По пеленгам на два ориентира

Перед каждым определением места таким способом следует убедиться в том, что ориентиры, на которые измеряются пеленги, соответствуют показанным на карте; само измерение пеленгов производить с максимально возможной точностью а

Δ П = ИПА – ИПБ > 30° (оптимальный вариант – 90°)

Определение места судна способом «крюйс-пеленг»

Если в видимости судна имеется только один навигационный ориентир, который нанесен на путевую карту, то определить место судна можно по разновременным наблюдениям одного и того же навигационного ориентира – способом «крюйс-пеленг».

Рис. 13.7. Способ «крюйс-пеленг»

Для определения места судна таким способом необходимо (рис. 13.7):

  1. ª Измерить компасный пеленг на навигационный ориентир А (КП1), записать время (Т1) и отсчет лага (ОЛ1). На это время (Т1) нанести на путевую карту счислимое место судна (т. а).
  2. ª Через определенное время (пеленг на ориентир А должен измениться на угол не менее чем на 30°) в момент времени (Т2) при отсчете лага (ОЛ2) измерить еще раз компасный пеленг на ориентир А (КП2).
  3. ª Рассчитать значение ИП2 = КП2 + D К и провести его на навигационной карте от места ориентира А (ОИП2 = ИП2 ± 180°).
  4. ª Рассчитать расстояние, которое прошло судно за время между измерениями пеленгов: SЛ = КЛ × (ОЛ2 – ОЛ1) или S = V × (Т2 – Т1).
  5. ª Нанести на навигационную карту счислимое место судна на момент измерения КП2 (т. в).
  6. ª От места ориентира (т. А) проложить линию параллельную линии пути судна и отложить по ней рассчитанное расстояние SЛ ( çê и = ) получим вспомогательную точку (т. В).
  7. ª Рассчитать значение ИП1 = КП1 + и проложить его от т. В (ОИП1 = ИП1 ± 180°).
  8. ª В точке пересечения пеленгов (ИП1 и ИП2) условным знаком () нанести на путевую карту счислимо-обсервованное место, рядом с ним подписать .
  9. ª Обозначить на карте невязку (С), определить ее направление (52°) и величину (1,2 мили).
  10. ª Оформить запись в судовом журнале.

Нанести счислимо-обсервованное место судна на путевую МНК можно и так (рис. 13.7):

  1. – рассчитанные значения ИП1 (ОИП 1) и ИП2 (ОИП2) проложить от места ориентира (т. А);
  2. – рассчитать значение расстояния [ SЛ = (ОЛ2 – ОЛ1)· КЛ ] пройденного судном за время между замерами пеленгов (КП1 и КП2);
  3. – с помощью параллельной линейки и циркуля-измерителя вместить рассчитанное значение «SЛ» между линиями пеленгов ( = а′в′ и || а′в′), тогда:

i. т. «а′» → место судна на время замера КП1;

ii. т. «в′» → счислимо-обсервованное место судна на время замера КП2.

При определении места судна способом «крюйс-пеленг» необходимо стремиться к тому, чтобы изменение пеленга на ориентир было не менее чем 30° и, в то же время, чтобы промежуток времени между наблюдениями был как можно меньше. Лучше всего, когда ориентир находится сравнительно на небольшом удалении от судна, а курсовой угол на него близок к траверзному.

Способ «крюйс-пеленга» невозможен в исполнении, если:

1) ¦ ориентир находится на острых носовых (кормовых) курсовых углах;

2) ¦ судно не имеет хода;

3) ¦ при небольшой скорости судна и значительном расстоянии до ориентира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: