Когда судно совершает плавание в редких льдах, дрейф его учитывается обычными приемами, принятыми в счислении его пути.
При плавании в сплоченных льдах судно дрейфует вместе со льдами, и определение дрейфа в таких условиях требует специального приема.
Для этого судно ставится на ледовый якорь или бортом к подветренной льдине, с наветренного борта, где должно быть достаточных размеров разводье, измеряется глубина места (Z) ручным лотом, груз которого в этом случае следует увеличить одной-двумя балластинами.
Как только будет надежно замерена глубина, лотлиню дается слабина длиной d от 20 до 50 м и в этот же момент запускают секундомер.
Судно дрейфует вместе со льдом из положения I в положение II (рис. 37.2), в котором вся слабина лотлиня будет выбрана и он туго натянется. В момент натяжения лотлиня стопорят секундомер.
Величина дрейфа судна (КТ) в метрах вычисляется по формуле
или (37.5)
Формулу (37.5) следует рассматривать как приближенную, так как в ней не учитывается прогиб лотлиня.
|
|
По вычисленной величине КТ и полученной из наблюдений Δ t, вычисляется скорость дрейфа судна при плавании в сплоченных льдах
(37.6)
Рис. 37.2. Определение дрейфа судна
Направление дрейфа определяют с помощью компаса и пеленгатора по направлению вытравленного лотлиня.
Недостатком этого способа является то, что он требует при каждом определении дрейфа остановки судна и возможен на глубинах не более 200 м.