При прохождении ЭМВ во всех металлических частях судна, представляющих собой замкнутые и разомкнутые контуры, индуктируются токи высокой частоты, которые создают свои магнитные и электрические поля, взаимодействующие с основными полями радиоволны, приходящей от КРМКА.
Поэтому приемное устройство АРП, определяющее направление суммарного вектора этих полей, дает искаженное направление на КРМК.
Радиодевиация (f) – угол, образованный истинным направлением распространяющейся радиоволны и ее направлением, которое определено АРП на судне (рис. 19.3).
Рис. 19.3. Радиодевиация
ОРП – отсчет радиопеленга с подвижной (связанной с курсоуказателем) шкалы АРП.
ОРКУ – отсчет радиокурсового угла с неподвижной шкалы АРП.
ИК – значение истинного курса судна в момент снятия радиопеленга на КРМК.
(19.1)
РКУ – радиокурсовой угол, отсчитывается от носовой части ДП судна (продольной оси судна) по часовой стрелке от 0° до 360°.
(19.2)
ИРП – истинный радиопеленг – угол между северной частью истинного меридиана и направлением распространения радиоволн (направлением на КРМК).
(19.3)
или (19.4)
или (19.5)
, (19.6)
(ортодромический пеленг), так как он определяет направление дуги большого круга (ДБК).
Радиодевиация (ее значение) зависит от РКУ, длины приходящей волны, осадки судна, изменения положения грузовых стрел и грузов. Для уменьшения величины радиодевиации антенна устанавливается, возможно, выше, а в АРП предусмотрены механические и электрические компенсаторы.
Остаточная радиодевиация АРП периодически определяется на специальном радиодевиационном полигоне по сличению одновременно взятых: 1) º ОРП с подвижной шкалы АРП и 2) º визуальным пеленгом на КРМК (ИП = КП + DК)
(19.7)
Такое сличение показаний производится на курсовых углах от 0° до 360° через каждые 10° (15°).
Рассчитанные (определенные) значения остаточной радиодевиации заносятся в таблицу радиодевиации (см. РТШ – рабочие таблицы штурмана) → см. табл. 19.2.
Грузовые суда, как правило, определяют остаточную радиодевиацию для различных осадок (в «полном грузу» и в «балласте»).
Рекомендуется иметь значения остаточной радиодевиации для следующих длин волн:
- ª 600 м – волна сигналов бедствий;
- ª 800 м – волна судовых радиостанций;
- ª 1000 м – волна КРМКОВ.