ЭМВ, принимаемая АРП, проходит путь от КРМКА до судна по ДБК (ортодромии) как кратчайшему расстоянию между ними. Поэтому, на судне с помощью АРП определяют ортодромический пеленг (Орт. П = ИРП) на КРМК, который на карте в меркаторской проекции изображается кривой линией и с помощью прокладочного инструмента не может быть проложен.
Для прокладки радиопеленгов на морской карте в проекции Меркатора возникает необходимость перехода от ортодромических к локсодромическим пеленгам, которые изображаются на такой карте прямыми линиями. Этот переход осуществляется с помощью, так называемой ортодромической поправки (рис. 19.4).
Судно, находясь в т. К взяло радиопеленг на КРМК (т. Р), расположенный на берегу.
ЭМВ КРМКА, распространяясь кратчайшим путем (по ортодромии), придет на судно (в т. К) по направлению СК, которое определяется углом Ð СКNИ, равным Орт. П (ИРП).
Если этот пеленг проложить на меркаторской карте, то он не пройдет через место КРМКА (т. Р).
Рис. 19.4. Ортодромическая поправка
Чтобы прямая линия Орт. П (ИРП), проложенная на меркаторской карте, проходила через точки Р и К, необходимо Орт. П (ИРП) перевести в локсодромический пеленг (Лок. П), изменив направление Орт. П (ИРП) на угол Ð СКР, то есть
(19.8)
Ортодромическая поправка (y – «пси») – разность между направлениями ортодромического и локсодромического пеленгов в данной точке (т. К).
Величина y рассчитывается по приближенной формуле:
(19.9)
где РД – разность долгот места КРМКА и счислимого места судна;
jm – средняя широта тех же точек.
Значение y можно выбрать из табл. 23 а «МТ-75» (с. 249) или табл. 2.12 «МТ-2000» (с. 271), рассчитанной по формуле (19.9) → см. табл. 19.3.