¸ ±1,8° | |
Истинный курс по данным гирокомпаса | ±0,6° ¸ ±1,8° | |
Истинный курс по данным магнитного компаса | ±0,9° ¸ ±2,7° | |
Скорость по относительному лагу | ±0,1уз. ¸ ±0,2уз. | |
Скорость по абсолютному лагу (при V ≤ 10 уз.) | ±0,02уз. ¸ ±0,05уз. | |
Скорость по абсолютному лагу (при V > 10 уз.) | ±(0,002 ¸ 0,005) × V | |
Угол дрейфа от ветра (a) | ±0,5° ¸ ±1,5° | |
Направление течения при выборе из навигационных пособий | ±30° ¸ ±60° | |
Направление течения при определении по абсолютному лагу | ±10° ¸ ±20° | |
Скорость течения при выборе из навигационных пособий | ±0,3 uТ | |
Скорость течения при определении по абсолютному лагу | ±0,1уз. ¸ ±0,3уз. | |
Скорость течения при отсутствии данных о течении | ±0,2уз. ¸ ±0,7уз. |
Вполне очевидно, что в результате погрешностей в поправках штурманских приборов, в угле дрейфа и в учитываемых элементах течения, счисление пути судна ведется с некоторыми погрешностями.
|
|
Эти погрешности, по своему численному значению, как правило, небольшие, но они действуют в течение всего плавания, то есть нарастают по времени (рис. 12.1).
Длительное действие этих неучтенных погрешностей приводит к тому, что погрешность в счислимом месте судна постепенно увеличивается и достигает значительной величины, при которой уже не обеспечивается требуемая точность знания счислимых (текущих) координат, то есть не обеспечивается безопасность плавания судна.
|
|
Рис. 12.1. Суммарные погрешности
Из рис. 12.1 следует, что вследствие наличия суммарной погрешности в направлении движения судна (± mПУ) и суммарной погрешности в пройденном судном расстоянии (± mS) счислимое место судна на какой-то момент времени (Т1) будет находиться не в конкретной счислимой точке (т. А), а в пределах площади (АБДС), ограниченной значениями погрешностей в счислении ( и mS) и с определенной вероятностью.
Исходя из этого возникает необходимость исключения погрешностей в счислении пути судна. Это достигается путем систематического контроля за счислением координат судна и периодической их коррекцией.
Контроль за счислением пути судна осуществляется постоянной проверкой правильности учета элементов счисления (погрешности не исключаются совсем, но не допустить больших промахов в счислении пути судна позволяет).
Коррекция счисления включает в себя периодическое определение координат судна измерением величин, не участвующих в счислении пути, с последующим счислением координат судна от определенного по этим величинам места судна, которое называют обсервованным местом судна, а координаты такого места – обсервованными координатами (j0, l0).
Периодичность коррекции счисления – определения места судна – должна быть такой, чтобы в течении времени между определениями места погрешность счисления пути не превышала в данных условиях определенной (допустимой) величины и обеспечивала навигационную безопасность плавания.