Глава 1 менеджмент

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Данная глава включает изложение исторических аспектов развития управленческой теории, становления менеджмента как социально-экономического учения, характеристику процесса и уровней управления на основе общенаучных подходов и непосредственно в фармацевтической отрасли. Приведены сведения о существующих и развивающихся формах организации управления фармацевтической службой, современных рыночных структурах управления и хозяйствования. Познавательное и прикладное значение имеет предложенный здесь сравнительный анализ зарубежных механизмов управления.

1.1. Значение и понятие менеджмента. Эволюция управленческой теории

В условиях развития в Украине рыночных отношений значительно усложняется деятельность фармацевтических предприятий и объединений. Организации работают в условиях неопределенности и непредсказуемости, развития конкуренции, повышенного риска, сложности разработки и выполнения планов, принятия управленческих решений и т.п. Как следствие повышается ответственность менеджера за результаты работы предприятия, достижение целей, получение прибыли, увеличение конкурентоспособности. Одной из важнейших задач менеджмента является создание нового рынка предприятия, т.е. вовлечение широкого круга потребителей товаров и услуг, а также обеспечение быстрого реагирования на все изменения в социальной сфере рынка. Руководитель должен проявлять особую оперативность, самостоятельность и ответственность в обеспечении организации финансовыми, материальными, трудовыми, информационными ресурсами. От знаний и умений менеджера зависит размер и своевременность выплаты заработной платы сотрудникам, предоставление им возможности участвовать в управлении предприятием, создание подчиненным условий для самостоятельного решения текущих проблем. Руководитель, сочетая теорию менеджмента с личными качествами, способствует созданию управленческой команды, формированию делового эффективного общения и сотрудничества в коллективе. Важны также знания самоорганизации или самоменеджмента.

Менеджмент имеет значение не только для руководителя, но и для каждого работника, так как вооружает знаниями о создании и работе организации как системы, о принципах работы в группе, взаимодействии и деловом общении, делопроизводстве, об урегулировании конфликтов, об основных положениях трудового законодательства и др.

Менеджмент — наука управления организацией, которую относят к числу крупнейших научных новаций 20-го века.

Менеджмент — это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Существует и другое определение, согласно которому менеджмент — это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Менеджмент не дает унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия. В этой связи перед менеджментом стоит задача создания организационного климата, побуждающая работников предприятия вносить максимальный вклад в достижение поставленных целей.

Для менеджмента в рыночной экономике жизненно важны методы и средства изучения и удовлетворения интересов, нужд и запросов того, кто покупает товар. Здесь менеджмент соприкасается с маркетингом. Маркетинг рассматривается как интегративная функция менеджмента, преобразующая потребности покупателя в доходы предприятия.

Сам термин "менеджмент" возник задолго до того, как менеджмент превратился в теорию и вид практической деятельности. Он происходит от латинского словосочетания "manuagere", что переводится как "работать руками". Иной смысл это понятие приобрело с формированием менеджмента как специальной области знаний о законах управления организационными структурами бизнеса. В зарубежной (английской) терминологии глагол “управлять” имеет несколько интерпретаций, в том числе "to manage" – управлять в экономической, хозяйственной сфере. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает такие толкования понятия «менеджмент»:

1) способ, манера общения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умения (навыки управления);

4) административная единица (орган управления).

Как отрасль знаний менеджмент представляет собой междисциплинарную область, сочетающую достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технологических и других дисциплин, а также использующую опыт управленческого искусства. В содержании функционального менеджмента выделяют подвиды менеджмента как комплексной системы хозяйственного управления. К ним относят:

· производственный менеджмент;

· финансовый менеджмент;

· кадровый менеджмент;

· инновационный менеджмент;

· маркетинг.

Менеджер — это руководитель (прежде всего наемный управляющий), работающий в хозяйственной, производственно-рыночной сфере, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством. Менеджер организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно сам выполняет определенный объем управленческих функций. Менеджер в организации выполняет межличностные, информационные и роли, связанные с принятием управленческих решений.

