Важнейшим элементом управления, его главной "продукцией" является управленческое решение. Принятие решения отражается во всех аспектах реализации управленческих функций. От того, насколько обоснованы и своевременны принимаемые решения, как они реализуются, во многом зависит эффективность управления, успешность деятельности организации в целом.
В общем понимании решение – это состояние неопределенности, вызванное необходимостью выбора действий, которые позволят достичь определенного заранее заданного результата. Иными словами, решение ─ это выбор альтернатив. Деятельность руководителя связана с принятием организационных или управленческих решений. Организационное решение ─ это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Целью такого решения является обеспечение движения к стоящим перед организацией задачам. Существует несколько подходов к классификации организационных решений (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Классификация управленческих решений
По уровню управляемой системы решения могут быть одноуровневыми и многоуровневыми, когда решение распространяется на все или часть уровней управления.
По функциональному содержанию организационные решения в свою очередь подразделяются в соответствии с четырьмя основными функциями управления: по планированию, организации деятельности, мотивации, контролю.
По сфере действия выделяют: экономические, социальные, организационные и технологические решения.
Согласно организации разработки принятие решения может быть единоличным, коллегиальным и коллективным. Единоличные решения разрабатывает и принимает индивидуально руководитель. Коллегиальные ─ совместно руководитель и специалисты.
Коллективные решения принимаются на общих собраниях всеми участниками. Некоторые руководители предпочитают, чтобы определенные решения принимались группами. Один из методов приведения группы к соглашению называется консенсусом.
Организационные решения могут быть рассчитаны на различную продолжительность действия, в связи с чем их классифицируют как стратегические (долгосрочные), плановые или текущие и тактические (краткосрочные, оперативные) решения, предназначенные для решения частной задачи в конкретные сроки.
По причинам возникновения решения бывают ситуационными, инициативными, принятыми по распоряжению вышестоящих органов.
Еще одним подходом к классификации организационных решений является деление их на общие и частные. Общие решения ставят задачи перед всеми организациями данного уровня управления, частные затрагивают конкретные вопросы или определенную организацию и, в ряде случаев, конкретизируют общее решение.
Кроме того, их можно квалифицировать как запрограммированные (стандартные) и незапрограммированные. Запрограммированные ─ повторяющиеся решения, принимаемые в соответствии с установленными управленческими указаниями. Число альтернатив при этом ограничено. Это могут быть расчеты по формулам, уравнениям.
Например, расчет штата аптеки по нормам нагрузки на одного работника; планирование товарооборота по темпам роста и прироста, планирование и прогнозирование потребности в лекарственных препаратах с использованием норм потребления, формуляров и т.д.
Незапрограммированные ─ обычно одноразовые решения, осуществляемые в новых ситуациях, сопряженные с неизвестными факторами. Примером могут служить решения по улучшению качества продукции; закупка новых лекарственных препаратов; совершенствование структуры организации и др.