Мореплавание всегда сопряжено с риском, который в той или иной степени сопровождает судно. Наименьший риск, который можно принять за исходный для относительной оценки, будет у судна, находящегося в открытом море вдали от навигационных опасностей, имеющего требуемую Регистром мореходность, укомплектованного полностью вахтой, совершающего плавание в условиях, когда в пределах видимости нет других судов или иных объектов.
Всякое изменение обстановки по отношению к исходной позиции повышает степень риска и требует от судоводителя активных действий, направленных на обеспечение безопасности мореплавания.
Чем сложнее создается ситуация, тем больше требуется действий, которые бы компенсировали возникающую угрозу.
В сложной, порой критической обстановке, успех ликвидации причин и последствий угрожаемой ситуации в большей мере зависит от первоначальных действий лиц, имеющих полномочия принимать решения (капитан, вахтенный помощник капитана – ВПК, вахтенный механик – ВМ). Зачастую бремя принятия такого решения ложится не на капитана судна, а на его вахтенного помощника.
|
|
Хорошо, если в этот момент на вахте окажется СПК или 2-й ПК, но им может быть и малоопытный 3-й или 4-й ПК. И порой, из-за неправильных первоначальных действий, еще до прибытия на мостик капитана, выход из экстремальной ситуации уже обречен на неудачу.
Каждый ВПК должен хорошо знать, что ему необходимо предпринять, начиная от объявления тревоги и кончая полным и грамотным выходом из экстремальной ситуации, включая четкий доклад капитану при его прибытии на мостик.
Экстремальные ситуации, особенно при плавании в стесненных условиях, чреваты неожиданным, непредсказуемым ходом развития событий, и любой стереотип действий здесь неприемлем и все-таки.