В практике общения часто используются термины «бизнесмен», «предприниматель».

Бизнес (от англ. business – дело) представляет собой экономическую деятельность, дающую прибыль. Бизнесмен – это коммерсант, предприниматель, деловой человек, имеющий собственное выгодное дело (бизнес).

Предпринимательство требует от менеджеров всех уровней нацеленности на поиск новых, нестандартных путей решения управленческих задач. Поэтому предприниматель – это руководитель, обладающий инициативностью, способностью к риску, ответственностью и самопожертвованием в интересах дела, ориентацией на эффективность и качество, целеустремленностью, стремлением к информированности.

Менеджмент как социально-экономическое учение появился в конце девятнадцатого века, когда были предприняты первые попытки привести в систему имеющиеся знания в области управления производством. В 1881 году американец Джозеф Вартон разработал первый систематический курс управления для преподавания в колледже. Однако началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования традиционно считается 1911 год, когда была опубликована книга американского инженера Фредерика Тейлора "Принципы научного управления". Суть теории Тейлора состояла в том, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Следующий крупный шаг в развитии западной управленческой мысли связан с развитием школы административного управления, основоположником которой считается французский инженер Анри Файоль. Суть сформулированных им "принципов управления" состоит в расчленении процесса управления на фазы, что можно признать первым самостоятельным результатом "науки администрирования", ориентированным прежде всего на построение "формальных" организационных структур и систем.

Третий прорыв в управленческой мысли характеризуется зарождением школы "человеческих отношений" (1930 - 1950 г.г.). Американский психолог и социолог Элтон Мейо провозгласил, что производительность человеческого труда в конечном итоге определяет не машина, а человеческая психология. Позднее это направление было продолжено развитием теории организаций как социальных систем, но по своему характеру это было не что иное, как использование достижений психологии и социологии — науки о человеческом поведении в управлении.

О роли психологического фактора для роста производительности труда высказывался в свое время один из королей американского бизнеса, президент автомобилестроительной фирмы Г. Форд: "Если бы мы научились улаживать психологические конфликты в процессе работы, то я в ближайшие десять лет смог бы снизить себестоимость своих автомобилей больше, чем я смог сделать за последние 15 лет технологическими методами".

Новому рывку в управленческой мысли способствовало, начиная с 50-х годов ХХ ст., развитие количественных методов обоснования решений, что явилось следствием применения математики и компьютеров в управлении.

На рубеже 70-х годов ХХ ст. переломной в управленческой теории стала четко сформулированная идея о том, что организация — это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внутренней и внешней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. Эти годы прошли в интенсивных поисках взаимосвязей между типами среды и различными формами управления.

Следующее десятилетие ознаменовалось открытием значения "ор-ганизационная культура", как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами.

В 90-е годы ХХ ст. выделяются три основные тенденции в теории управления. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому — осознанием значения материально-технической базы современного производства и оказания услуг. Параллельно с этим наблюдается и вторая тенденция, касающаяся уже социальных, поведенческих аспектов, — это усиление внимания к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в осуществлении управленческих функций, в собственности. Наконец, третья особенность управленческой мысли данного периода – усиление международного характера управления. Вслед за переходом большинства стран к открытой экономике, резким повышением роли международной конкуренции и, в то же время, кооперации производства, развитием транснациональных корпораций, интернационализация управления ставит много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой.

Развивается, совершенствуется менеджмент и в настоящее время: обобщение теории и практики управления в различных странах и условиях, управленческие знания и опыт становятся ценной наработкой человечества.

Ключевыми элементами современной системы взглядов на менеджмент являются: а) отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента и преобладание проблем гибкости и адаптивности (приспособленности) к постоянным изменениям внешней среды; б) использование в управлении теории систем, что позволяет рассматривать организацию как целостность составляющих ее частей, неразрывно связанных с внешней средой; в) использование ситуационного подхода в управлении; г) признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед работниками организации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: