Особенности счисления пути судна при плавании во льдах

В основе счисления пути при плавании судна во льдах лежат приемы и способы, принятые для обычных морских условий. Однако частые изменения курсов и скорости хода, остановки движения, задние хода, особенности в определении дрейфа и скорости судна вынуждают прибегать к некоторым особым приемам счисления его пути.

Впервые разработал и применил способ счисления при плавании во льдах создатель первого в мире ледокола "Ермак" флотоводец и ученый адмирал Степан Осипович Макаров (1848 -1904гг.).

К способу С.О.Макарова обращаются тогда, когда курсы судна меняются не реже четырех раз в час. Если они меняются реже, графическое счисление пути судна ведется обычным способом. В способе С.О. Макарова каждые пять минут записывают курс и скорость хода, оцениваемой, как правило на глаз. По полученным данным вычисляют разность широт (РШ, Δ φ) и отшествие (ОТШ, ω) для каждого пятиминутного периода плавания. По разности широт и отшествии вычисляют генеральные разности широт и отшествие за каждый час, а по ним генеральный курс и генеральное плавание. После этого на МНК строят навигационный треугольник для учета сноса судна от дрейфа за час и получают счислимое место судна.

Для записей курсов С.О. Макаров применил схему, представляющую собой развернутую в виде вертикальных столбцов картушку компаса, градуировка столбцов которой нанесена через 5º. Следовательно, точность записей курса составляет в этом способе ±2,5º.

Таким образом, способ С.О. Макарова весьма неточен, схемы для записей и вычислений громоздки, не обладают хронологической последовательностью по времени.

Современный способ счисления пути судна при плавании во льдах также основан на записях курсов и скорости хода через каждые 5 мин. Однако при этом курс замечается с точностью до ±1º, а скорость хода определяется на глаз с точностью до ±0,5 уз. В течение каждого часа 2 – 3 раза скорость хода должна быть определена из инструментальных наблюдений. Записи наблюдений и их обработка ведутся по схеме, приведенной в таблице 37.2

Счисление пути судна при плавании во льдах

С 9.00 до 10.00 14 августа 2008 г. На 9.00: φс = 76º12,0' N, λс = 88º16,0' Е

Таблица 37.2

№ п.п. ТС (час, мин) КК (град) Δ К (град) ИК (град) ИКПР (град) V (уз) S (мили) α (ИКПР Ген.ИКПР) (град) cosα S cosα
                     
  9.05   –2.0     3,5 0,29   0,81 0,23
  9.10   –2.0     4,5 0,37   0,87 0,32
  9.15   –2.0     4,0 0,33   0,98 0,32
  9.20   –2.0     5,0 0,42   0,88 0,37
  9.25   –2.0     6,0 0,50   1,00 0,50
  9.30   –2.0     5,5 0,46   0,83 0,38
  9.35   –2.0     3,0 0,25   0,95 0,24
  9.40   –2.0     3,5 0,29   0,80 0,23
  9.45   –2.0     3,5 0,29   0,93 0,27
  9.50   –2.0     4,5 0,38   1,00 0,38
  9.55   –2.0     4,0 0,33   0,99 0,33
  10.00   –2.0     4,5 0,38   0,96 0,36

В табл. 37.2 – графы 2, 3, 4, 5 – результаты наблюдений и вычисленные ИК на каждые 5 минут; – графа 6 – значения приведенных ИКИК первой четверти +360º).

Сумма всех частных значений ИКПР делится на 12 и получают генеральный истинный курс (Ген.ИК = 2º).

Для отыскания генерального плавания (Ген.S) нужно получить сумму проекций всех 5-ти минутных плаваний на Ген.ИК.

В графе 9 записываются углы, которые составляют линии каждого 5-ти минутного ИК с линией Ген.ИК. Здесь следует иметь ввиду возможность получения углов >90º, и тогда величины «cos» этих углов (графа 10) должны быть записаны со знаком «–».

В графе 11 даны численные значения проекций каждого 5-ти минутного плавания на генеральный курс «S·cosα». Алгебраическая сумма этих проекций представляет «Ген.S» судна за час по Ген.ИК.

Чтобы найти координаты на конечный момент счисления (10.00), нужно по данным «Ген.ИК = 2º», «Ген S = 3,93 мили», «φс= 76,2º» с помощью таблиц 24, 25 «МТ-75» (т. 2.19 а, 2.20 «МТ-2000») – см. табл. 17.8 и 17.9 – найти РШ, ОТШ и РД.

В нашем примере (РШ = 3,93' к N и РД = 0,6' к Е). Придав к исходным на 9.00 значениям φс, λс найденные значения РШ и РД, получим искомые координаты на 10.00:

φс = 76º12,0' N + 3,9' к N = 76º15,9' N,

λс = 88º16,0' Е + 0,6' к Е = 88º16,6' Е.

Если судно сносило течением или ветром, в конце каждого часа счислимую точку следует сместить на величину этого сноса.

Существует еще один способ ведения счисления пути при плавании во льдах – способ графического счисления или прокладки каждого 5-ти минутного курса и пройденного по нему расстояния на бумаге в крупном масштабе. Счислимое место при этом способе следует наносить на МНК в конце каждого часа или 4-х часовой вахты. Способ этот проще других, но он требует от судоводителя очень напряженной работы на протяжении всей вахты, так как инструментальное определение скорости хода и дрейфа судна и другие обязанности занимают много времени.

Из рассмотренных особенностей навигационных условий и способов счисления пути судна при плавании во льдах следует вывод, что условия плавания очень сложные, а способы счисления пути судна имеют существенные недостатки (громоздки, трудоемки, недостаточно точны).

Поэтому судоводитель при плавании во льдах должен постоянно изыскивать возможность для получения обсервованного места.

В случае проводки судна за ледоколом на всем маршруте или части его судоводитель должен так же тщательно, как и в отдельном плавании, вести счисление пути своего судна. Связь с ледоколом осуществляется однобуквенными сигналами «МСС-65»(см. табл. 37.3).

Однобуквенные сигналы для связи между ледоколом и проводимыми судами

Таблица 37.3

Сигналы Значения сигналов
С ледокола С судна(-ов)
А • ▬ Идите вперед (следуйте по ледовому каналу) Я иду вперед (следую по ледовому каналу)
G ▬ ▬ • Я иду вперед; следуйте за мной Я иду вперед; следую за вами
J • ▬ ▬ ▬ Не следуйте за мной (следуйте по ледовому каналу) Я не следую за вами (буду следовать по ледовому каналу)
P • ▬ ▬ • Уменьшите ход Я уменьшаю ход
N ▬ • Застопорите движители Я стопорю движители
H •••• Дайте обратный ход движителям Дайте обратный ход движителям
L • ▬ •• Немедленно остановите судно Я останавливаю судно
•••• ▬ Стоп. Я застрял во льду Стоп. Я застрял во льду
Q ▬ ▬•▬ Сократите расстояние между судами Я сокращаю расстояние
B ▬ ••• Увеличьте расстояние между судами Я увеличиваю расстояние
••••• Внимание Внимание
Y ▬ • ▬▬ Приготовьтесь принять (или отдать) буксир Я готов принять (или отдать) буксир

"WM" – ледокольная проводка сейчас начинается. Используйте спец. сигналы.

"WO" – ледокольная проводка окончена. Следуйте по назначению.

В судовом журнале судна, совершающего плавание в ледовых условиях, записи должны характеризовать все особенности плавания. В дополнение к данным, предусмотренным правилами ведения судового журнала, при самостоятельном плавании необходимо записывать следующие сведения:

- время и место входа в лед и выхода из него;

- характеристику льда;

- каждый час курс и пройденное расстояние, а если судно шло переменными курсами, то генеральный курс;

- все полученные распоряжения от руководства морскими операциями, а также от капитана ледокола;

- место начала дрейфа, ледовую и метеорологическую обстановку, а также результаты наблюдений за направлением и скоростью дрейфа;

- время начала сжатия, подробную характеристику льда, направление и силу ветра, направление и силу сжатия, его продолжительность и последствия;

- если судно получило повреждения – меры борьбы за живучесть судна.

При плавании за ледоколом в судовой журнал записывать:

- время и место вступления судна под поводку ледокола, название ледокола;

- заданную дистанцию, а если судно следует в составе каравана, то свой порядковый номер в кильватерном строю и названия впереди и позади идущих судов;

- состояние канала за ледоколом;

- если судно застряло во льду и временно оставлено ледоколом, – время и место, а также характеристику окружающей ледовой обстановки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: