Определение дрейфа судна в сплоченных льдах

Когда судно совершает плавание в редких льдах, дрейф его учитывается обычными приемами, принятыми в счислении его пути.

При плавании в сплоченных льдах судно дрейфует вместе со льдами, и определение дрейфа в таких условиях требует специального приема.

Для этого судно ставится на ледовый якорь или бортом к подветренной льдине, с наветренного борта, где должно быть достаточных размеров разводье, измеряется глубина места (Z) ручным лотом, груз которого в этом случае следует увеличить одной-двумя балластинами.

Как только будет надежно замерена глубина, лотлиню дается слабина длиной d от 20 до 50 м и в этот же момент запускают секундомер.

Судно дрейфует вместе со льдом из положения I в положение II (рис. 37.2), в котором вся слабина лотлиня будет выбрана и он туго натянется. В момент натяжения лотлиня стопорят секундомер.

Величина дрейфа судна (КТ) в метрах вычисляется по формуле

или (37.5)

Формулу (37.5) следует рассматривать как приближенную, так как в ней не учитывается прогиб лотлиня.

По вычисленной величине КТ и полученной из наблюдений Δ t, вычисляется скорость дрейфа судна при плавании в сплоченных льдах

(37.6)

Рис. 37.2. Определение дрейфа судна

Направление дрейфа определяют с помощью компаса и пеленгатора по направлению вытравленного лотлиня.

Недостатком этого способа является то, что он требует при каждом определении дрейфа остановки судна и возможен на глубинах не более 200 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: